Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

Возникновение национализма создает новые трудности для Церкви, которая принципиально не может примкнуть ни к одному национальному движению. Другая трудность того времени — распространение либерального духа, признающе го роль Церкви только в частной жизни. Фабрика, завод, рожденные в недрах либеральной культуры, оказываются местом, лишенным какой-либо христианской жизни. Государство создает сеть школ, где исключается религиозное воспитание. И в частной жизни людей вера ослабевает: они меньше молятся, меньше сознают братство с католиками других наций. Но особенно губительно для Церкви сведение ее к частной жизни. Ведь христианин так же неразлучен с образом Христа на заводе, как и дома, в школе, как и в Церкви. В каждой стране есть люди, пассивно принимающие такое положение; люди, мечтающие о простом возвращении к прошлому, и люди, принимающие современное положение вещей, но с тем, чтобы преобразовать его в согласии с началами христианской веры.

Конец папского государства

Итальянский национализм многообразен. Мадзини мечтает о республиканской Италии. Джоберти стремится к конфедерации государств под властью папы. Каттанео видит Италию как федерацию множества свободных городских республик. Однако единство Италии осуществляется военной силой Савойской династии и политическим искусством Кавура.

В 1870 году войска Савойской династии занимают Рим и кладут конец папскому государству. Пий IX удаляется в Ватиканский дворец, в 1874 году запрещает итальянским католикам участвовать в политической жизни объединенного королевства. На долю католиков остаются выступления в прессе и в обществен ной жизни. Возникает журнал «Католическая культура» (1880) и другие журналы большого духовного и культурного значения. В общественной сфере возникает «Дело Конгрессов» (1874), вырабатывающее социальную доктрину Церкви и координиру ющее деятельность приходских и епархиальных комитетов.

В сотрясаемой политическими и религиозными страстями Италии св. Джованни Боско (1815_1888) заботится об обездоленных детях, оставшихся без дома и без опеки. Он извлекает их с туринского дна, заботится об их воспитании, обеспечива ет работой.

Из «Писем св. Джованни Боско» : Если вы хотите способствовать истинному благу наших воспитанников и помочь им исполнить свой долг, вам следует никогда не забывать о том, что вы выступаете в качестве родителей для наших дорогих отроков, которые всегда были предметом моей заботы, моих занятий, моего священнического служения и целью всей нашей Салезианской Конгрегации. Если же вы станете настоящими отцами для своих воспитанников, то должны иметь родительское сердце; никогда не прибегайте к наказаниям и утеснениям без причины и несправедливо и делайте это только по необходимости и для исполнения долга.

Сколько раз за мою долгую жизнь, дорогие мои чада, мне приходилось убеждаться в этой великой истине! Конечно, раздражать ся легче, чем сдерживаться; легче грозить ребенку, чем убеждать его; я бы добавил, что для нашей нетерпеливости и гордыни проще карать сопротивляющихся, чем исправлять их, перенося все с твердостью и добродушием. Я побуждаю вас к тому милосердию, какое проявлял апостол Павел к тем верным, кто был недавно обращен в веру Господню и кто часто исторгал из него слезы и мольбы, когда он видел, что они непослушны и не отзываются на его пыл.

Будем относиться как к своим детям к тем, кто так или иначе в нашей воле. Постараемся служить им, как Иисус, Который пришел повиноваться, а не повелевать, будем стыдиться того, что может придавать нам начальнический вид, и будем начальствовать над ними лишь для того, чтобы служить им с большей радостью. Так поступал Иисус со Своими апостолами, терпеливо снося их невежество и неотесанность, их маловерие и, обращаясь с грешниками так по-дружески и по-домашнему, что одних это приводило в замешательство, для других было почти соблазном, а у многих вызывало святую надежду получить прощение от Бога. Потому Он и звал научиться от Него кротости и смирению сердца (Мф 4, 29).

С того часа, как они стали нашими детьми, удалим от себя всякий гнев, когда нам приходится бранить их за проступки, или хотя бы смирим его так, чтобы казалось, будто он совсем укрощен. Никакого волнения в душе, никакого презрения в глазах, никакой резкости на устах: но испытывайте сострадание к настоящему, надежду на будущее, и тогда вы будете истинными отцами и сможете исправлять своих детей на самом деле.

В иных очень серьезных случаях полезнее упование на Бога, акт смирения перед Ним, чем буря слов, которые, с одной стороны, вызывают лишь злобу у тех, кто их слушает, а с другой, не приносят пользы тому, кто их заслуживает.

Помните, что воспитание — это дело сердца и что мастер в нем — один только Бог, и что мы ни в чем не преуспеем, если Бог не наставит нас в этом искусстве и не вложит нам в руки ключи.

Будем учиться пробуждать любовь к себе, внушать необходимость святого страха Божия, и мы увидим, как двери многих сердец открываются с чудесной легкостью, и сердца эти соединяются с нами, чтобы возносить хвалы и благословения Тому, Кто пожелал стать для нас образцом, путем, примером во всем, особенно же в воспитании юношества.

Европейские государства

1. После падения разбитого прусской армией Наполеона III в Париже провозглашена Третья республика. В 1871 году население Парижа восстает и образует Парижскую коммуну, самоуправляющееся общество социалистического толка. Правительственные войска топят коммуну в крови.

В этот период небывало распространяется поклонение Святейшему Сердцу Христову и почитание Девы Марии. Однако дехристианизация продолжается, особенно среди мужчин. Впрочем, для Церкви жизнь никогда не была легкой. «Я посылаю вас, как агнцев к волкам»,— предупреждал Основатель Церкви.

2. Пруссия, одержав победу над Францией, возводит на общегерманский престол Вильгельма I. Рождается Вторая Германская империя. Католики составляют в ней меньшинство, политика власть имущих направлена против Церкви. Для самозащиты католики образуют собственную Партию центра (1870 год), имеющую целью обеспечить свободу Церкви, свободу религиозного просвещения в школах.

3. Габсбургская империя под давлением национальных интересов в 1867 году вводит отдельные конституции для двух королевств: Австрии и Венгрии. Включенные в эти королевства славяне (хорваты и словаки — в Венгрию, словенцы, чехи и поляки — в Австрию) выступают за национальную независимость, или за великую конфедерацию славянских народов. В Хорватии епископ Штроссмайер, хотя и сохраняющий политическую лояльность по отношению к Габсбургам, призывает к созданию всеохватывающей экуменической культуры, способной защитить своеобразие славянской традиции. Он ищет более глубокого взаимопонимания между католической и православной Церковью. Великий мыслитель, экуменист Владимир Соловьев был не только его поклонником, но и желанным гостем.

4. Испания в этот период уже не могущественное государство. В период наполеоновских войн латиноамериканские колонии Испании завоевали независимость. В культуре Испании друг другу противостоят католицизм, укорененный в историчес кой традиции народа, и либерализм, распространяющий светскую антиклерикальную и антирелигиозную культуру с чертами атеизма и материализма. Два эти течения поддерживаются и используются двумя политическими партиями — карлистами, сторонниками традиции, и кристиносами, сторонниками либерального правления, врагами Церкви и религиозной жизни. Кристиносы одерживают верх и закрывают монастыри, конфискуют церковное имущество, изгоняют священников из приходов. В 1856 году умеренное правительство разрешает вновь открывать духовные семинарии и основывать новые монашеские конгрегации, особенно женские, посвящающие себя преподаванию. Во время гонений Церковь являет собой лежащее в земле зерно, которое прорастает при первых же лучах солнца.

К концу века отношения между католиками и либералами вновь обостряются. При этом католики не всегда умеют избрать верный путь: проводя политическую линию во имя религии, они, в конечном счете, подчиняют веру политике, вместо того, чтобы ставить веру на первое место, дабы она освящала любой выбор, в том числе и политический.

5. Англия едина как нация, но она подавляет и эксплуати рует католическую Ирландию. Голод 1847 года заставил ирландцев массами искать прибежища в Англии, там их приняли неохотно, но вера их не поколебалась. Трудности только способствуют единению католических общин, число которых в англиканской Англии все увеличивалось. Католицизм на английской почве укрепляет книга Ньюмена «Апология» — святость и талант ее автора признаны как католиками, так и англиканами. В 1887 году Оксфордский колледж избирает его пожизненным почетным членом; два года спустя Лев ХIII возводит его в сан кардинала. В социальной и школьной областях деятельность католиков направляет кардинал Маннинг, тоже принадлежавший ранее к англиканской Церкви. Для него социальный вопрос — это акт милосердия по отношению к беднейшим и наименее защищенным слоям населения, объединяющий всех католиков и некатоликов. В 1889 году 200000 бастующих Лондона потребовали, чтобы переговоры с работодателями велись только через посредничество кардинала Маннинга. Он возглавлял католическую Церковь Англии в течение 27 лет до 1892 года.

 <<<       >>>   

10 церковь
Папа осуждает гражданскую конституцию духовенства
13 человек
Призывая его возобновить прежние взаимно благожелательные отношения с католической церковью
В конце ix века церковь

сайт копирайтеров Евгений