Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

Для большего свидетельства своей уверенности в воскресении, христиане прилагали великое старание о погребении умерших и на такие случаи тратились гораздо более, нежели на прочие нужды. Они не сжигали тел, как греки и римляне, не следовали суеверному любопытству египтян, у которых хранились мумии в домах, набальзамированные и открыто лежащие в ложах. Св. Антоний вывел это обыкновение, еще существовавшее в его время.

Христиане в обрядах погребения подражали иудеям. По омовении умершего, они его бальзамировали, и в этом случае, как замечает Тертуллиан (“Апология”), употребляли гораздо более благовоний, нежели язычники в своих жертвоприношениях. Потом обвивали тело тонким полотном или шелковою материей, иногда же облекали в драгоценную одежду. После сего оставляли его на три дня открытым, имея, впрочем, неусыпный за ним присмотр и стоя подле него на молитве. Наконец, несли его в могилу, сопровождая тело множеством свечей и факелов, пением псалмов и гимнов, в коих прославляли Бога и изображали надежду воскресения (“Постановления апостолов”). Здесь молились за покойного и приносили Св. Жертву. В заключение давали бедным обед и прочие милостыни. По истечении года совершались поминки в доме умершего, и в это время повторяли их каждый год. Между тем, Церковь за божественною службою поминала покойного каждый день (Тертуллиан, “О венце”).

Для зарывания в землю умерших были в Церкви особенные люди, гробокопатели, и также бывшие некогда в клире. Часто, из особенного почтения к умершим и для сохранения о них памяти вместе с ними зарывали разные вещи: как то знаки их достоинства, орудия их мученической смерти, склянки или губки, наполненные их кровью, акты их мученичества, надгробные надписи или, по крайней мере, их имена, медали, листы лавровые или другого неувядаемого древа, кресты, Евангелия. Язычники для сохранения праха умерших строили великолепные гробницы по сторонам больших дорог, на открытом поле; христиане, напротив, скрывали тела, зарывая их просто или ставя рядом в пещерах, как то известно о пещерах Рима. Это подземелья, выкопанные христианами в каменистом месте для того, чтобы там иметь кладбище. В них спускаются по лестнице и встречаются длинные ходы, где по обоим сторонам находятся 2-3 ряда глубоких ям, куда полагались тела. От места до места имеются горницы, довольно широкие, со сводами, укрепленные и изрытые многими ямами, так же, как в ходах. Большая часть этих горниц, подобно церквям, имеет стенную живопись, изображающую разные сцены из Ветхого и Нового Заветов, а кое-где находятся и церкви подземные. Во многих местах стоят мраморные продолговатые ящики, украшенные резьбою, с изображеним тех же предметов, что и на стенах. Это гробы людей знаменитейших. Некоторые из подземных кладбищ столь велики, что имеют 2-3 этажа в высоту. Здесь-то христиане во времена гонений находили безопасное прибежище, чтобы хранить останки мучеников, чтобы собирать и отправлять обряды богослужения. Сии древние кладбища по причине заваленных к ним входов долгое время оставались неизвестными, и уже в конце 16 века удалось их открыть.

Великою честью почиталось быть погребенными близ мучеников; и вот почему стали впоследствии многих хоронить в церквях, тогда как прежде обыкновенно хоронили за городом (“Постановления апостолов”). Поклонение мощам и твердое упование воскресения истребляли между христианами тот неосновательный страх, какой поселялся в древних, даже самих израильтянах, при воззрении на мертвые тела и похороны.

Епископ и клир

Говоря о пастырях и служителях Церкви, Ориген сравнивал народные собрания с церковными и утверждал, как несомненное, что управляющие Церквами на самом деле показывают добродетели и достоинства, тогда как правители народа носят одно только их имя (“Против Цельса”). И это он утверждал в споре с язычниками, которым, без сомнения, показалось бы это смешным, если бы он говорил совершенную неправду. Великое число епископов Рима и Иерусалима первых 3-х веков были среди мучеников и история свидетельствует, что они почти все прославились своими добродетелями. Император Александр Север ставил в пример христиан, когда хотел показать, с какою строгостью должны быть испытываемы люди, назначенные для общественной службы. В самом деле, на степени церковные избирали между христианами, людьми по своему званию уже добрыми, тех, коих святость была совершеннейшая и добродетели блистательнейшие (Тертуллиан, “Апология”). Это избрание падало преимущественно на исповедников, показавших величайшую твердость среди мучений. Так св. Киприан поставил чтецами Аврелия и Целерина. Последний имел шрамы многих ран на своем теле, не говоря уже о том, что его бабка и двое дядей были знаменитыми мучениками. Так получил священство Нумидик, который за склонение многих к мученичеству, между прочими и собственной своей жены, сам был оставлен мучителями замертво.

Епископ часто ставил клириков по просьбе народа, по крайней мере, с его согласия и всегда по совещанию со своим клиром, особенно, с опытнейшими из священников о том, способны ли избранные к исполнению той или другой должности. Хотелось или не хотелось сим последним занять назначаемую должность, на это мало обращали внимания; и так как прошение о местах тогда не принималось, то часто определяли на место совершенно против воли. Епископ избираем был в присутствии народа областными епископами в числе по крайней мере 2-3 (“Постановления апостолов”), ибо в те времена неудобно было собираться большему числу, разве лишь когда гонения прекращались. Случалось, что престолы епископские стояли долгое время праздными. Присутствие народа в этом случае почиталось необходимым, дабы все, лично удостоверенные в достоинствах избранного, с большим усердием ему повиновались. Ибо на степень епископа большею частью возводили того, кто крестился в той же самой Церкви и многие годы проходил тут все церковные должности. Посвящение предварялось постом и сопровождалось молитвами. Оно производилось обыкновенно в ночь на воскресение: в ту ночь не спали. По прошествии нескольких часов начиналось посвящение, главный обряд которого состоял всегда в рукоположении, которое соединялось с Божественной литургией.

Епископ ставил у себя священников, диаконов и прочих клириков неболее чем это нужно было для его Церкви, т.е. его духовного стада. Число их было очень невелико, ибо во время св. Папы Корнилия в 250 г. Римская Церковь имела только 46 священников и 154 клирика, хотя паства была многочисленнейшая (Евсевий, “История...”). Число епископов, по сравнению с другими духовными особами, было гораздо больше. Ибо их ставили в каждом городе, где только находилось значительное число христиан. Не позволялось посвящать в одной области тех, которые крещены были в другой, по той причине, что поведение их было неизвестно. После посвящения клирики обязывались пребывать на своем месте до конца жизни, если только епископ не отсылал их к другому. Ибо они находились в совершенной от него зависимости, как ученики, которых он старался просвещать, образовывать и совершенствовать для будущих должностей, соответствующих их способностям. Юные мученики, пострадавшие со святыми Вавилою, Власием и прочими, были, без сомнения, из числа тех, кого они готовили для духовного звания. Таким образом, клирики, посвященные одним епископом, не могли без его позволения перейти служить к другому, и тот, кто бы их принял, подвергался опасению прослыть святотатцем (“Правила святых апостолов”).

Впрочем, власть, какую епископы имели над своим клиром, отнюдь не походила на доминирование или деспотизм; это было самое кроткое начальство. Клирики разделяли власть с епископом, поскольку он без их совета не предпринимал ничего важного, особенно, без совета священников, составлявших как бы сенат Церкви. С одной стороны, священники были столь уважаемы, с другой епископы — столь скромны, что по внешности и различить их было почти невозможно (“Постановления апостольские”). Клирики имели некоторую власть над самим епископом, будучи всегдашними свидетелями его учения и жизни. Они находились при нем на всех общественных службах, как исполнители судейских приказаний или как ученики, следующие за своим учителем, ибо они привязаны были к своему епископу так же, как апостолы к Иисусу Христу (там же). Таким образом, если епископ начинал чему либо учить или вводить что-то новое, вопреки преданиям апостольским, то престарелые священники и диаконы не оставляли этого без внимания, но, во-первых, злоупотребляющему епископу делали дружеское увещевание, потом, когда он не исправлялся их советами, жаловались на него другим епископам, и, наконец, обвиняли его на Соборе.

Клирики, большею частью жили подвижнически, употребляя в пищу только овощи и сухие яства, соблюдая частые посты и налагая на себя другие подвиги, насколько позволяли им трудные занятия по должности. Всего же более от епископов, священников и диаконов требовалось сохранение целомудрия. Это не значит, что никогда не возводили женатых на эти степени, ибо невозможно было между иудеями и язычниками, обращавшимися ежедневно, набрать для этого людей, имеющих одну жену (I Тим. 3:2) при свободе иметь их много, какою пользовались язычники, и при всеобщем употреблении развода, который давал повод к частой перемене жен. Но это означало то, что когда избранный епископ, священник и диакон имел у себя жену, то с этого времени начинал обращаться с нею, не иначе, как со своею сестрою. Позволялось, впрочем, им заботиться о своих женах и не покидать их как чуждых (“Правила святых апостолов”).

Не позволялось клирикам держать у себя в доме женщин. Так, в обвинении Павла Самосатскаго, между прочим сказано, что он держал у себя двух молодых и пригожих женщин и всюду водил их с собою, что позволял и своим священникам, и своим диаконам иметь подобных женщин, называвшихся прислужницами. Для предотвращения беспорядков, которые могли бы произойти в этом случае, положено было, чтобы неженатые клирики отнюдь не жили вместе с посторонними женщинами, и это правило Никейский Собор распространил даже на сестер, матерей и теток (Правило третье).

Все клирики, не исключая даже епископов, жили бедно или, по крайней мере, просто, как простолюдины. Поскольку при гонениях в первую очередь искали духовную Иерархию, то они опасались отличаться одеянием или каким-либо знаком, приличным их сану, разве только иногда походили видом на философов. Многие перед поступлением в клир раздавали нищим свое имение и продолжали по вступлении жить трудами рук своих, подобно ап. Павлу, и это не потому, что их не могла содержать Церковь. Она доставляла из своего казнохранилища все нужное для содержания клириков, и каждый получал понедельно и помесячно известную долю вещей или денег, сообразно с его нуждами и саном. Ибо для клириков, исправлявших высшие должности и поэтому обремененных трудами, и доли отлагались большие по наставлению св. Павла (1 Тим. 5:17). Были, впрочем, в клире и такие, кто владел своим наследственным имением. У св. Киприана во время его мученичества находились еще во владении сады с домом.

Пастыри и клирики, сколь были уважаемы за описанные выше качества, столь и любимы за свое добродушие и неутолимое старание о благе подчиненных. Епископ никогда не отказывался присутствовать при общественных молитвах, изъяснять Св. Писание, служить обедню каждое воскресение и в “дни стояния” — среду и пяток. Он и его священники непрестанно занимались наставлением оглашенных, утешением больных, увещанием кающихся, примирением враждующих. Они решали всякие распри, ибо на основании слов апостола (1 Кор. 6:1) строго воспрещалось христианам судиться друг с другом в языческих судилищах, и те, кто не хотел подчинить себя суду Церкви, отлучался от нее, как грешник нераскаянный и не обещающий исправления (“Постановления апостолов”). К счастью, между христианами, как между людьми бескорыстными, кроткими и терпеливыми, редко случались распри. Епископы разбирали тяжбы обыкновенно в понедельник (Там же), дабы, если тяжущиеся не удовольствуются первым судом, иметь время их примирить и успокоить до следующего воскресения, когда им надлежало молиться вместе и принимать Свв. Тайны. При решении дела епископ заседал со своими священниками, по сторонам находились его диаконы, а тяжущиеся стояли посреди. По выслушивании обоих сторон, председательствующий употреблял все возможные способы к тому, чтобы их помирить без судопроизводства; в случае же упорства произносил надлежащий приговор. Тут же принимались жалобы и на тех, которые по общему замечанию жили не по-христиански (Киприан, Письмо 26).

Епископ был главным распорядителем церковных сокровищ, и никто не опасался с его стороны никакого злоупотребления (“Постановления апостолов”). Если же появлялось хотя бы малейшее сомнение в его честности, то остерегались бы вверять ему и правление душ, несравненно драгоценнейших, нежели все сокровища. Таким образом к нему только обращались все нуждающиеся в помощи, он был отцом бедных и покровителем несчастных.

После сего можно ли удивляться той приверженности и тому почтению, какое питали верные к духовным властям? Замечают о св. Поликарпе, что часто происходил спор между христианами, кому первому его разуть (“Послание Церкви Смирнской”). Подходя к священникам, обыкновенно повергались ниц и, прося благословение, лобызали им ноги. За счастье почиталось принять в доме даже диакона и угостить его от своего стола. Никакое важное дело не начиналось без совета пастыря, который был единственным вождем своего стада. На него смотрели, как на человека Божия, как на наместника Иисуса Христа (“Постановления апостолов”), так что тщеславие и надменность представлялись искушениями такими же опасными для епископов и священников, как они были опасными для обладавших даром пророчества и чудес, поскольку и сии дарования были еще нередки. Сия-то почтительность, сия-то сыновняя преданность составляла все могущество пастырей. Чтобы привести в послушание пасомых, достаточно было им одного убеждения и духовных наказаний; весь страх, который они старались произвести на виновных, падал на их совесть, а если кто-либо был столь бесчувственен, что презирал их обличения, для такого и телесные наказания считались уже бесполезными.

Терпение христиан

Таковы были нравы христиан в продолжение гонений, которые воздвигало на них господствовавшее язычество. Сие плачевное состояние располагало их, вообще, к неусыпному бдению и ежеминутно заставляло их обращаться к Богу и внимать себе. Ибо со времени открывшегося гонения каждый того только и ожидал, что сейчас предадут его гонителям либо его жена, либо родственники, иные по желанно завладеть его имением, другие по пристрастию к идолопоклонству. К сему же средству, как первейшему, прибегали должники, чтобы освободиться от долгов, и рабы, чтобы выйти на волю. Язычник, полюбивший христианку, мог таким образом поставить ее в жестокую необходимость или согласиться на его предложение, или идти на мучение. Св. Иустин (“Апология вторая”) рассказывает, как некая женщина была выдана своим мужем за то, что не хотела участвовать в его преступлениях, и как некто был казнен смертью только за вопрос судье, почему тот предал смерти человека, обратившего эту женщину, вменяя ему в вину лишь то, что он христианин. Хотя Церковь на некоторое время оставалась в мире, однако не переставала ежедневно опасаться возобновления войны; и самый ее мир был не столь безопасен, чтобы многие из христиан не страдали от возмущений народных и других причин, ибо мы находим весьма многих мучеников в царствование императора Александра и других государей, не воздвигавших гонений. Мелитон жаловался императору Антонину на то, что у христиан имущество расхищают и грабят безнаказанно днем и ночью под предлогом неких указов, о коих император вовсе не ведал (Евсевий, “История...”). Впрочем, если казни и насилие прекращались, то никогда не прекращались ненависть и презрение. Всегда позволялось говорить обидные на счет христиан слова, писать против них, издеваться над ними и высмеивать их на зрелищах. Все это не только оставалось без наказания, но еще и заслуживало одобрения и похвал. Некоторых мест из Цельса, приводимых Оригеном, достаточно для того, чтобы видеть, сколь бесстыдно с христианами тогда обращались. Они принуждены были видеть всякий день срамные обряды язычества, встречать на каждом шагу соблазнительных истуканов и открытые места для разврата, слышать отовсюду нечестивые и богохульные речи. После сего можно судить, какая требовалась сила и твердость духа, чтобы посреди такого множества преткновений соблюсти веру живую и нравы неукоризненные.

Но с другой стороны христиане имели нужду в великой осторожности, чтобы держать в пределах свободу чад Божиих и дерзновение, которое основывается на свидетельстве чистой совести (1 Петр. 2:16). Они умели переносить незаслуженные ругательства и несправедливые клеветы без мщения, без жалоб и без злобы на своих клеветников. Ставили себе за правило ничего не делать, что могло быть навлечь или усилить гонение, хранить мир со всеми людьми доколе возможно (Рим. 12:18) и вести себя столь безукоризненно, чтобы сим закрыть уста наглецам и невеждам (I Петр. 2:15). Словом, остерегались всего, что, не быв нужным для благочестия, могло раздражить язычников, и старались всеми способами снискать их благосклонность. Поэтому и внешне, исключая необходимые отличия исповедников Иисуса Христа, они во всем походили на римлян, греков или обитателей той страны, в которой жили, во всем том, что не было противно религии, ни доброй нравственности (Тертуллиан “Апология”). Язычникам, нерасположенным к христианству, они не навязывали своего учения насильно, а ограничивались долгом молиться за них и исправлять их своим терпением и добрыми делами, воздавая им во всяком случае добром за зло. Св. Игнатий, говоря о воинах, стерегших его, так изъясняется (“Послание Церкви Смирнской”): “Я привязан к 10-ти леопардам, которые становятся все злее, когда им делаешь добро, но их злость служит моему назиданию.” Св. Поликарп с радостью встретил пришедших взять его под стражу и угостил их с великою честью. Св. Киприан повелел выдать 25 золотых своему палачу, а св. Максимиан отдал своему новую одежду. Некто из древних мучеников, обвиненный в Христианстве и посаженный в темницу, а потом выпущенный оттуда, продал все свое имение и из денег, за него полученных, одну половину раздал нищим, а другую — своим обвинителям, платя им, как бы за величайшее благодеяние. Другой, по имени Павел, быв осужден на отсечение главы, выпросил несколько минут для молитвы и молил Бога за своих сродников, за иудеев, за язычников, за всех предстоящих, наконец, за судью, его осудившего, и за палача, имевшего совершить над ним казнь.

Их терпение обнаруживалось преимущественно в отношении к государям и властям гражданским. Никто не слыхал, чтобы они жаловались на правительство и с презрением отзывались о властях. Они воздавали им всякую честь и повиновение, которое не соединялось с идолослужением, платили подати не только без противоречия, но и без ропота (Тертуллиан, “Апология”), и скорее соглашались отдать последние труды своих рук, нежели остаться должными.

Быв неспособны к поднятию бунтов и смятений, христиане не принимали никакого участия в заговорах, которые составлялись против императоров в продолжение 3-х первых веков (Там же), сколь ни злы были императоры и сколь ни жестоки гонения, ими воздвигаемые. Только христиане одни не покушались на низложение Нерона, Домициана, Коммода, Каракаллы и других тиранов. Эти люди, доведенные до крайности множеством притеснений и неслыханных жестокостей, никогда не думали взяться за оружие для своей защиты, хотя были в гораздо большем числе, нежели какая-либо нация, боровшаяся с римлянами. Напротив, все христиане, служившие в римском войске, действовали оружием не иначе, как по распоряжению своих вождей, и нам известны целые легионы (например, легион св. Маврикия), которые лучше соглашались быть побитыми без сопротивления, нежели отступить от своих обязанностей перед Богом и кесарем.

Они едва осмеливались раскрыть уста, дабы защитить себя, и сказать несколько слов против ужасной клеветы, которую на них возводили. В продолжение почти целого века они являлись безответными страдальцами по примеру своего Божественного Учителя, Который, будучи злословим, не злословил взаимно, страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1 Петр. 2:23). Их святая жизнь служила им вместо оправдания. Уже в царствование Императора Адриана начали появляться некоторые апологии, впрочем с такою скромностью и, вместе с тем, с таким мужеством и основательностью написанные, что не показывали ничего другого, кроме искреннего усердия писателя защитить истину (Евсевий, “История...”).

Это непреодолимое терпение заставило, наконец, все враждебные силы покориться Евангелию. Гонения еще продолжались, но христиане уже умножились до невероятного числа. “Мы существуем только со вчерашнего дня, — писал Тертуллиан, — и уже наполняем все: ваши города, ваши дома, ваши села, ваши колонии, ваши деревни, ваши трибы, ваш двор, ваш сенат, ваши площади” (“Апология”). В самом деле, христиане находились во всяком звании и занимали самые почетные места. В Четьи-Минеи мы находим сенаторов, префектов, проконсулов, трибунов, квесторов и даже консулов. Там же находим христиан между придворными и вельможами императоров Нерона, Траяна, Александра, Декия, Валентиана, Диоклетиана (Евсевий, “История...”).

 <<<     ΛΛΛ   

Клевета на христиан
Ибо сие обыкновенно вырезывалось у христиан на печатях
Император александр север ставил в пример христиан

сайт копирайтеров Евгений