Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

     >>>   

Положение же обострялось все больше. Все, связанное с инославием, находило полную поддержку у Голицына, который прикрывал даже своим авторитетом хлыстовские радения, устраивавшиеся Татариновой. Не препятствовал он и распространению скопческой литературы Кондратия Селиванова. Главные посты в Библейском обществе занимали масоны: ?. Ф. Лабзин (директор) и В. М. Попов (секретарь). Голицын запрещал духовной цензуре пропускать печатные произведения против вредных сочинений.

Первым начал открытую борьбу с явным злом архим. Еннокентт (Смириов). Сын дьячка, род. в 1784 г., он окончил Троицкую лаврскую семинарию, был в ней учителем и префектом, состоял игуменом Николо-Угрешского и московского Знаменского монастырей. С 1811 г. он пребывал в Петербурге, сначала бакалавром церковной истории в академии, потом, в сане. архимандрита, инспектором академии. В 1814 г. удостоен исключительного в то время отличия - степени доктора богословия. Состоя духовным цензором, он возмущался деятельностью Лабзина. В 1818 г. он пропустил к напечатанию книгу Станевича, полную резких нападок на мистицизм. Голицын сильно возмутился. Книга была запрещена и отобрана; автор выслан за границу. Уволить просто архим. Иннокентия было трудно. Число его сторонников увеличивалось и среди них были влиятельные лица. Тогда Голицын в 1819 г. провел поставление Иннокентия, страдавшего туберкулезом, епископом в Оренбург. Светским друзьям последнего, учитывавшим неблагоприятные климатические условия этого города, удалось убедить государя, переменить назначение на Пензу. Совершенно больным приехал туда владыка, что не помешало ему все недолгое время своего святительства провести в службах и посещениях епархии. Он скончался 10 окт. 1819 г. Местно почитали его святым.

В то время митрополитом был владыка Михаил (Десницкий). Род. в 1762 г., он воспитывался в Троицкой семинарии и в филологической семинарии при "Дружеском ученом обществе" Новикова и Шварца, Будучи священником в Москве, известен был как отличный проповедник. Приняв в 1796 г. пострижение, был архимандритом Юрьевского м./в 1801 г. - викарным епископом старорусским, в 1802, - черниговским. Архиеп. Филарет, сам позднее возглавлявший последнюю кафедру, пишет: Как здесь, так и на пастве петербургской (с 1818 г.), имевшие в нем нужду, особенно несчастные, приходили к нему в назначенное время без доклада; в обхождении был он прост. Ненавидел дух приказничества, особенно в начальниках; тяжбы и ссоры между духовенством любил прекращать увещаниями. Не раз внушал консистории и благочинным внести сей порядок мира в дело." В 1814 г. петербургская конференция, пишет архиеп. Филарет, поднесла степень доктора богословия "Михаилу, архиепископу черниговскому, изданием назидательных поучений споспешествовавшему распространению духовного просвещения." Голицын, выдвигая владыку Михаила в митрополиты, имел, очевидно, неправильное ? нем представление. Нахождение последнего в юности в учебном заведении Новикова и др., побуждало библейцев думать, что он не будет противодействовать их вредной деятельности. Но митр. Михаил, строго церковный, по прибытии в 1818 г. в столицу, где переживалась еще история с архим. Иннокентием, убедился вблизи в происходящей разрушительной работе. Владыка начал посещать отдельные храмы и в замечательных проповедях призывал стоять твердо за исконное Православие. В 1821 г. митрополит открыто выступил против Голицына. Имп. Александр I в это время был на конгрессе по европейским делам в Лайбахе (Любляне). "Государь," писал святитель, обличая Голицына и прося спасти "от слепотствующего министра" Церковь, - "когда до Вас дойдет это писание, меня уже не будет на свете. Ничего, кроме истины, не вещал я людям: наипаче же теперь, когда в деяниях своих готовлюсь отдать отчет Вышнему Судии." Он действительно умер через две недели после отправки письма. Это событие произвело огромное впечатление на государя и усилило враждебность здоровой части петербургского общества к Голицыну. Столица полюбила праведного архипастыря. Против Голицына стал выступать любимец государя граф А. А. Аракчеев.

Главную же борьбу с Голицыным повел иеромонах Фотий (Спасский). Сын дьячка в новгородском у., род. в 1792 г., он окончил новгородскую семинарию и год учился в петербургской академии. Окончить ее он не мог из за обострившейся грудной болезни. Будучи иеромонахом, Фотий законоучительство вал во 2-ом кадетском корпусе; был строг, произносил проповеди аскетического содержания. Митр. Серафим (Глаголевский), преемник митр. Михаила, писал ? нем еп. Парфению владимирскому (Черткову): "Он носит вериги, которые тщательно скрывает от всех. Сверх сего можно сказать, что умерщвляет тело свое самым строгим постом и бдением, бескорыстен, не человекоугодлив. Но отнюдь не ханжа и не лицемер. Рассудок имеет здоровый, память твердую, премного читал св. Отцев и крепко их держится, имеет дар слова отличный и говорит от сердца с большим убеждением, а иногда и строго и даже с какою то властью, смотря по нужде." Оцененный таким исключительным пастырем, как архим., потом еп. Иннокентий, передавшим ему своих духовных чад, иером. Фотий открыто и дерзновенно стал выступать против т. н. "внутренней церкви," шел напролом, не страшась Голицына. Н. И. Барсов, всесторонне изучавший Фотия, говорит, что он не был ученым богословом, не получил хорошего академического образования, но твердо стоял на основах чисто православного учения. Голицын, недовольный противодействием Фотия, провел назначение его настоятелем запущенного Деревяницкаго новгородского мон. Приведя скоро обитель в образцовый порядок, он сделал образцовым и Сковородский мон., которым управлял, будучи уже архимандритом. В 1822 г. митр. Серафим назначил его архимандритом Юрьевского мон., каковым он и оставался до кончины. По описанию А. Н. Муравьева, келья его там имела три шага в длину и один в ширину с тесным седалищем на одном конце и углублением для икон на другом. В келлии этой он проводил всю Четыредесятницу, исключая богослужений, и свободное от занятий время. С помощью огромных средств графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, которую, как духовную дщерь свою, передал ему еп. Иннокентий, архим. Фотию удалось привести обитель в цветущее состояние. По древнему назначению настоятеля Юрьева мон., Фотий на те же средства благоустраивал и другие новгородские обители. Гр. Орлова говорила своему близкому другу, что Фотий распоряжался для других ее состоянием, но себе отказывал во всем; она хотела обеспечить его бедных родных, но и этого он ей не позволил.

Преемником владыки Михаила стал митрополит московский Серафим (Тлаголевский). Сын дьячка, род. в 1763 г. он воспитывался в славяно-греко-латинской академии, был слушателем московского университета и семинарии Новиковскаго "Дружеского общества." После пострижения он был преподавателем и префектом академии, управлял несколькими епархиями, проявляя отличные административные способности. В 1819 г. был митрополитом московским. В начале деятельности Библейского общества, он принимал в ней большое участие. Но, когда определилось его вредное Церкви направление, владыка Серафим вступил с обществом в борьбу. Он сблизился с архим. Фотием, часто вызывал его к себе, в 1822 г. поместил его в Лавре. В этом году Фотий был принят государем и произвел на него большое впечатление своей личностью и сказанным об опасностях, грозящих Церкви. У государя и до этого возникали сомнения в правильности мистицизма. Еще в 1818 г., в разговоре с графиней С. И. Соллогуб, он восторгался простой и чистой верою, говоря: "Одни лишь беспокойные умы находят отраду в тонкостях, которые и сами не понимают ... Обязанности, налагаемые на нас, надо исполнять просто, быть только хорошими последователями, не теряясь в утонченных исканиях, которые нам вовсе не предписаны." Другим деятельным противником Голицына стал президент Российской Академии, адмирал Шишков, горячий противник перевода Библии на "простонародное" наречие. В 1822 г. последовал Высочайший указ ? закрытии масонских и других тайных обществ. Архим. Фотий в 1824 г. усилил обличение Голицына. 23 апр. он писал последнему: "Умоляю тебя, Господа ради, останови ты книги, кои в течение твоего министерства созданы против Церкви, власти царской, против всякой Святыни и в коих возвещается революция." 25 апр., на квартире гр. Орловой, он предал анафеме, пришедшего туда, Голицына. Митр. Серафим решительно выступил перед государем против министра, Когда император послал к нему гр. Аракчеева, уговаривал помириться с Голицыным, то митрополит ответил отказом и просил передать монарху, что готов оставить свою кафедру.

Последовал 15 мая 1824 г. Высочайший указ об увольнении Голицына, по его прошению, от управления министерствами духовных дел и народного просвещения, с оставлением "главноуправляющим над почтовым департаментом." Главное управление делами иностранных исповеданий было поручено новому министру народного просвещения адмиралу А. С. Шишкову. Делам св. Синода повелено было "иметь то же течение, в каком они находились до учреждения министерства 24 окт. 1817 г.." Обер-прокурору кн. Мещерскому оставлено было министерское право непосредственного сношения с Верховною властью. Личный состав Синода изменился. Члены его, сочувствовавшие Голицыну, были уволены. В числе новых был владыка Евгений, тогда уже (с 1822 г). митр. киевский. Поколебалось положение владыки Филарета. Шишков настаивал на запрещении его катехизисов (полного и краткого) на том основании, что в них не только тексты св. Писания, но даже "молитвы Верую и Отче наш и заповеди" переведены были на "простонародное наречие." Владыка Филарет горячо возражал, указывая на признание его катехизисов Синодом. Но продажа и издание катихизисов были приостановлены; новое издание их - уже со славянскими текстами - последовало в следующее царствование в 1827 г.

Митрополит московский Платон скончался в ноябре 1812 года. Он пережил страшные испытания Отечественной войны и начавшееся поражение Наполеона. Последнее он предвидел, что явствует из его писем к имп. Александру. Посылая ему, в самом начале войны, образ преп. Сергия Радонежского, устроенный из гробовой доски Святого и сопутствовавший Петру I в его походах, старец митрополит писал, что "кроткая вера, сия праща Российского Давида, сразит внезапно главу крови жаждущей гордыни Наполеона." Письмо же от 23 июля заканчивалось так: "Государь, Вы, по духу христианского благочестия, благословили нововооружаемых героев принесенной Вам от меня иконой Чудотворца Сергия. Много может молитва праведнаго споспешествуема. Покусится алчный враг простреть за Днепр злобное оружие, и этот фараон погрязнет здесь полчищем своим, яко в Чермном море. Он пришел к берегам Двины и Днепра провести третью новую реку - страшно выговорить - реку крови человеческой. О! Каждая капля крови воззовет от земли к Небу. - Крови брата твоего взыщу от руки твоея.

- Франция познает ? Боге-Господе отмщения, а Россия возчувствует, воспоет к Нему: Авва Отче, Царю Небесный, Ты изведеши, яко свет, правду Монарха и судьбу России, яко полудне." Когда Наполеон занимал Москву, митр. Платон жил в созданном им вблизи Троицкой Лавры ските Вифании или в Махрищском мон. Получив известие об оставлении врагами Москвы, владыка заплакал и, перекрестясь, сказал: "Слава Богу, Москва свободна, и я теперь умру спокойно!"

В последние годы жизни митр. Платона ближайшим помощником его был викарный епископ Августин (Виноградский), хиротонисанный в 1804 г. во епископа Дмитровскаго, до этого бывший ректором московских семинарий и академии, настоятелем нескольких монастырей в московской епархии. Владыка Платон передал ему постепенно бремя епархиальнаго управления. Епископ Августин восстанавливал храмы Москвы после осквернения и разграбления их вражеским войском. По смерти митр. Платона он был назначен управляющим московской митрополией с саном архиепископа. Когда он скончался в 1819 г. митрополитом был назначен архиеп. тверской Серафим (Глаголевский). В 1821 г. архиепископом московским был назначен владыка Филарет (Дроздов), до этого занимавший ярославскую кафедру.

Император Александр I в последние годы своего царствования обрел истинную веру, стал смиренным сыном Православной Церкви. Он любил беседы с иноками-старцами. Большую радость доставило ему посещение Валаамской обители. Покидая 1 сентября 1825 г. навсегда столицу, он виделся в это раннее утро в Александро-Невской Лавре с почитаемым старцем Алексием.


Царствование императора Николая I.
(1825-1855)

Глубоко верующим и церковным был император Николай I, вступивший в 1825 г. на престол, вследствие отказа от прав на таковой старшего брата, великого князя Константина Павловича, морганатическая супруга которого была полька католичка. Вере Государя чужды были колебания, искания, умствования; во всем он полагался на волю Божию. В подписанном им 30 апр. 1835 г. завещании своему наследнику, Цесаревичу Александру он писал: "Соблюдай строго все, что нашей Церковью предписывается."

Император Николай I с большим уважением отнесся к архиепископу московскому Филарету, который, согласно его воле, возведен был в сан митрополита в день венчания государя на царство (1826 г.). До 1842 г. владыка Филарет постоянно лично деятельно участвовал в делах Синода. Постоянными членами Синода были, наряду с первоприсутствующим митр. Серафимом, и киевские митрополиты: Евгений, после же его кончины в 1837 г., Филарет, один из достойнейших иерархов Русской Церкви.

Владыка Филарет (Амфитеатров), род. в 1779 г., четвертый сын многосемейного священника Орловской епархии, в раннем детстве почти "слепенький," рос под неусыпным уходом дедушки иерея, учившего его грамоте и любви к храму. Службу свою он начал с учительства в родной ***еевской семинарии, потом был ректором нескольких семинарий, сначала претерпев много тяжелого от своих епархиальных архиереев. Потом, будучи очень близок с митр. Филаретом, когда он еще и не занимал высокого положения, он был недолго инспектором преобразованной петербургской академии, где в 1814 г. удостоен степени доктора богословия, затем ректором московской академии. В 1819 г. он был рукоположен епископом калужским, потом святительствуя в епархиях рязанской, казанской, ярославской и киевской. Владыка был истинным подвижником, непоколебимым в православии, строго державшимся консервативного направления во всех церковных делах. Мудрый наставник, ревнитель святого подвижничества, монахолюбец, аскет, нищелюбец, он сам так определял свой образ действий: "Идти всегда прямым путем, это было моим постоянным правилом, и было хорошо. Часто случалось мне, с самых первых пор службы, бывать в большой тесноте обстоятельств, и сверху давят и со стороны теснят, а я все держался одного прямого пути и так рассуждал: как люди не хитрят и ни усиливаются, а Бог всех перемудрит и пересилит."

Всех членов Синода, по штатам 1819 г., было семь с присутствующими по вызову из епархий. Обер-прокурором первое время оставался кн. Мещерский, которому государь подтвердил его право непосредственного доклада ему. Но иногда первоприсутствующий митр. Серафим испрашивал личные доклады. В декабре 1827 г., по делу некоего Повалошвейковского, касавшемуся расторжения его брака, государь согласился с мнением обер-прокурора, расходившимся с решением Синода. После же личного доклада митр. Серафима, имп. Николай на донесении, последним представленном, написал: "Если б в записке, мне представленной, дело было столь же ясно изложено, как здесь: то я бы не остановился согласиться с мнением свят. Синода; - впредь обер-прокурору быт осмотрительнее в отправлении своей должности; и когда бывает в недоумении, спрашивать моего разрешения." В 1828 г. митр. Серафим объявил Синоду Высочайшую волю ? переводе пермскаго епископа Дионисия в другую епархию и ? назначении на место его "другого архиерея с большею твердостью." Необходимость для кн. Мещерскаго, по семейным обстоятельствам, часто уклоняться от дел побудила государя назначить 2 апр. 1833 г. обер-прокурором Степана Дмитр. Нечаева.

Нечаев был хорошо знаком с церковными делами, т. к. до этого пять лет работал в канцелярии обер-прокурора. Он, как и его предшественник, старался усилить власть обер-прокурора. Положил он основание установлению особого контроля, подчиненного обер-прокурору, для проведения строгой отчетности в многочисленных суммах, находившихся в распоряжении духовного ведомства. Намеревался Нечаев дела униатские и раскольничьи сосредоточить в обер-прокуратуре, но не получил на это согласия государя. Ставшее известным установленное им наблюдение за епархиальными архиереями и все большее проявление властности, вооружило против него членов Синода. Частые его отлучки к тяжко болевшей в Крыму жене отражались на ходе дел. "От жмени высшего церковного учреждения," пишет Благовидов, "был составлен всеподданнейший доклад, где св. Синод просил государя дать Нечаеву, как человеку обширных государственных способностей, другое, более высокое назначение, а обер-прокурором назначить товарища министра народного просвещения, графа Протасова, известного своим усердием к православной церкви. Первенствующий синодальный член, петербургский митрополит Серафим, после долгих колебаний, осмелился вручить составленный доклад непосредственно самому государю. Николай Павлович, хотя и отнесся не совсем благосклонно к неожиданной просьбе Синода, но нашел возможным удовлетворить ее и 25 июня 1836 г. дал на имя Сената Высочайший указ ? назначении Нечаева в пр. Сенат, с пожалованием в тайные советники и оставлением членом комиссии духовных училищ" (Благовидов ссылается на Архив св. Синода 1836 № 744).

Граф Николай Александрович Протасов состоял на военной службе до 1834 г., после чего занимал должности по министерству народного просвещения, исправлял обязанности товарища министра и заведующего белорусским округом. Незадолго до своего назначения он исполнял временно обязанности государственной власти в церковном управлении. Как отмечает Благовидов, назначение его встречено было в духовном мире с большою радостью и наилучшими ожиданиями; приводит он соответствующие выдержки из писем митрополита Филарета московского, архиеп. Антония (Смирницкого) воронежского, архиеп. Игнатия (Семенова) олонецкого, и др. Вступив в исполнение своих обязанностей Протасов, стал в отношении Синода проводить политику Нечаева, но еще с большей настойчивостью. В 1839 г. Протасов получил позволение поднести на Высочайшее утверждение составленные им проекты: 1) указа св. Синоду об упразднении комиссии духовных училищ, 2) положение ? духовно-учебном управлении при св. Синоде, 3) положение ? хозяйственном управлении при св. Синоде и 4) указа Сенату ? соединении отделения духовных дел православного и греко-униатского исповеданий с канцелярией обер-прокурора. Благовидов пишет, что утверждение государем этих проектов упрочило за обер-прокуратурой преобладающее влияние на всю систему церковного управления, создав для обер-прокурора положение фактического министра духовного ведомства.

Отдельные члены Синода не всегда соглашались с мнением Протасова. Благовидов приводит такие случаи. Митр. московский Филарет сумел настоять на недопущении в духовных учреждениях учебного руководства герменевтики, составленного ректором петербургской духовной академии Афанасием, соответственно взглядам Протасова. Духовник царский прот. Музовский не согласился в 1839 г. с, поддержанным членами Синода, предложением Протасова об усилении ограничений прав священно-служителей, слагающих с себя духовный сан. Государь, признавая звание священническое столь важным, что "должно затруднять добровольное оного сложение," не согласился, сколь это ему ни прискорбно, с мнением Музовскаго.

"Еще милосердный Господь хранит православный русский народ от горьких следствий свободомыслия," писал Протасов в секретной всеподданнейшей записке от 14 ноября 1842 г. "еще преданность отечественной вере жива в сердцах его; но тем заботливее должны быть блюстители веры и тем тщательнее должны извлекать всю пользу из уроков прошедшего для: охранения начал, на коих зиждется религиозное воспитание юношества, особенно духовного... К сожалению, не можем скрывать от себя, что и у нас начала сии были нарушены." Первым сеятелем чуждых понятий на ниве образования духовного юношества Протасов считал Феофана Прокоповича. В 1836 г. ???ведено было крупное преобразование воспитания духовного юношества, ? чем будет сказано в особой главе, как и ? деле прот. Павскаго, провидимому, вызвавшем неприсутствование в Синоде с 1842 г. митрополитов московского и киевского.

Ревностно относившийся к своим обязанностям, властный Протасов не раз расходился с митр. Филаретом (Дроздовым). Но это не препятствовало последнему оставаться главным средоточием всей русской церковной жизни того времени. Протасов так говорил ? митр. Филарете: "Слушаются иногда дела, почти неразрешимые, возникают обстоятельства сомнительные, поднимаются вопросы щекотливые. .. Мы думаем, думаем, - и ничего не придумаем. И вот я, пользуясь его правилом не отказываться ни от какого труда, соберу все бумаги к разрешению задачи, запечатаю, напишу "в собственные руки," в: прав. Святой отец все обсудит, обделает и скорехонько мне возвратит" (Сумароков). Знаменский пишет ? владыке Филарете: "С 1850 годов его руководительно-административное значение проявлялось в шумительно широких размерах, которые не ограничивались пределами одного церковного ведомства, а захватывали чуть не всю русскую жизнь. При взгляде на много томное издание его писем, мнений и отзывов по самым разнообразным делам становится даже непонятным, когда этот крепкий и многосторонний ум успевал все это обдумать."

     >>>   

Владыка иннокентий объездил всю восточную сибирь
Краткая церковная российская история
Вопрос об обеспечении духовенства подвергся особенно тщательному обсуждению
Владыке поручено было царем составление манифеста 19 февраля 1861 т академии академию
Макарии впервые началось сближение с оптиной пустынью представителей русской науки

сайт копирайтеров Евгений