Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Среди правил воспитания детей находим и такое, где говорится о желательности своевременно сочетать их браком для предотвращения греха (“Постановления апостолов”). И тем, кто имел человеколюбие воспитывать сирот, внушаемо было, чтобы как только они придут в возраст, сочетать их со своими детьми, нежели с чужими (“Постановления апостолов”). Из сего видно, насколько мало было расчетливости в христианских супружествах. Решения о браках, как и о других важных делах, предлагали на суд епископам, дабы, по словам св. Игнатия, они заключили по благословению Божию, а не по страсти (“Письмо к Поликарпу”). По согласии обоих сторон брак совершался всенародно и великолепно в церкви, где был освящаем благословением пастыря и утверждаем приношением святой Жертвы (Тертуллиан, “К жене”). Брачующиеся давали друг другу руки, и невеста получала от жениха перстень с изображением креста или символа какой-нибудь добродетели, как-то: голубицы, якоря или рыбы, ибо сие обыкновенно вырезывалось у христиан на печатях, а известно, что у древних перстни служили вместо печатей.

Христиане не заключали браков в праздничные и постные дни, на каком основании доселе возбраняется венчать в известные времена года, и, вообще, они жили воздержанно всегда, особенно когда хотели заняться молитвою по словам Апостола (1 Кор. 7:5). Св. Климент Александрийский говорит, что совершенный христианин после того, как у него появятся дети, должен обращаться со своею женою как с сестрою, ибо по разлучении с телом (т.е. после кончины) они будут точно в таких отношениях (“Строматы”), а Тертуллиан свидетельствует, что многие из супругов действительно хранили девство по взаимному согласию. Он же счастье христианского супружества изображает так: “супруги-христиане несут единое бремя, составляют одно тело и одну душу, вместе молятся, вместе преклоняют колени, вместе постятся, поучают и увещевают один другого. Свободно посещают больных, охотно раздают милостыню, без развлечения стоят за службою. Они вместе поют псалмы и гимны, взаимно побуждая себя к славословию Господа” (“К жене”; “О воскресении тела”). Возбранялось верным вступать в брак с неверными, но в том случае, когда кто-нибудь из них прежде крещения вступил в него, позволялось им жить вместе (1 Кор. 7:12). Второй брак, хотя не был вовсе запрещен, однако же в некоторых Церквах налагали эпитимии на второженов.

Союз христиан

Так жили христиане порознь, вне всего общества. В собраниях же их под именем Церкви греки подразумевали собрание народа для совещания о делах общественных. Так собрание народа в Эфесе называется в Деяниях “церковью” (Деян. 19:32). Посему, в отличие от мирской церкви, собрание верующих именовалось Божией Церковью. Ориген, опровергая Цельса, сравнивает эти две церкви и утверждает решительно, что судя даже по христианам, стоящим на низшей степени христианского совершенства, Церкви христианские как бы светили в мире. Из самого понятия о Церкви видно, что христиане каждого города составляли единое общество; и вот, что было одним из главных предлогов к гонению: собрания их казались предосудительными, как несогласные с законами правления, и их единодушие, которое на самом деле происходило только от взаимной любви, представлялось заговором (Тертуллиан, “Апология”).

Действительно, христиане одного города или селения сводили между собою тесную дружбу в собраниях, назначенных для молитвы и других благочестивых упражнений, где они виделись почти каждый день. Здесь имели они частые беседы и советовались друг с другом даже о неважных вещах, — радость и горесть у них были общие. Если кто-нибудь из них получал от Бога особую милость, все принимали в том участие; если кто находился в состоянии покаяния, все испрашивали прощение. Они обращались между собою, как родные, называя друг друга отцом или сыном, братом или сестрою, смотря по возрасту и полу.

Этот союз укреплялся властью родителей в своем семействе и подчиненностью их священникам и епископу, как говорит свят. Ириней в своих письмах. Епископы находились между собою в тесном союзе; без общего согласия они не предпринимали ничего важного. Принадлежавшие к одному кругу часто сходились на Собор, когда имели для сего свободное время. Епископы же из дальних мест вели между собою частую переписку, весьма удобную из-за чрезмерной обширности Римского единодержавия, которое Господь нарочно устроил с тем, чтобы содействовать успехам Евангельской проповеди (Ориген, “Против Цельса”). Эти письма имели особую форму для предохранения их от подлога и прикрытия святых истин, необходимых особенно во время гонений (Киприан, “К Клименту Римскому,” Письмо 9). Для большей безопасности письма посылались с клириками, а за их недостатком с людьми, нарочно для сего избранными. Но так как Церковь Божия не ограничивалась пределами Римской империи, а простирала свое владычество по всем окрестным странам, то единство веры и нравов, общее всем христианам, было достойным еще большего удивления при столь великом разнообразии народов, особенно когда замечали, что истинная религия отучила своих последователей от самых грубых и безрассудных привычек. После сего можно сказать, что Вселенская Церковь составляла точно одно тело, члены которого соединялись союзом не только веры, но и любви взаимной.

Собрания и литургия

Принадлежавшие к той же церкви собирались в воскресный день, называемый у язычников днем солнца, который у христиан был во всегдашнем уважении, ибо он напоминает о сотворении света и воскресении Христовом (Свят. Иустин, “Апология первая”). Собирались также в пятницу, называемую у христиан днем приготовления. Местом собрания был какой-нибудь частный дом, в котором отделялась одна из столовых комнат в верхнем жилье. Такова была горница, из которой упал юный Евтих во время полнощной проповеди ап. Павла в Троаде. Она была в третьем этаже, достаточно освещена, и верные туда собирались в ночь на воскресение для преломления хлеба, т.е. для Евхаристии, за которой следовала в ночь на воскресение вечерня (Деян. 20:7-11). Часто гонение заставляло христиан укрываться в подземельях за городом, как-то подтверждают каменные пещеры, находящиеся близ Рима, известные под названием Рима подземного (Бароний, Летописи 224, 245). Так было при императорах Филиппе и Гардиане (Евсевий, “История...”), а после низложения Павла Самосатскаго император Аврелиан приказал дом церковный отдать тем, кому присудят италийские и другие правоверные епископы (Евсевий, “История...”). Некоторые из этих открытых церквей находились в частных домах, как то известно о домовой церкви сенатора Пуденса. Иногда же для сего строились особые здания. Незадолго перед гонением Диоклетиана, церкви во всех городах, начиная с основания, были перестроены и гонение началось их разрушением (Евсевий, “История...”).

В этих собраниях совершалось молитвословие, определявшееся, как указано выше, разными часами дня и ночи, приносилась бескровная Жертва, как действие, исключительно принадлежавшее священниками. Оно называлось или именами, взятыми из Св. Писания, как напр., вечерней, преломлением хлеба, жертвою, или именами, принятыми Церковью: синаксом, что значит собрание; Евхаристиею, что значит благодарение; Литургиею, что значит общественное служение. Оно совершалось иногда перед восходом солнца, особенно, во время гонений, во избежание помехи, которую могли устроить неверные (Киприан, “Письмо к Целилию”). В каждой церкви или в каждом приходе совершаема была лишь одна литургия, отправлял ее всегда епископ, а за отсутствием или болезнью его — священники, которые были тут же и служили с ним вместе. Устав литургии, проходя разные времена и места, изменился через прибавление и отмену некоторых важных обрядов, но в существе своем остался неизменным. Вот что мы находим об этом у древних писателей.

После некоторых молитв читали Св. Писание сперва Ветхого, затем Нового Завета, чтение заключалось Евангелием, которое изъяснял настоятель, прилагая к сему наставления, сообразные с нуждами своей паствы (Свят. Иустин, “Апология”). После сего все вставали с мест и, обращаясь к востоку с воздетыми к небу руками, молились за людей всякого рода: христиан, язычников, знатных и бедных и, преимущественно, за пленных, больных и прочих страдальцев. Диакон побуждал предстоящих к молению, священник произносил возглас, а народ в знак согласия отвечал: аминь (“Постановления апостолов”; свят. Киприан “Письмо к Цецилию”). За сим следовало приношение Даров, т.е. хлеба и вина, растворенного водою, служивших веществом таинственной Жертвы. Предстоящие давали друг другу лобзание мира: мужчины мужчинам, а женщины женщинам — в знак совершенного единения; потом каждый относил дары священнику, который от лица всех приносил их Богу (Климент, “О воспитании детей”). Тогда, приступая к тайнодействию, он внушал предстоящим возвысить сердца свои к Богу, благодарить Его и славословить с ангелами и всеми небесными силами, потом, вспоминая установление Евхаристии и повторяя слова, изреченные при сем Иисусом Христом, совершал самую тайну (таинство — ред.), после чего читал с народом молитву Господню и, причастившись первый сам, чрез диаконов раздавал причастие всем предстоящим (Свят. Иустин, “Апология”). Ибо все, кто входили в Церковь, обязывались причащаться, особенно же, служители алтаря (“Правила апостолов”). Тело Господне принимаемо было с величайшею осторожностью и опасением, дабы ни малейшая крупица Причастия не упала на землю.

Тем, кто не мог присутствовать при совершении литургии, причастие отсылалось чрез диаконов или служителей церковных — аколуфов. Часть Причастия сохранялась для напутствия умирающих, как дорожный запас на дальнейший путь, их ожидающий. Позволялось верным брать Причастие домой (Тертуллиан, “К жене”), дабы каждое утро приобщаться до вкушения пищи или в случае опасности, например, когда надлежало идти на мучение, потому что не всякий день можно было собираться для слушания литургии. Причастие, отлагаемое для здоровых или больных, заключалось под видом только хлеба, между тем как в собрании все приобщались под двумя видами, кроме малолетних детей, которых причащали одним вином. Трапеза любви, следовавшая в древности за причащением Св. Тайн, состояла из обыкновенных яств, от коих все присутствовавшие вкушали на том же самом месте. Впоследствии она была предоставлена только вдовицам и нищим. За столом известная доля откладывалась епископу, хотя бы он и отсутствовал. Священники и диаконы получали по две доли, чтецы, певцы и привратники по одной (“Постановления апостолов”; Тертуллиан, “О посте”).

Сокровенность таинств

В сих же самых собраниях совершались и все прочие священнодействия, коль скоро ничто сему не мешало; и вот почему так строго смотрели за тем, чтобы не впустить туда кого-нибудь из неверных, ибо во всей точности исполнялось предписание Спасителя, не давать святыни псам и не метать жемчуга перед свиньями (Мате. 7:6). От сей-то скрытности священнодействия получили наименование таинств, т.е. вещей тайных, о коих хранилось нерушимое молчание. Они скрываемы были не только от неверных, но и от оглашенных. Не только не совершали таинств в их присутствии, но никто не смел даже рассказывать им, что происходило в собрании, ни произносить в присутствии их слов, употребляемых при служении, ни говорить о свойствах священнодействия, и тем менее писали о сем, а если в общенародном поучении или в сочинении, которое могло попасть в руки язычников, заходила речь о Евхаристии или другом каком-нибудь таинстве, то при этом употреблялись слова им непонятные и загадочные. Таково в Новом Завете выражение “преломлять хлеб” (Деян. 2:42), т.е. раздавать освященные Дары, которое не могло быть понятно язычникам. Эта предосторожность существовала долгое время и после свободы, обретенной Церковью. Нужно исключить отсюда только апологии, в коих писатели объясняли таинства для отражения клеветы, возводимой на христиан.

Клевета на христиан

Немаловажным поводом к этой клевете служила упомянутая предосторожность христиан скрывать свои таинства. Известно о других религиях, что в них большую часть таинств, о коих никому не велено было говорить, составляли постыдные дела, — таковы были празднества Цереры и Цибелы, жертвоприношения Бахуса, которые запретил Сенат в 568 г. от основания Рима. При господствовавшем предубеждении против христиан легко могло родиться подозрение, что творимое ими с такой скрытностью было чем-то тоже плохим. Эти подозрения казались правдой, поскольку все еретики выдавали себя за истинных христиан (Евсевий, “История...”; Бароний, Летопись 120; свят. Ириней). Некоторые христиане имели в услужении язычников, которые из-за страха мучений часто наговаривали на своих господ все, что от них хотели мучители (Евсевий, “История...”).

Таким образом распространялись разные вымыслы о христианах, а иудеи были главными изобретателями их, и сколько бы эти вымыслы ни были нелепы сами по себе, народ им верил, так что необходимо было опровергать их всенародно (Евсевий, “История...”; Тертуллиан, “Апология”). Пример празднеств Бахуса, которые за 200 лет до того отличались ужасными мерзостями, показывал, что нет мерзостей, которые бы не могли скрываться под личиной религии.

Между прочим обвиняли христиан во вражде ко всему роду человеческому и, в особенности, к могуществу Рима, говорили, будто они утешаются народными бедствиями, сетуют на счастливое течение дел и желают падения империи. Все это основывалось на их проповеди о суете земного величия, о конце мира, о Страшном Суде и, может быть, на увеличенном или злонамеренном истолковании того, что предсказано в Апокалипсисе о казни Рима идолопоклонствующего и об отмщении, которое учинит некогда Бог за пролитую кровь мучеников. Клевета подкреплялась тем, что христиане не участвовали в народных празднествах (Тертуллиан, “Апология”), как то: жертвоприношениях, пирах и зрелищах. В эти дни христиане плакали и постились при виде бесчисленных беззаконий, там совершаемых; напротив, в дни, по суеверию язычников плачевные и несчастные, у них большею частью было веселье. Они убегали даже с площадей по причине игрищ, там происходивших. Если же кому и случалось там быть, то разве только затем, чтобы купить мимоходом вещь нужную или невольника ради его обращения в веру (“Постановления апостолов”).

Наконец, оказываемое христианами презрение ко всем прочим религиям довершало к ним народную ненависть. Сколько ни проповедовали они, что поклоняются духом Богу — Создателю неба и земли, принося Ему непрерывно жертвы в своих молитвах, идолопоклонники не понимали этого языка, спрашивали об имени их Бога и называли их безбожниками, поскольку они не поклонялись ни одному из тех богов, которые стояли в храмах, не имели у себя жертвенников всесожжения, ни жертв кровавых, ни кумиров всеми почитаемых. Жрецы, гадатели по полету птиц — авгуры, по внутренностям животных — гарусники, прорицатели словом, все те, чей промысел основан был на язычестве, для своей пользы старались поддерживать и усиливать народную ненависть к христианам, связывая с этим намерением случавшиеся в народе несчастья, голод, мор, войну (Тертуллиан, “Апология”). “Христиане, — кричали они, — привлекают гнев богов на всех тех, которые попускают им жить” (Арновий, “Против язычников”).

После таких предубеждений на самые добродетели христиан смотрели нечистым оком. Любовь, которую они питали между собою, казалась опасным заговором (Тертуллиан, “Апология”). Имена братьев и сестер, которые они давали друг другу, толковали в худую сторону, поскольку язычники действительно употребляли их в своих порочных связях. Их милостыня считалась или средством к обольщению бедных и завлечению их в злоумышление, или внушением корыстолюбивых пастырей, которые, собирая в Церкви большие сокровища, хотели нажиться сами. Об их чудесах отзывались как о чародействах и хитростях магии. И, действительно, в то время много было обманщиков, которые хвастались искусством угадывать будущее по разным приметам, лечить болезни, якобы, волшебными злаками и колдовством, словами и странными фигурами. Они делали даже диковинки для ослепления глаз, частью согласно науке, частью при содействии темных сил. Аполлоний Тианский служит пресловутым тому примером. По сей-то причине не слишком удивлялись, слыша рассказ о каком-либо чуде, и даже бывши лично его свидетелями, истинные чудеса смешивались с ложными, так что презирали всех без разбора, кто слыл чудотворцем. К утверждению этого заблуждения немало способствовала страна, где жили апостолы и первые христиане, ибо большая часть упомянутых обманщиков приходила с востока.

Сами гонения только оправдывали ненависть к христианам. Предполагалось, что они были виновны, раз уж все признавали их виновными. И по строгости казней судили о величине их преступлений (Тертуллиан, “Апология”). На них смотрели, как на людей, обреченных на смерть, в удел которым назначены огонь и кресты, их называли самыми позорными именами. Вот, что делало христиан столь ненавистными в глазах народа и невежд; вот основание того, что о них говорят Свитоний и Тацит; следуя общему мнению, Светоний пишет, что “император Клавдий изгнал из Рима иудеев, кои непрестанно бунтовали, быв к тому подучаемы неким Хрестом,” как будто еще Иисус Христос находился на земле и был главою бунта меж иудеями. Тот же писатель относит к похвальным поступкам Нерона изданное им повеление мучить христиан, как людей одержимых, по его выражению новым и опасным суеверием.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Христиане
Супруги-христиане несут единое бремя
Христиане постились чаще иудеев

сайт копирайтеров Евгений