Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

В том же году открыты были низшие заведения по новому плану в петербургском округе. Способным людям поручено было приготовить учебные книги. Скоро появились "Библейская история" Филарета (Дроздова), превосходное руководство для академий, и "Церковная история" Иннокентия (Смирнова). В то же время разосланы были по семинариям конспекты богословских и философских наук. Первый курс петербургской академии кончился благополучно. Из числа воспитанников его явились впоследствии митрополит и 7 архиепископов. Из начальников же - 3 митрополита, 2 архиепископа и 2 епископа. В 1814г., когда окончился этот выпуск, он мог дать способных наставников для семинарий. В 1814 г. явилась возможность по новому плану открыть московскую академию в Троицко-Сергиевой лавре. Тогда же введено преобразование в семинариях пиетербургского и московского округов. Дело все более развивалось. В 1822 г. на основании опыта напечатаны были подробные проекты уставов для академий, семинарий и училищ. В продолжении 16 лет число учащихся возросло от 30000 до 46000, а число училищ вдвое. К концу царствования имп. Александра I уже и в селах много было священников, получивших полное семинарское образование, тогда как при имп. Екатерине и в городах бывали неученые священники.

Правительственные отпуски на содержание школ повышались. Но все же положение в семинариях было еще тяжелым. Дело в том, что, вследствии бедности духовенства, училищные начальства вынуждены были принимать на казенное содержание много бедных учеников сверх штата. Вследствии этого приходилось сокращать то, что шло на содержание штатных бурсаков. Приходилось из семинарских окладов помогать низшим школам. В 1836 г. - в царствование имп. Николая I - последовала новая прибавка к училищным окладам. В том же году предприняты были самые деятельные меры к совершенному преобразованию духовного юношества; по Высочайшему повелению, изданы в свет коренные уставы Вселенской Церкви, как основание канонического права, не имевшего места в программах духовно-учебных заведений прошлого времени; сделаны главными руководствами в преподавании догматического богословия "Изложение православной веры," написанное восточными патриархами, и "Православное исповедание веры," составленное Петром Могилой; в академиях и семинариях введено учение об отцах Церкви и распространено на все три отделения преподавание специальных богословских наук; возобновлено издание книги Стефана Яворского "Камень веры" и, наконец, про странный катехизис московского митрополита Филарета, совершенно переработанный автором, согласно с строгими требованиями древнего православия, введен в 1839 г. в повсеместное употребление, в качестве школьного руководства по Закону Божию. (Благовидов).

В 1840 г. введены были науки - патристика, пастырское и собеседовательное богословие и, кроме того, знания чисто практического характера - сельское хозяйство, съемка и черчение планов, медицина и оспопрививание, иконописание. Богословские предметы перенесены были и в общеобразовательные классы, философия признана была в семинариях ненужной и из нее оставлены только логика и опытная психология.

В шестидесятых годах произведена была новая реформа, вызванная разными недочетами, в особенности же тяжелым материальным положением школ в которых казеннокоштные ученики голодали, здания оставались без ремонта, учителя же уходили в другие ведомства. Новая реформа обсуждалась с 1860 по 1866 гг. Наряду со специальными комиссиями, обсуждали ее епархиальные архиереи, ректоры, академические советы и даже печать. Правительство ассигновало казенное пособие школам в размере полутора миллиона руб. В мае 1867 г. духовно-учебное управление заменено было духовно-учебным комитетом и утверждены новые семинарский и училищный уставы, а в 1869 г. академический устав. Администрация духовно-учебной части получила новый вид. Она была сосредоточена в одном духовно-учебном комитете. Академические округи были упразднены и академии освобождены от несвойственных им административных забот. Во внутреннем управлении дух. школ проведено начало само-управления и начало выборное, касавшиеся всех должностных лиц, кроме ректоров академий. Таким образом во всех делах заинтересованными оказались члены учебного и педагогического составов учебных заведений. В делах семинарий и училищ призвано было к участию и местное духовенство, выбиравшее своих представителей в правления учебных заведений. Учебная часть семинарий и училищ была организована с более стройным распределением предметов общеобразовательного и специального курсов. Для сокращения семинарского курса из него были выпущены даже библейская история, учение ? богослужебных книгах и патристика; обширнее было поставлено преподавание философии. Нововведением и в семинариях и в академиях было преподавание педагогики, при котором имелось в виду ближайшее участие духовенства в деле народного образования. Самой благотворной стороной новой учебной реформы было возвышение духовно-училищных окладов, прекратившее прежнее бедственное состояние дух. школ. Свечной сбор в 1870 г. был заменен процентным со всех церковных доходов, по 10-21 процентов с каждой церкви. В царствование имп. Александра III издан в 1884 г. новый устав духовных академий и семинарий. Профессорам и учителям возвышены оклады содержания и пенсий, применительно к положению министерства народного просвещения.

Стали создаваться школы для образования дочерей духовенства. Начало этому положено было ведомством Императрицы Марии в 1843 г., создавшим в Царском Селе такую школу. За ним стали открывать и другие школы в ряде городов. С 1860 г., с возбуждением в среде духовенства сословной само деятельности, по епархиям начали создавать епархиальные женские училища, содержавшиеся на средства епархиального духовенства. Училища эти создались во всех епархиях и имели очень большое значение.

Представители духовной науки
и проповедничества.

В 1805 г. Издана "Краткая Церковная Российская история" митрополита московского Платона. До этого труда составители русской церковной истории, по отзыву проф. ?. ?. Глубоковскаго (Заслуженный профессор др. богосл. Н. Н. Глубоковский: "Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии." Варшава. 1928 г.), ограничивались летописно-повествовательными сообщениями, митрополит же Платон, по его словам "держится собственно летописного распорядка." но группирует свой материал более систематично и, главное, везде рисуется "любезным и привлекательным истории свойством - истины и беспристрастия," почему старательно применяет трезвый критицизм в обсуждении литературных сведений и жизненных явлений." В 1807-16 г.г. напечатана была "История Российской иерархии," в 6 частях составленная совместно ректором новгородской семинарии Амвросием (Орнатским), будущим епископом пензенским, и епископом вологодским Евгением (Болховитиновым), будущим митрополитом киевским. Труд этот, изобилующий данными, дал прочное основание последующим трудам по русской церковной истории. Знаменский пишет: "Евгений до конца жизни занимался своими археологическими и историческими работами, посвящая свои труды преимущественно собиранию материалов, разработке первоисточников и всякого рода каталогизации. Во всех епархиях, где он служил - в Новгороде, Вологде, Пскове, Киеве - владыка Евгений везде изучал местные архивы, собирал Сведения об иерархах, монастырях, святынях и составлял обо всем заметки, каталоги и цельные исследования. Так явились его "Разговоры ? древностях Новгорода," материалы для истории вологодской иерархии, святых и монастырей статьи ?пермеких древностяхи "История княжества Псковскаго," "Летопись Изборска," Описание Киево-Софиевскаго собора и Киево-Печерской Лавры и др. Много лет он работал над составлением своих знаменитых "Словарей русских писателей" светских и духовных. Он вел обширную переписку и сношения со всеми почти русскими учеными и библиографами и с известным тогдашним меценатом русских ученых гр. ?. ?. Румянцевым. Его заметками ? Кормчей пользовался в своем "Обозрении Кормчей" барон Розенкампф. В числе обработанных им древних памятников были граматы св. кн. Мстислава Юрьеву монастырю, История кн. Курбскаго, Хождение Даниила и др. Ученые общества, университеты, академия наук приглашали его в число своих членов." Проф. М. П. Погодин писал ? нем: "Вот был человек, который не мог пробыть нигде одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории ... Замечу еще особенность в его уме и характере: необыкновенная положительность без примеси малейшей идеальности. Это был какой то статистик истории. Он, кажется, не жалел, если где чего ему не доставало в истории; для него это было как будто все равно. Что есть, - хорошо а чего нет, - нечего ? том и думать. Никаких заключений, разсуждений." "Но зато," пишет ? нем проф. Н. Н. Глубоковский, "фактическая сторона у него всегда документальна и проверена тщательно, а все ее части размещаются по обективным рубрикам взаимной исторической связи, хотя бы внешней и нуждающейся во внутреннем освещении. Собран был богатый обоснованный и упорядоченный материал, который вместе с другими церковно историческими запасами сам собою просился в рамки научной систематизации." Епископ Амвросий (Орнатский), уйдя в 1825 г. на покой, выехал из Пензы в нагольном тулупе и в Кириллово-Белоозерском монастыре заключился в тесной келье. Здесь он питался только просфорой, которую приносили к окну его. В глубокую полноч, при свете луны, видели его издали стоящим на паперти на коленях с воздетыми к небу руками. Иначе он не видался ни с кем. 27 дек. 1827 г. просфора, оказавшаяся на окне кельи, дала знать, что святитель окончил свой земной пут.

Обработкой материала, оставленнаго митр. Евгением, занялся самоотверженный даровитый владыка Филарет (Гумилевский) архиеп. черниговский (1859-66), ранее харьковский (1848-59). Он выпустил в 1847-48гг. "Историю русской Церкви," в пяти периодах, обнимающих годы с 988 по 1826 г. Труд этот совмещает массу сведений, не редко добытых собственными разысканиями и справками, отличается, по отзыву проф. Глубоковскаго, "бесспорным искусством комбинирования по существенным началам жизненных явлений, почему последние сразу становились ясными в этой перспективе по своей подлинной исторической природе и не нуждались в детальном рассмотрении." Архиеп. Филаретом составлен был "Обзор русской духовной литературы" (862-1863), содержащий ценные данные.

Еще более значительным историческим трудом была "История Русской Церкви" митр. московского Макария (Булгакова), занимавшего до этого кафедры тамбовскую, харьковскую и литовскую. Труд этот заключает XIII томов (последний издан после его смерти). Автор обогатил науку множеством всяких научных сокровищ высокого значения.

Известны и другие труды упомянутых авторов. Архиеп. Филарет написал: Историческое учение об отцах Церкви. Исторический обзор песнопевцев греческой Церкви. Русские святые в 12 книжках с ученой обработкой их житий. Святые подвижницы восточной Церкви. Историко-статистическое описание харьковской и черниговской епархий. Объяснение на послание к Галатам. Учение евангелиста Иоанна ? Слове. Система догматики.

Митр. Макарием написано: История киевской академии. История русского раскола старообрядчества. Введение в православное богословие и полная система догматического богословия. О последнем труде упомянуто будет ниже.

Большой и тщательно разработанный труд проф. ?. ?. Голубинского "История Русской Церкви," обнимающая события до митр. Макария (1542-63) включительно. Все исторические события им до крайней тщательности проверены. Но критицизм захватывает его полностью и это отражается на всем его труде. Глубоковский, признавая значение его крупного труда и нового освещения им ряда вопросов, Пишет: "Его критический молот был не просто внушительно-тяжелый, но и неразборчиво-грубый, бивший на своем пути направо и налево все попадавшееся прямо на смерть за простую слабость, лишая ее самого права на существование, всегда условное в земной ограниченности. Вообще у него критическая сторона гораздо выше, чем конструктивная, к которой он имел меньше и склонности и способности." Умер он в 1904 г.

Русскую богословско-историческую науку обогатил владыка Арсений (Иващенко), еп. кирилловский, викарий новгородской епархии, до этого настоятель московского ставропигиального Заиконоспасскаго м. Важнейший его труд "Летопись церковных событий и гражданских от Рождества Христова до 1898 года." Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской (1839-1908), известен выдающимися учеными трудами по русской церковной истории и археологии; замечателен его "Месяцеслов русских святых, всею русскою церковью или местно чтимых," - труд, не встречаемый у предшественников. Проф. ?. ?. Жукович, за свою работу об его научно-литературной деятельности удостоенный степени доктора церк, истории, отмечал, что "Месяцеслов русских святых" есть своеобразный Месяцеслов, отразивший в себе и религиозно-церковное мировоззрение русского народа и другие стороны его жизни." Известен историческими трудами прот. Василий Жмакин, с 1900 г. член учебного комитета при Св. Синоде. Лучший его труд магистерская диссертация: "Митрополит Даниил и его сочинения." Автор многих трудов В. 3. Завитневич, профессор киевской академии. Его докторская диссертация "Алексей Степанович Хомяков" (1902), по отзыву рецензента проф. Жуковича, "оставляет после себя впечатление целого, обширного по размерам и объединенного одной мыслью, богословско-исторического трактата." Профессор И. А. Чистович (1828-93) написал ряд трудов, из которых очень ценен "Очерк истории западно-русской церкви." Много трудов напечатано М. И. Кояловичем (1828-91), сыном священника Гродненской г., профессором петербургской дух. академии, в особенности об унии и ? всем касавшемся его родного края. Его "Лекции по истории Западной России," напечатанные в 1864 г., имели еще три издания. В 1871 г. вышло хорошее "Руководство к русской церковной истории" проф. казанского университета П. В. Знаменского. В изданиях начиная с 1896 г. оно именуется "учебным." Карташев, отдавая должное Знаменскому, с большой похвалой отзывается и ? труде проф. новороссийского унив. А. П. Доброклонского (†1937 г. в Белграде): "Руководство по истории русской церкви" (писалось 1884-93 г.г.).

Глубоковский пишет: "Русская церковно-историческая литература чрезвычайно богата ценными работами монографического характера по всем отраслям и более или менее важным вопросам. Лишь приходское белое духовенство, наряду с государственным влиянием высшей иерархии наиболее содействовавшее проведению христианства в глубину народной жизни на всем пространстве России, исследовано неполно и недостаточно, как это верно касательно состояния народа в истории по его религиозно-церковной стороне: - в этом отношении открываются широкие перспективы и точнее обрисовываются благодарные задачи, обещающие объективное научное разрешение. ? ? русском православном приходе уже довольно и обработанных трудов и систематизированных материалов."

Самостоятельную отрасль изучения русской Церкви составляет история раскола. Вопрос ? научной специализации этого вопроса выдвинут был в начале 50-х годов XIX в., к которому относится и открытие соответствующих кафедр при Духовных Академиях. Задачи были полемические, судя и по названию этой науки "история и обличение русского раскола." По словам Глубоковского, "наиболее убедительно выразили этот принципиальный взгляд митрополиты - Московский Филарет (Дроздов) и С. Петербургский Григорий (Постников), а Макарий (Булгаков) научно развил и обосновал его в отдельном историческом труде..." Исходя из того положения, что раскол является уклонением от кафолической истины, заслуживающим разоблачения и исправления, писал свои ученые труды московский проф. Н. И. Субботин. Он издавал журнал "Братское Слово," где (1875-76, 1883-99 годы) было помещено также много важных для истории раскола памятников и всяких сообщений. Ближайшим сотрудником Субботина был умный, настойчивый и хорошо осведомленный по своему прежнему нахождению в расколе единоверческий архимандрит Павел, по прозванию Прусский. К течению Субботина примыкал, вдохновляясь его принципами, казанский профессор Я. И. Ивановский. В другом виде изображался раскол теми, которые видели в нем особую "народную веру" и усматривали в нем протест против современных ему Церкви, государства и общества. Представителями такого течения были казанский проф. ?. ?. Щапов (начиная с магистерской диссертации в 1857 г). и ученый историк проф. Н. И. Костомаров. Писали ? расколе проф. московского университета Н. ф. Каптерев в историческом освещении, а так же напечатана была в 1905 г. книга проф. ?. ?. Голубинскаго "К нашей полемике со старообрядцами." Об единоверии писали проф. Н. И. Петров, о. В. И. Жмакин, ?. ?. Семеновский, проф. П. С. Смирнов, о. М. П. Чельцов, о. С. И. Шлеев, потом единоверческий епископ Охтенский Симон и др. Труды последнего Глубоковский считает написанными в узкотенденциозном духе.

Печатались труды ? православном востоке. Главным трудом в этой области является работа академика проф. ?. ?. Голубинскаго ? церквах Болгарской, Сербской и Румынской. Другие труды: Проф. А. И. Александрова (еп. Анастасия) "Политическая и церковная жизнь славянства в XIX в" (Казань 1911); Архиеп. Филарета (Гумилевского) ? "святых южных славян"; Проф. о. Т. И. Буткевича "Высшее управление в православных автокефальных Церквах." Отдельные работы: ? Болгарии - проф. академика И. С. Пальмова, проф. Н. Л. Туницкаго и др., ? Сербии - прот. М. П. Чельцова и проф. И. 0. Пальмова (его же ? Черногории), ? православных в Австро-Венгрии - ?. ?. Мордвинова, проф. Г. А. Воскресенского, о. Д. Н. Якшича, ? Чехии - обширные сочинения проф. Пальмова, ? Румынии - митр. новгородского Арсения (Стадницкаго), проф. ?. ?. Курганова, ?. ?. Колокольцева, Н. В. Лашкова, ? Молдавии - митр. Арсения.

По всеобщей церковной истории в нач. XIX века известны труды архимандрита Мефодия (Смирнова), возглавлявшего потом ряд кафедр (ум. 1815). Им написана была "История первых веков христианства" и "О Флорентийском соборе." Ректором петербургской семинарии, архимандритом Иннокентием (Смирновым), скончавшимся в 1819 г. еп. пензенским, выпущено было в 1817 г. двухтомное "Начертание церковной истории с библейских времен до XVIII столетия," сделавшееся на долгое время классической книгой для духовных школ. Прот. Иоанн Григорович (ум. 1853), воспитывавшийся на счет гр. Румянцева в петербургской академии, автор трудов по русской истории, издал переписку пап с российскими государями и др.

Церковную историю выдвинул на самостоятельный высокий ученый пьедестал проф. и ректор московской Академии, прот. А. В. Горский. Он не любил, по скромности, сам печататься, но воспитал целую историческую школу, "распространившуюся" по словам проф. Глубоковского "по всему простору русского богословского поля." Сменивший прот. Горского на академической кафедре, архим. Иоанн (Митропольский) обработал историю Вселенских соборов. Другой близкий к прот. Горскому, проф. ?. ?. Лебедев, скончавшийся в 1908 г., прямой наследник его традиций, отличавшийся, редкой трудоспособностью к концу жизни объединил важнейшую часть своих трудов в "Собрании церковно-исторических сочинений." Описывая историю Вселенских соборов, он с "замечательною стройностью," пишет Глубоковский, "показал заправляющее воздействие; на них Александрийской и Антиохийской школ, из которых каждая выдвигала тогда партию защитников своих частных решений того или другого спорного вопроса. Учеником его, развивавшим его взгляды, был проф. А, А. Спасский. Известен историк проф. Ф. А. Терновский. Крупным авторитетом в исторической науке был проф. ретроградской Духовной Академии ?. ?. Болотов. Он, по словам Глубоковскаго, "поднял церковно-исторический научный идеал до чрезвычайности, непосильной для большинства, чтобы везде говорить непременно свое и в готовом брать только достигнутое самим." Скончался он 46 лет. Его "Лекции по истории древней Церкви" были изданы посмертно под редакцией проф. А. И. Бриллиантова.

Русское богословие всегда уделяло большое внимание Византии. Известны труды проф. Н, ф. Каптерева, проф. И. И. Малышевского. Ученым исследователем Востока вообще был еп. Порфирий (Успенский) чигиринский (ум. 1885), бывший также археологом. Под влиянием проф. В. .Г. Васильевского ученые интересовавшиеся Византией принимали участие в "Византийском Временнике," издававшемся с 1894 г. Академией Наук. Университетеким профессорам Ю. А. Кулаковскому, академику ф. П. Успенскому, С, П, Шестакову, А. А. Васильеву, доценту К. Н. Успенскому принадлежат цельные курсы по византологи. Византологами были профессора: И. Е. Троицкий, В. В. Болотов, Н. А. Скабалонович, И. И. Соколов/А. П. Лебедев, И. С. Пальмов.

Как на историков укажем еще на историка-генеалога Ювеналия (Воейкова), игумена Новоспасского (ум. 1807). Историк-археолог Вениамин (Румовский), еп. олонецкий, потом архиеп. архангельский и нижегородский (ум. 1811). Труд его "Новая скрижаль" архиеп. Филарет именует знаменитым. Выдающимся церковным археологом был владыка Савва (Тихомиров), архиеп. тверской (т 1896). Известны работы проф. московского университета Н. И. Надеждина, скончавшегося в 1856 г. Проф. киевских академии и университета, прот. Софиевскаго собора, о. Иоанном Мих. Скворцовым написан ряд исторических трудов (ум. 1863).

?? догматическому богословию, раскрывающему принципиальные основы и теоретические формы православной веры, замечательны три крупных систематических труда. Первым по времени было обширное "Православно-догматическое богословие" преосвященного Макария (Булгакова), впоследствии митрополита московского. "Это," по отзыву Глубоковского, - "грандиозная попытка научной классификации накопившегося догматического материала, который она подвергает строжайшему взаимному объединению, принимая все пригодное и устраняя обветшавшее. Так подводился итог всему предшествующему развитию и создавалась фактическая возможность для дальнейшего движения по новым путям. С этой стороны историческая заслуга "Догматики" митр. Макария несомненна и громадна, не говоря уже ? богатстве и разнообразии ценных данных - особенно по библиологии и церковно-отеческой литературе." Но тот же Глубоковский находит в этом труде много научной схоластичности.

 <<<       >>>   

Владыка платон академию архиепископ
6 детства
Постепенно увеличивались штатные суммы на содержание обителей

Желавшие перейти в православие

сайт копирайтеров Евгений