Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

П. Массон-Урсель в книге «Философия Востока», изданной в Париже в 1938 г., пытается отыскать в месопо-тамской и египетской мифологии начало развития философских категорий, однако они не выходят еще за пределы дофилософских форм сознания, скорее относятся к религии, чем к философии. Представление о слове, хотя бы в гимне в честь богини Иштар, проникнуто магией. В мифах жителей Вавилона, так же как и шумер, первоначальная вода еще не освободилась от отождествления ее с божеством, наделения божественными атрибутами. В эпической поэме «Энума элиш», относящейся к середине II тысячелетия до н. э., говорится: «Когда о небе, что наверху, даже еще не упоминалось, и о названии твердой земли, которая внизу, еще не думали; когда только Апсу, первоначальный их родитель, и Мумму и Тиа-мату-та, из которой они все родились, свои воды воедино смешивали...» (78, 132—138). Под Апсу понималась пресная вода, под Тиамату — соленая вода, под Мумму — туман.

Понятия жителей Древнего Вавилона и Египта о мире сохранили следы первобытной магии. Однако у древних египтян уже была довольно развитая терминология в ма-

117

тематике, астрономии и медицине. В III тысячелетии до н. э. в Шумере были мудрецы, размышлявшие о происхождении Вселенной и ее устройстве. В шумерских школах, которые назывались «домами табличек», писцов обучали письму и языку, арифметике, геометрии, астрономии, астрологии, богословию, праву, медицине и музыке. «Писец должен был уметь писать понятно, хорошо знать математику, уметь межевать земли, примирять спорящих, — сказано в послании одного ученика к другому. — Тот, кто в совершенстве овладеет искусством писать на табличках, будет сверкать подобно солнцу». В прописях писцов сохранилась пословица, восхваляющая знание: «Грамота — мать красноречия, отец учителей».

Для возникновения предпосылок формирования философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте большое значение имело то, что там в «домах табличек» и «домах жизни» были составлены длинные списки названий предметов и явлений природы, устное толкование которых учителем позволяло как бы обобщить знания того времени. Эти перечисления предметов свидетельствуют о том, что от классификации всех явлений и предметов, которая при первобытнообщинном строе строилась на основе дуальной системы, связанной с магией и тотемами, произошел переход к разделению всего мира на небесные явления (небо, солнце, луна, звезды), атмосферные явления (тучи, гроза), на стихии природы, землю и человека. В основу классификации общества положен строго иерархический принцип. Древнеегипетский длинный список людей начинается с фараона, как олицетворения бога на земле, и кончается рабами. Из этих списков наиболее известно «Наставление... для познания всего сущего, созданного Пта и записанного Тотом, неба с его строем светил, земли и того, что таится в ее недрах и извергается наружу горами, и того, что находится на ее поверхности и орошается водами, всего, на что светит солнце и чему дано расти на земле, придуманное писцом священных книг дома жизни Амен-ем-опе». Ученые считают это сочинение XI в. до н. э. «энциклопедическим словником», предполагая, что его автор как бы составил проспект, предвосхитив за тысячу лет до н. э. создание энциклопедии, осуществленной французским философом Д. Дидро в XVIII в. Конечно, это преувеличение, но какой-то зародыш словника тут был, хотя не исключено, что это лишь

118

перечень названий предметов и явлений природы и общества, составленный для заучивания учащимися.

Большинство ученых считают, что в дошедших до нас древневавилонских и древнеегипетских памятниках нет ничего, что может быть названо философией, хотя отдельные религиозно-философские идеи существовали в оболочке мифологических систем жрецов. Крупнейший исследователь шумерской письменности и литературы С. Н. Крамер полагал, что шумеры не сумели создать философию в общепринятом смысле этого слова, тем не менее они размышляли и строили предположения о природе Вселенной, и прежде всего — о ее происхождении и устройстве, и о законах мироздания. Поэтому С. Н. Крамер не отвергал понятия философии для шумер. Он писал о «шумерских философах», об основе их «философских построений» (43, 100) и т. д. С. Н. Крамер отмечал, что «сведения о шумерской философии приходится сегодня собирать по крохам», анализ которых показывает, что «мыслители Шумера не создали четкого философского учения» (i3,l26). Другие ученые более решительно отрицают наличие философской мысли у шумер и древних египтян. Так, например, французский исследователь Жак Шевалье писал, что из египетской мудрости не возникло ни одно философское учение. Против таких взглядов возражал Н. Я. Марр. Он отмечал попытки наших востоковедов связать философию Индии и Китая с греческой, но полагал, что могли быть иные источники:

«А страны с юридическим и математическим мышлением, Месопотамия и Малая Азия с хеттским миром? Разве здесь дело обходилось без философии?» (52, 3, 113).

Первым ученым, который выступил против замалчивания стихийно-материалистических воззрений в древнеегипетских памятниках, был акад. Ю. П. Францев. Отвергая модернизацию научных знаний Древнего Египта, он полагал, что там были достигнуты определенные успехи в их развитии, которые имели большое значение для зарождения материалистического миропонимания. Ученый пришел к выводу, что традиционное понятие о том, что жителям Египта земля казалась в виде блина, является неверным. Они задолго до Анаксимандра, который предположил объемную форму земли, плавающей в пространстве, Додумались до этого. В Древнем Египте в наивной форме мифов был поставлен вопрос о материальной основе при-

119

родных явлений. Ритуальный текст на храмовой стене в Карнахе, относящийся к XIII в. до н. э., гласит:

«... прохладная вода, которая произвела вещи живущие и из которой выходят все вещи». Ю. П. Францев писал, что речь идет не об олицетворении водной стихии, а о воде, употребляемой для возлияний. С представлениями о воде, из которой «вышли все вещи», связано понятие о воздухе, занимающем пространство и «пребывающем во всех вещах». Образованный египтянин мог думать, что ветер привел воду в движение, из ила собралась земля, из воды вышли водные животные. Возможно, что многие могли считать черный ил Нильской долины, согреваемый солнечными лучами, источником жизни. Во всех этих воззрениях, полумифах-полугипотезах просвечивает стихийный материализм.

Ю. П. Францев доказывал, что в литературных памятниках Древнего Египта, отражавших свободомыслие рабовладельческой знати, имеются зачатки философской материалистической мысли. М. Э. Матье приводила интересные данные о возникновении свободомыслия в Древнем Египте. В гробнице фараона Сети I (1313—1292 гг. до н. э.) высечен текст «Истребление людей», где бог Ра жалуется на лиц, «изрекавших хулу на него», «замысливших злые дела против него». В папирусе «Спор Гора с Сетом» бог солнца Ра насмешливо говорит Осирису, объявившему себя создателем всей растительности:

«Если бы тебя и не было и если бы ты не рождался, ячмень и полба все равно существовали бы» (53, 401). В одном из папирусов приводится спор кошки с шакалом: первая доказывает силу добра, второй — торжество силы и безучастность богов. Автор как будто на стороне шакала.

Большинство памятников древневосточной литературы, содержавших сведения о проблесках свободомыслия, рационализма и материализма, до нас не дошло из-за «усердия» жрецов, старательно уничтожавших их. Эти памятники еще ярче показали бы связь вольнодумства с зачатками философии. Вероятно, древнеегипетские мудрецы пытались смелее, чем вавилонские, выйти за пределы религиозного миропонимания. До нас дошли имена древнейших мудрецов: Имхотепа и Хардедефа, «изречения которых у всех на устах». Наиболее известным египетским мудрецом был визирь фараона Джосерса Имхотеп (около 3000 г. до н. э.). Он был врачом, астрономом,

120

математиком и архитектором, построил первую ступенчатую пирамиду. Его впоследствии обожествили, объявив сыном бога Пта.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Он ответил молчанием
113 древние египтяне находили пути решения конкретных задач опытным путем
Предвычисления явлений природы
У них уже существовала философия как особая форма сознания
Он относил религиозные верования к пустым абстракциям человеческого сознания

сайт копирайтеров Евгений