Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

В период с начала ХVIII до середины XIX века новые социальные явления преобразуют облик общества: распадается старый строй и остатки его институций, утверждаются национальные устремления народов; небывалое развитие получают наука и техника: начинается и властно заявляет о себе промышленная революция. И все это — под холодным взглядом Просвещения, проповедующего идеал общества, где правит один разум.

Но Дух Божий бодрствует. При всей неподатливости и мятежности человеческой материи Дух Божий и из нее умеет извлечь чудо для Церкви. В этот период Церковь посылает «проповедников Евангелия беднякам»; оживляет веру в деревнях; призывает апостолов любви помогать людям в несчастье; увлекает миссионеров в дальние страны; огнем искупительной любви к Сердцу Христову опаляет бесплодную религию Просвещения; лишаясь имущества, очищаются в испытаниях и монашеские общины.

В начале ХVIII века христианский мир предстает четко разделенным на конфессии: католицизм, православие, лютеранство, кальвинизм и др. Происходит громадная перемена в отношении к религии и Церкви. Человек этой эпохи задается вопросом: «Где истинное христианство? Всегда ли Церковь — мерило для суждения о мироздании? Не лучше ли судить о мироздании, опираясь на разум?» Разделение Церквей пагубно отражается на жизни человечества. При господстве суждения «разум — единственное, что не утратило ценности». Церковь все более подвергается нападкам, в ней видят оскорбление разума. Теперь каждый считает возможным подвергать суду собственного разума учение и устои Церкви. Церковь уже не духовный наставник. Человек, наконец ощутивший себя взрослым, не нуждается в наставнике, ибо «мера человека — человек». Это новое мировоззрение получает название Просвещения.

Реакция Церкви на рационализм

На французской почве янсенизм еще жив и по-прежнему приводит к разногласиям между христианами. В 1713 году папа Климент XI издает буллу, осуждающую янсенизм, но он не в силах принести мир в души людей. Наряду с наивным рационализмом, как реакция на него, зарождается увлечение иррационализмом.

Хотя иррационализм порой поддерживается самым грубым обманом, не следует упускать из виду, что и в описываемую эпоху по-прежнему существуют истинные мистики — как свидетельство духовной жизни, не угасающей в монастырях.

Культ Иисусова Сердца

Основоположник этого культа — Жан Эдес. Уроженец Нормандии, священник, неутомимый проповедник, основатель духовных семинарий, он увидел в Иисусовом Сердце символ Господней любви к людям. Его учение получило особый отклик, когда через несколько лет после начала его проповеди простая монахиня — визитандинка Маргарита Мария Алакок имела видение: Христос, держащий в руках Свое Сердце, предстал перед ней со словами: «Вот Сердце, Которое так возлюбило мир».

Богословы ведут долгие споры о законности этого нового учения, но оно независимо ни от чего распространяется и пробуждает подлинное благочестие.

Миссия среди народов

Иезуиты, капуцины, лазаристы, редемптористы и члены других религиозных орденов исполняют миссию среди народов. Миссионеры достигают самых отдаленных стран, затерянных на краю земли. Они начинают свой день в четыре часа утра, час посвящают молитве и затем идут в Церковь на первую проповедь. Вторая проповедь — в полдень, третья — вечером. В это время пустели дома, все шли слушать проповедь. Вокруг миссий примирялись враждующие семьи, возникали братства, продолжавшие дело миссий и после отъезда миссионеров. Нередко перед отбытием миссионеры воздвигали крест в память о миссии и в залог верности обращенных. Среди наиболее прославленных миссионеров — франциска нец св. Леонардо да Порто Маурицио (1676_1751), который за 44 года проповедовал в 343 миссиях. Чтобы исповедаться у него, люди иной раз целую ночь дожидались за церковными дверями. Ему удавалось обращать даже самых далеких от Церкви людей. Чувствуя приближение смерти, он пишет знаменательные слова: «Хочу умереть скорее, чтобы обрести радость в Боге и пребывать там, где любовь совершенна». Святость Церкви — неиссякаемый источник, незамутненным пробивается он сквозь зло мира, сквозь зло, живущее и в самих христианах. Двух одинаковых святых не бывает. У каждого свои особые черты, но у всех одна общая страсть: Христос и Церковь, тело Христово.

Св. Паоло делла Кроче, как и св. Леонардо, был пылким миссионером и человеком глубокой духовности. «Милостью Господней я не желаю ничего и не ищу никакого утешения — желаю лишь быть сораспятым с Христом»,— пишет он. «Его слова были точно удары меча», — рассказывает свидетель. Некий разбойник признался, что, когда святой поднялся на возвышение и начал проповедь, его охватила дрожь. Св. Паоло учредил монашескую конгрегацию, члены которой назвали себя «Пассионистами», ибо стремились с особой силой пережить страсти Христовы.

Лудовико Антонио Муратори (1672_1750)

И в разгар Просвещения находится человек, доказавший, что идеалы разума совместимы с верой в Церковь и с желанием ее обновления. Человек мягкого характера, Лудовико Антонио Муратори был приходским священником и одновременно библиотекарем моденского герцога. Опубликован ные им важнейшие исторические источники составляют десятки томов. В то же время он неустанно заботился об обновлении Церкви: предложил устранить из церковной жизни легенды и суеверия, призывал разъяснять народу суть и слова богослужения. Его идеи получают широкое распростране ние по всей Европе.

Старый режим

В ХVII веке нет недостатка в людях святых и достойных, но в отличие от средних веков, общество уже не опирается всецело на христианские устои. Политика и экономика рассматри ваются как сферы деятельности, все более независимые от веры. Религиозное чувство не покидает отдельных людей, но государство и торговля уже действуют согласно собственным началам. Это мировоззрение проникает и в христианский мир, последствия чего сказываются незамедлительно.

«Старый режим» не имеет представительных органов, какими являлись ассамблеи феодалов и свободных граждан или советы торговых городов. Государство основано теперь на тесном союзе между крупными торговцами и влиятельной знатью, с одной стороны, королем и его чиновничеством, с другой. Дворянство и духовенство находятся на верху общества, буржуазия — посередине, крестьяне и ремесленники — в самом низу общества и подвергаются все усиливающейся эксплуатации. Католическая иерархия тоже склонна вписаться в общественное устройство, которое во многих отношениях заслуживает порицания.

Просвещение не ограничивается провозглашением суверенности и всемогущества разума, оно также претендует на истолкование религии, которую отрывает от Церкви. Рождается деизм, достигающий наибольшего распространения благодаря масонству.

Современное масонство возникло в 1717 году в Лондоне, где была основана первая «великая ложа Англии». Она ставила своей целью создание надконфессиональной естественной религии, которая объединила бы всех людей с высокими помыслами.

Масонство — это тайное общество верующих в Бога, но их Бог — не личный Бог, и еще менее — Бог Откровения; скорее, это выработанный разумом Бог без таинств, и поклонение ему имеет мало общего с истинной религиозностью. Масонство культивирует идеал гуманизма, главным образом, внутри общества. Элементы таинственности, оккультизма и мистицизма отвечают требованию эпохи, которая, хотя и взывала к разуму, настоятельно искала некоего суррогата веры. Таким образом, масонство становится псевдоцерковью, которая быстро забывает о своих гуманных целях и все силы употребляет на борьбу с католической Церковью. Папа Климент ХII осудил масонство в 1738 году, а Лев ХIII — в 1884.

 <<<       >>>   

В этот период церковь посылает проповедников евангелия беднякам человек общества
Петр получает поручение пасти стадо в тройном исповедании любви единства единству
Делам милосердия подобно человек
Принесенного константином
Фруктуоз епископ антим

сайт копирайтеров Евгений