Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

После кончины Пия IX 20 февраля 1878 года на папский престол восходит Лев ХIII. Он стремится достичь примирения с гражданскими властями. Вдохновляясь св. Фомой Аквинским, он в первой же своей энциклике «Этерни Патрис» ставит определенные цели: привести разум в гармонию с верой; решать проблемы современного мира, исходя из веры. Лишившись папского государства, Церковь может рассчитывать на большее доверие людей. В любом случае, нельзя жить, оплакивая прошлое: в любых условиях, в какие поставляет нас Провидение, необходимо нести Благую Весть Христа.

С этой позиции Лев ХIII подходит к ситуации в Германии, где идет яростная борьба (Культуркампф) либералов против католического влияния в школах и во всем обществе. Лев ХIII пишет письмо Вильгельму I Прусскому, призывая его возобновить прежние взаимно благожелательные отношения с католической Церковью. Каждый шаг дается с трудом, но, соединяя снисходительность с непреклонностью, папа все-таки добивается избрания епископов на опустевшие кафедры и пересмотра антикатолического школьного законодательства.

При папе Льве ХIII набирает силу рабочее движение, вызванное бесчеловечными условиями жизни заводских рабочих. Интеллигенты и ученые, воспитанные на идеях Просвещения и французской революции, ищут ответ на этот вопрос современности. Анархисты желают упразднить всякую власть; социалисты-утописты требуют упразднения частной собственно сти и введения рабочего самоуправления; еще более утопичные «научные социалисты» (Маркс и Энгельс) предвещают закат буржуазии и устроение совершенного общества, коммунизма. Все эти движения резко враждебны Церкви и религии вообще и способствуют утрате веры в рабочей среде.

В 60_70-е годы XIX века быстро развивается социальный католицизм. В Германии епископ Кеттлер, вместе со священником Адольфом Кольпингом и бароном Фогельзангом, организуют рабочие ассоциации, чтобы улучшить условия жизни обездоленных, не прибегая к классовой борьбе. Во Франции Армель на своих текстильных фабриках вводит совместное с рабочими управление. В Италии Джузеппе Тоньоло становится теоретиком социального движения. Он ведет жизнь святого и поощряет возникновение сначала смешанных (рабочих с предпринимателями), а потом независимых (только рабочих) ассоциаций. Он не только практик, но и теоретик социальных движений. Он даже предвещает: «В конце XX века марксизм будет окончательно преодолен. Европу спасет не святой, а сообщество святых».

Пользуясь советами и помощью Тоньоло, Лев XIII подготавливает, а в 1891 году издает, первую великую энциклику нашего времени «Рерум Новарум». В ней папа напоминает, что христианство не только утверждает примат индивидуума, на чем так настаивает светская либеральная культура. Обществен ные обязательства также являются неотъемлемой частью христианской Благой Вести. С этого момента развивается или, лучше сказать, возобновляется общественная деятельность Церкви. В Бельгии некоторые священники идут работать в шахты вместе с шахтерами, в Неаполе священники желают жить в бедности и объединяют имущество. Во Франции образуются католические союзы трудящихся, возникают деревенские кассы и народные банки. В Германии, кроме прочего, широко распространяются библиотеки для рабочих. В Бельгии католические лиги добиваются изменения законодательства в пользу трудящихся. Почти повсюду возникают христианские профсоюзы.

Святая Тереза из Лизье (1873_1897)

Тереза поступает в кармелитский монастырь, где уже находятся две ее сестры. Жизнь проходит в молитве, молчании и с той простотой, сквозь которую, кажется, трудно заметить необычайное богатство ее святости. Через год после ее смерти выходит «История души» — эта книга неожиданно расходится в сотнях тысяч экземпляров и переводится на 35 языков. Народ почитает ее за святую задолго до того, как Церковь проявила к ней интерес. В 1927 году Пий XI канонизирует ее и провозглашает покровительницей всех миссий вместе со св. Франциском Ксаверием. В 1997 г. Иоанн Павел II провозгла шает ее «учителем Церкви».

Путь, который указывает св. Тереза, это путь духовного детства, или, как она его называет, «малый путь». Святость +не в исключительных добродетелях, особых покаяниях, но в доверчивой преданности Богу — так доверчив младенец, который знает, что его любят. Но этот малый путь отнюдь не пассивен: он требует постоянной готовности к принятию в себя действенной Божьей любви, ибо и вправду мы немощны, а Господь силен, и наша немощь должна всегда быть в распоряжении Его могущества, дабы преобразоваться в силу Церкви. Св. Тереза провозглашает «культ мгновения»: незачем беспокоиться о будущем, ибо самый плодотворный способ воздействия на будущее — интенсивное проживание настоящего в истине, каковая и есть Христос, Тот, «Кто во всем и всюду ведет к совершенству».

Из «Автобиографии» святой девы Терезы : Поскольку мои безмерные стремления были для меня пыткой, я обратилась к Посланиям апостола Павла, чтобы найти ответ. Взгляд мой случайно упал на главы 12 и 13 из Первого послания к Коринфянам, и сначала я прочла, что все не могут быть одновременно апостолами, пророками и учителями, и что Церковь состоит из различных членов, и что глаз не может в то же время быть рукой. Ответ, без сомнения, ясный, но не настолько, чтобы унять мои желания и даровать мне покой.

Я продолжала чтение и не падала духом. Так я нашла фразу, которая принесла мне облегчение: «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор 12, 31). Апостол объявляет, что и наибольшие дары — ничто без любви и что эта любовь — совершеннейший путь, который верно ведет к Богу. Наконец, я обрела покой.

Размышляя о мистическом теле Церкви, я не находила себя ни в одном из членов, описанных апостолом Павлом, или вернее, я желала видеть себя во всех. Любовь предлагала мне основу моего призвания. Я поняла, что тело Церкви состоит из разных членов, но в этом теле не может отсутствовать самое необходимое и благороднейшее. Я поняла, что у Церкви есть сердце, сердце, сжигаемое любовью. Я поняла, что только любовь подвигает к действию члены Церкви и что, если бы эта любовь угасла, апостолы перестали бы возвещать Евангелие, мученики перестали бы проливать свою кровь, и поняла, что любовь заключает в себе все призвания, что любовь — это все, что она простирается на всякое время и место, одним словом, что любовь вечна.

И тогда с великой радостью и душевным восторгом я воскликну ла: «О Иисусе, любовь моя, я наконец нашла свое призвание! Мое призвание — любовь. Да, я нашла свое место в Церкви, и это место дал мне Ты, мой Боже!»

В сердце Церкви, моей матери, я буду любовью и таким образом буду всем, и желание мое исполнится.

Россия и Запад

В XIX веке Русская православная Церковь переживает период высокого духовного цветения, который был насильствен но прерван Октябрьской революцией 1917 года. Расцвет православия имел положительное влияние и на католическую Церковь. Среди великих русских мыслителей следует упомянуть Владимира Соловьева (1854_1900) и Федора Достоевско го (1821_1881). Первый, в частности, выработал учение «всеединства». Для правильного познания требуются усилия не только ума, но и всех способностей человека, включая практический опыт. «Всеединство» достигается в «соборности» Церкви, где традиция, авторитет и свобода находятся в согласии между собой. Сочинения Соловьева, Достоевского и многих других русских мыслителей сейчас сочувственно изучаются также и католиками, ибо они находят там объединяющую всех христиан любовь ко Христу, к Церкви и к миру, чающему спасения.

Эпоха империализма

Индустриализация сделала власть имущих еще могущественней. Европейские государства стремятся разделить между собой остальной мир, чтобы эксплуатировать его богатства и расширять рынки сбыта для собственной продукции. На Берлинском конгрессе 1884_1885 гг. главные европейские державы делят между собой Африку.

Во второй половине XIX века начинается широкое распространение христианства на африканской земле. Оно отчасти идет параллельно колониальным захватам, но деятельность миссионеров в корне противоположна меркантильным устремлениям европейских держав и зачастую идет вразрез с деятельностью колониальных властей, ибо защищает права местного населения.

Выдающимся миссионером был кардинал Лавижри, в 1867 году назначенный архиепископом Алжира. Он основывает ордена Белых Отцов и Белых Сестер. По идее Лавижри, миссионеры должны жить в церковном общении с местным населением, учреждать школы, сиротские приюты и идти навстречу другим настоятельным нуждам людей. Проповедь Евангелия должна сопровождать помощь людям.

За три десятилетия Белые Отцы и Сестры проникли почти во все страны Африки и сделались главными врагами еще существовавшей там работорговли. Христианам не дано устроить мир в точном соответствии евангельским идеалам, но у них всегда есть возможность нести весть о Христовом спасении и таким образом трудиться для очеловечивания мира. Белые Отцы и Сестры не проповедуют насилия, чтобы сделать мир лучшим, они сами готовы претерпеть насилие, даже до мученической кончины. В 1873 году впервые было убито несколько Белых Отцов, посмевших освободить из рабства африканцев. Впоследствии за то же самое погибнут еще многие.

Кардинал Лавижри намеревался создать истинно африканскую Церковь. Поэтому с самого начала его миссионеры стараются подготовить местных катехизаторов и священников для евангелизации Африки. В Сахаре миссионерскую деятельность Лавижри продолжает брат Шарль де Фуко, бывший французский офицер. Одинокий, как семя, павшее в землю, он погибнет от руки туарегов. Незадолго до смерти он говорит: «Я всегда один; чтобы иметь братьев, я должен стать лучше, преобразиться, умереть, как зерно, которое, если не умрет, останется одно». Свою миссию он понимает по-особому: брат Шарль не хочет обращать туарегов речами; он считает, что благодать Христова должна постепенно проникать в тех, с кем поселился Его служитель, живущий, как один из туземцев, говорящий на их языке, питающийся и одевающийся так же, как они, всегда отдающий им то малое, чем обладает.

Методы миссионеров различны, но любовь к Христу и человеку неизбежно присуща всем им. В своем скудном уединении Фуко встает на заре и молится: «Как прекрасно, о Господи, пробыть с Тобою четыре часа и знать, что Ты любишь меня и повторять Тебе, что я люблю Тебя». За последние десять лет проповеди он не добивается среди туарегов никакого результата, никого не обратил в христианство, его только что не прогоняют... Так что же, все напрасно? Нет, ибо все настоящее в Церкви всегда расцветает и тогда, когда кажется неудачей. В настоящее время в самых отдаленных местах пустыни Сахара есть люди, следующие путем Шарля де Фуко.

 <<<       >>>   

Разделение умаляет как католиков
Оказывает разрушительное влияние даже на саму реформацию
Посвященный главным образом
В 1375 году екатерина отправляется проповедовать в сиену
Могут действенно совершать церковные таинства

сайт копирайтеров Евгений