Пиши и продавай! |
Павел VI памятен не только тем, что под его руководством Собор завершил свою работу, но также и тем, что он был первым папой, предпринявшим далекие путешествия. Он скончался 6 августа 1978 года. Миссионерская деятельность 1. Миссии укрепляются и распространяются прежде всего в Африке. Происходит становление местных Церквей. Если в 1950 году было только два епископа африканца, то в начале 60-х годов их 22, а в 1972 году имеется уже 237 епископов и 12 кардиналов африканцев. Африканский клир принимает участие не только в миссионерской деятельности, но также и в помощи страждущим. Христианская Благая Весть доверена местным молодым катехизаторам. В Африке остается много нерешенных проблем. Не всегда политическая независимость улучшает положение в стране. Часто за ней следует ожесточенное соперничество племен. Если христианство не воспринято общественным сознанием, если оно не определяет жизни общества, то оно не окажет своего благотворного влияния на общество, не приведет к созданию новой, более человечной культуры. Самые активные миссионеры зачастую оказываются жертвами межплеменной вражды. Кровь христианских мучеников продолжает оплодотворять африканскую землю. 2. В Латинской Америке бок о бок с нищетой уживается самое вызывающее богатство. На окраинах огромных городов возникают убогие «бидонвили». Экономическая зависимость от Соединенных Штатов и Европы и авторитарные режимы, утверждающиеся якобы для установления «порядка», делают обстановку особенно взрывоопасной. Некоторые христиане выбирают путь вооруженной революционной борьбы. Некоторых воодушевляет «богословие освобождения», учение, выработанное в европейских университетах и выдаваемое за истинное выражение умонастроений латиноамериканского христианства. Намерения у этого «богословия» благие, но часто его адепты некритичес ки наивно воспринимают марксистский анализ и марксистскую методологию, которые не только замутняют христианское учение, но и приносят вред самой «освободительной борьбе». В то время, как многие католические интеллектуалы вовлечены (и не без основания) в политическую оппозицию, Латинскую Америку наводняют различные протестантские секты, проповедующие Евангелие. Это весьма на руку крупным иностранным фирмам: разъединенный народ менее опасен, им легче манипулировать. Однако не все интеллектуалы и священники заворожены марксизмом. Большинство верит в возможность изменить положение, переживая Церковь как проповедь Благой Вести, которая по-настоящему освобождает человека и во имя Христа любовью преобразует народ. Рождаются базовые общины, находящие вдохновение для своей общественной деятельнос ти в переживании Церкви, какой ее основал Христос. В 1968 году Павел VI открывает в городе Медельин конференцию, в которой принимают участие 155 епископов и 137 священников, монахов и мирян. Это самая представительная встреча главных деятелей латиноамериканской Церкви. Ее участники осуждают насилие как революционное, так и со стороны властей, и напоминают, что подлинное освобожде ние, избавление возможно лишь через Христа, через живой опыт Церкви, которая есть Его Тело, Таинство всеобщего спасения. Конференция в Медельине не сразу убеждает христиан, не сразу вызывает у них деятельный энтузиазм. Но семя брошено. Восстановление веры в присутствие Христа, в слово епископское, в слово Иоанна-Павла II помогут развеять марксистские заблуждения и укрепить христианскую надежду. Ложные толкования Собора Пристрастные истолкования решений Собора приводят к эксцессам, не приносящим пользы ни Церкви, ни миру. При утрате чувства главного, теряют смысл и все частности. В тяжелом кризисе находится особенно голландская Церковь, Церковь, пережившая поразительный расцвет и обладающая уникальным миссионерским опытом. Некоторые ее священники уходят из Церкви якобы для того, чтобы служить народу; другие импровизируют самодельную литургию; третьи желают, приспосабливаясь к миру, «демократизировать» Церковь. Так Церковь в Голландии утрачивает единство и повреждается в своей сущности. Единство и сущность — вот что позволяет ощущать в настоящем христианстве Благую Весть и в то же время отвечать на потребности мира, признавать и любить то, что находится вне Церкви. Единство требует активности всех частей Церкви, но при этом следует помнить, что первое дело — упрочение единства Тела Христова. Ханс Урс фон Бальтазар (р. 1905) Богословие получает новое мощное развитие в трудах мыслителей, сумевших глубоко и талантливо осмыслить решения Второго Ватиканского Собора. Первым из них, несомненно, является Ханс Урс фон Бальтазар. «Истина, которая передается из уст в уста без глубокого обдумывания, теряет свою силу». Христианская тайна так богата содержанием, что всегда допускает и требует дальнейшего углубления. Фон Бальтазар, ученик де Любака, полагает, что одним из путей к Богу служит способность воспринимать красоту и величие. Способен понять только тот, кто способен удивляться. В этом фон Бальтазар — наследник греческих отцов Церкви и византийской традиции. Большая заслуга его и в том, что будучи знатоком Владимира Соловьева, он познакомил Запад с этим великим русским экуменистом. Экуменизм Коммунистические гонения на русскую интеллигенцию и Православную Церковь привели к тому, что в ссылке или эмиграции оказались самые выдающиеся русские религиозные философы. Многие из них находят прибежище в Праге, Берлине, Париже, Нью-Йорке. Среди наиболее известных — Бердяев, о. Сергий Булгаков, Франк, Лосский. Главным центром русской культуры за рубежом стал Париж, где публикуются замечательные журналы и книги. Русский религиозный ренессанс рубежа веков, беспощадно удушенный в России, продолжает цвести на Западе. К его идеям с благодарностью прислушиваются наиболее чуткие католики. Возникает обмен мнениями и желание взаимопонимания между католичество м и православием. На Западе публикуется много текстов русской православной традиции. Особенные заслуги в этом деле принадлежат группе доминиканцев «Истина» (Париж), бенедиктинцам в Chevetogne (Бельгия), Восточному христианскому центру (Брюссель), коллегии «Руссикум» (Рим) и «Христианской России» (Милан-Сериате). Признаки усиливающегося стремления к единству являются и на институционном уровне. Вселенский патриарх Константинополя Афинагор находит в Павле VI непредвзятого, внимательного и чающего единства собеседника. 7 декабря 1965 года Рим и Константинополь одновременно публикуют заявление, изглаживающее из памяти обеих Церквей взаимное отлучение 1054 года и открывающее путь к дружбе и сотрудниче ству. Оттепель и самиздат Экономики на службе человека |
|
|
|