Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

В середине XIII века Франция превращается в крупный центр развития новой культуры. Рождается новый стиль в архитектуре и искусстве — готика. Если романские церкви проектировали мастера-каменщики, то готические уже требуют сложных и точных расчетов. Появляются архитекторы. Для усиления света, через который Бог общается с человеком, используют большие витражи. Поиски зодчества лежат не только в области новой техники строительства, но они сказываются и в стремлении выразить порыв к божественному абсолюту. Готический стиль берет свое начало во Франции, где мы находим самые знаменитые его образцы: соборы в Нанте, Шартре, Амьене, Собор Парижской Богоматери, но затем он постепенно (медленнее, чем романский) распространяется по всему христианскому Западу. В Италию готический стиль приходит позже и имеет особую форму, связанную со стойким присутствием романского стиля.

Рождается современный человек

XIV век знаменует собой начало периода, называемого «Осенью средневековья». Даже для Церкви наступили ее осенние дни и печальные времена. Но и в осени есть своя красота. В любую эпоху Церковь являет собой святость, которая выражает ее истинную душу. С конца ХIII века все страны Европы ждут тяжелейшие испытания. Неурожаи случаются чаще, и они тяжелее, чем в прошлые годы. Еще более ужасны эпидемии чумы. За четыре месяца погибает половина населения Авиньона. Даже войны становятся более многочисленными и уносят больше жизней. Впервые за много веков население Европы уменьшается. Появляется новое мышление, которое, с одной стороны, продолжает мышление средневековья, а с другой, имеет уже зачатки нового сознания. Обостряются социальные контрасты. Богатые живут в роскоши и великолепии, а бедные становятся нищими. Городские коммуны, до сих пор активные, слабеют, это вызывает переход к синьории, то есть к власти одного могущественного лица — синьора. Вражда между правителями отражается и на жизни Церкви. После смерти папы Николая IV (1292) выборы папы по причине раздоров между семьями Орсини и Колонна затягиваются на два года. В конце концов папой выбирают Целестина V — отшельника, жившего суровой аскетичес кой жизнью. Целестин V спустя пять месяцев отказывается от папского престола — редкий случай в истории Церкви. В один день избирается папа Бонифаций VIII (1294_1303). В 1300 году празднуется первый Святой год, который вызывает большое стечение паломников в Рим. Папе кажется, что это триумф Церкви, но он является таковым только частично.

В начале ХIV века распространяются еретические движения, которые, хотя и исходят из справедливых положений, отъединяются от Церкви и наносят серьезный урон ее единству. Но не все движения имеют печальное завершение. Возникают специальные женские объединения, вызванные к жизни глубокой религиозностью, и впоследствии они одобряются Церковью.

Тем временем возникают трения между Бонифацием VIII и королем Франции Филиппом Красивым. Французские войска входят в Авиньон, куда бежал папа; папу унижают (его ударяют по лицу). Незадолго до этого папа Бонифаций VIII распространил буллу, где провозгласил главенство папства над империей. Это и положило начало опасному противостоянию.

В это же время францисканцы и доминиканцы продолжают свою деятельность, проникая во все круги общества. Следуя примеру Франциска, они, вооруженные только бедностью и любовью, отправляются к арабам в Азию и в Африку. Среди них нужно выделить Раймонда Луллия (1235_1316), который учреждает в Испании школу подготовки проповедников для работы среди мусульман. Приговоренный арабами к смерти, он помилован, подвергнут бичеванию, трижды изгнан и, тем не менее, смиренно продолжает проповедовать Евангелие.

Святая Екатерина Сиенская (1347_1380)

Предпоследняя из 25 детей, кроткая и порывистая, в двенадцать лет она вступает в конфликт с семьей, которая хочет выдать ее замуж. Екатерина прекращает все споры, когда отрезает себе волосы, желая показать, что ее жизнь принадлежит Богу. В шестнадцать лет она вступает в полумонашеский Третий орден св. Доминика. Терциарии, т.е. члены этого ордена, живут не в монастыре, а в миру, подчиняясь уставу и посвящая себя молитве и милосердию. Екатерина посвящает себя молитвам и уходу за прокаженными в больнице святого Лазаря. Вокруг нее собираются ученики, они помогают Екатерине в ее трудах и следуют ее проповедям.

В 1375 году Екатерина отправляется проповедовать в Сиену. Здесь ей удается обратить ко Христу приговоренного к смерти. Она пишет об этом в письме к своему духовнику:

«Дражайший и возлюбленный отец мой, я посетила того, о ком вы уже слышали; это так ободрило и утешило его, что он исповедался от всей души и попросил меня, ради Господа Бога, не оставлять его в день казни. Я ему обещала и так и сделала. Потому ждала его на месте казни и все время ожидания молилась. Потом пришел он, как кроткий агнец, и улыбнулся, увидев меня, и попросил, чтобы я перекрестила его. С великой радостью положил он голову на плаху и говорил только «Иисус» и «Екатерина». И в то время, как он повторял это, его обезглавили».

Искренне и дерзновенно пишет Екатерина в Авиньон папе, убеждая его возвратиться в Рим. Климент V обосновался в Авиньоне в 1309 году. Новая резиденция обусловливала большее подчинение королю Франции Филиппу Красивому. «Я, Екатерина, служанка и рабыня слуг Иисуса Христа, говорю вам — придите, придите, и не ждите времени, потому что время не ждет вас. И будете тогда, как агнец пронзенный, чьим наместником вы являетесь, Который безоружными руками победил наши грехи, победил только силой добродетели и любви, имея попечение лишь о духовном и стремясь вернуть благодать человеку, который потерял ее из-за греха».

Военачальнику-кондотьеру она пишет: «Мессеру Джованни, кондотьеру и главе отряда, посетившему нас во время голода. Пишу вам во имя священной крови Христовой, с желанием видеть вас сыном и рыцарем Христа, таким, чтобы вы хотели тысячу раз, если будет в том нужда, отдать жизнь и добро Христу. Дражайший и милый брат во Христе, было бы очень хорошо, если бы вы подвергли свою совесть серьезному испытанию и спросили, сколько мук и страданий вы принесли, состоя на службе у дьявола. Все же желает душа моя, чтобы вы изменили свою жизнь и приняли служение и крест распятого Христа и стали Его наемником, а с вами и все ваши сотоварищи и последователи».

Когда спустя семьдесят лет закончилось изгнание пап, и в 1377 году папа Григорий вернулся в Рим, в этом была заслуга и Екатерины. Екатерина трудится, не покладая рук, чтобы вносить умиротворение в Церковь и в сердца окружающих ее людей. Всюду, где возникает разногласие, появляется Екатерина, чтобы внести мир именем Христа.

Истощенная изнурительными трудами, Екатерина умирает в Риме совсем молодой — в возрасте 33 лет. Летописец пишет об этом: «Ее кончина произошла в воскресенье (29 апреля 1380 года), но мы оставили ее непогребенной до вторника, и тело ее оставалось чистым, целостным и благоухающим, подобно телу живого человека». Екатерина умирает, когда христианство разорвано на части, но уже имеются ростки нового христианского духа — надежда для каждого человека, который обретает во Христе свою силу.

Карл IV

В 1346 году императором становится Карл IV, король Богемии, и он делает Прагу столицей империи. В 1348 году он основывает в Праге первый университет центральной Европы. Озабоченный реформой Церкви, Карл IV призывает проповедни ков для обновления христианской жизни. В память о святых братьях Кирилле и Мефодии он испрашивает и получает у папы согласие на совершение богослужения на славянском языке.

Западная схизма (1378_1417)

Казалось бы, после возвращения папы в Рим кризис папства должен был бы закончиться, но кардиналы французского происхождения образуют авиньонскую партию. Когда после смерти Григория XI папой избирают архиепископа Бари — Урбана VI, то тринадцать кардиналов избирают антипапу, Климента VII (1378_1394), который состоит в родстве с королевской семьей во Франции. После кончины обоих пап каждый из них имеет своего преемника. Христианство, таким образом, делится на два папства, римское и авиньонское. Следствием этого является неописуемый хаос и смятение умов. Положение осложняется появлением новых еретических движений. В Англии Джон Виклиф (1320_1384) поднимает голос против светской власти Церкви. Церковь не должна чем-либо владеть и должна быть в подчинении у государства, считает он. Монахи и священнослужители в общем не приносят никакой пользы, потому что каждому уже предопределены либо спасение, либо вечные муки. Церковь не нуждается в главе, так как главой является Христос и только Он один. В 1382 году в Лондоне синод осуждает взгляды Виклифа, но его ересь продолжает жить в некоторых слоях населения. В Богемии его учение ложится на хорошо подготовленную почву. Просвещение народа здесь оставляет желать лучшего, духовенство находится не на высоте положения, епископы часто ведут предосудительную жизнь.

Идеями Виклифа вдохновляется Ян Гус, но успех учения Гуса определяется также и тем, что в него заложено противопоставление чешского народа немецкому. Для защиты своего учения Ян Гус предстает перед Собором в Констанце. На суде в поиски истины закрадываются политические интересы. Гуса приговаривают к сожжению на костре. Это печальная страница в истории Церкви, несмотря на то, что соборные отцы, приговорившие Яна Гуса, являются для католической Церкви такими же еретиками, как и сам Гус.

Однако в это же время в Церкви снова возникает желание единства, а также огромное стремление к внутренним преобразованиям. После многих превратностей на Соборе в Констанце (1414_1418) папой избирают Мартина V (1417_1431). Таково завершение ужасного времени раскола Западной Церкви. Мартин V — последний папа средневековья.

 <<<       >>>   

Церковь
Руссо избавляет человека от ответственности
Многие из духовенства отказывается от принесенной присяги
После некоторого первоначального разброда церковь приходит в себя
Более всего способствует распространению христианства

сайт копирайтеров Евгений