Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

в другое, оно не есть одно и то же. Диалектика бытия и небытия приняла в буддизме форму абсолютного отрицания всего устойчивого и постоянного в мире, форму одностороннего превращения бытия в небытие.

Философия возникла в Индии как материалистическое учение, выступившее против религии, когда в VI—V вв. до н. э. там происходил кризис мифологического понимания мира в результате обострения борьбы между общинной демократией, жреческой и военной аристократией. Эта борьба была направлена против кастового строя и господства брахманов. «Материалисты нападали на авторитет и непогрешимость канонов в мышлении, религии и теологии, — писал Дж. Неру. — Они критиковали веды, институт жрецов и традиционные верования ... и восставали против всех форм волшебства и суеверий. Они хотели избавиться от оков и бремени прошлого, от рассуждений по вопросам, не поддающимся восприятию, от поклонения воображаемым богам» (57, 99).

Еще в глубокой древности каста кшатриев боролась с брахманами за власть, а поэтому выступала против их учений. Н. П. Аникеев собрал интересный материал по этому вопросу. В ведах рассказывается о борьбе Вишва-шитры, царя Пенджаба, с жрецом Васишты за обладание Сабалой, или чудесной коровой, которая дает все земные блага. Здесь в иносказательной форме содержится намек на столкновения между светской и духовной аристократией из-за земельных владений. В ведах упоминаются люди, отвергавшие жертвоприношения и другие обряды. Эти вольнодумцы называются «ниспровергатели богов», «люди без веры», «враги брахманов». В «Ригведе» говорится: «О нем, внушающем ужас, они спрашивают: „где он?". О нем, воистину, они также говорят: „нет его". „Нет Индры, иные говорят, кто видел его? Кого воспевать нам"». Герой «Рамаяны» Рама, сын брахмана, спорит с Джабали, отрицающим поминки. Джабали говорит:

«Пойми, просвещенный, что никто не живет после смерти. Верь только тому, что воспринимается чувствами, и отвергай все, что выходит за пределы чувств». Рама жестоко расправился с вольнодумцами. Он «трижды семь раз» избивает своим топором кшатриев, очищая от них землю. Один из персонажей героического эпоса «Махаб-хараты» говорит, что после смерти он превратился в шакала 8а то, что был «ученым, подвергавшим все суду

170

разума... Критиком и противником священников в спора о Брахмане, неверующим» (70, 412).

Несмотря на необычайную силу религиозного фанатизма и кастовой одержимости, суеверия и предрассудки не могли заглушить возникновение и развитие свободомыслия. В сборнике народных сказок и басен «Панча-тантра» («Пять хитросплетений») есть рассказы, разоблачающие проделки брахманов, творящих чудеса. В одной басне осмеяна жадность жрецов: брахман накопил горшок ячневой крупы и хранит его в ожидании голода, когда рассчитывает получить за него 100 рупий. В своих мечтаниях он рисует цепь спекуляций, в результате которых он построит себе роскошные чертоги, женится на дочери богатого брахмана и т. д.; представив себе, как он будет бить свою жену, брахман ударяет ногой по горшку и сразу лишается всех своих воздушных замков. Известно множество пословиц, проникнутых свободомыслием; на тамильском языке—«Луна и без брахмана взойдет»; на бенгальском языке — «Вора губит кашель, а брахмана еда»; на языке телугу—«Разве ворона станет лебедем, если искупается в Ганге?».

В древнеиндийских литературных памятниках сохранились свидетельства существования материалистических и атеистических воззрений. Они известны под названиями «настика», «чарвака», «локаята». Последователи настика — люди, отрицающие все, что не может быть воспринято чувствами. Сторонники чарвака — неверующие, заботящиеся только о хлебе насущном. Слово «чарвака», возможно, образовалось из двух слов: чар — четыре и вак — слово, так как чарваки считали, что мир состоит из четырех первоэлементов: огня, воды, воздуха и земли. Слово «локаята» означает мнение простых людей. Последователи локаята — люди, отрицающие все потустороннее, заботящиеся только о земном, а не о небесном. Едва ли настика, чарвака и локаята были разными течениями древнеиндийского материализма, скорее всего это одна и та же философия, которую называли различными словами. Возможно, что она появилась среди тех слоев населения, которые выступали против брахманизма и буддизма. Древнеиндийский философский материализм имел свои истоки и в стихийных материалистических воззрениях народных масс, живших еще в условиях первобытнообщинной демократии. Сочинения чарваков или локаятиков

171

были уничтожены брахманами, а поэтому о воззрениях древнеиндийских материалистов можно судить лишь по полемическим выступлениям против них.

В IX—? вв. п. э. Харибхадра написал трактат «Собрание шести философий», в котором описал и философию локаята: «Локаята считает, что не существует ни бога, ни освобождения, ни дхармы, ни недхармы, а также нет воздаяния ни за добродетельное поведение, ни за порочное... Локаятики утверждают, что существует только тот мир, который воспринимается чувствами... О прекрасная! Будем есть и пить, ведь прошлое, о пре-краснобедрая, не принадлежит тебе. О боязливая, поистине прошлое не возвращается. Это тело только сочетание (элементов)... Для них основа создания—четыре элемента: земля, вода, огонь и воздух. Средством же познания признаются только органы чувств. Из сочетания земли и других элементов возникает и тело и т. п.; и как от (смешения) составных частей напитка (возникает) опьяняющая сила, точно так же возникает и „я" (атмата). Поэтому отказ от видимого во имя невидимого чарваки считают глупостью этого мира» (7, 152—153}.

Основателем учения чарваков одни ученые считают Брихаспати, другие Дхишана, третьи Уддалаку. Бри-хаспати изображается в ведах как полубог или герой, который учит злых духов критиковать брахманов, чтобы добиться гибели этих бесов. Ему приписывается авторство двух антибрахманских ведийских гимнов. Возможно, что Брихаспати вообще никогда не было. Он создан фантазией брахманов для объяснения происхождения материалистических и атеистических взглядов асуров (демонов). Религиозные верования «шрути» считались откровением богов, а воззрения, критиковавшие вымыслы жрецов, — «тайным знанием» демонов. Мудрен Дхишан, вероятно в VII или VI в. до н. э., критиковал веды, считал их созданием лицемерных ханжей, алчных мошенников.

В. Рубен доказывает, что Уддалаки Аруни, живший, вероятно, в VI—V вв. до н. э., первый разработал философскую систему индийского материализма. Он был гилозоистом, не лишенным идей пантеизма, отстаивал учение о сат — вечной, вездесущей и несотворенной материи, проникнутой собственным творческим началом, исключающим существование какой бы то ни было нематериальной силы в качестве творца. В «Чхандогья-

172

упанишаде» (VI в. до н. э.) излагается диалог Уддадаки со своим сыном. Уддалаки говорит ему: «Только сущее, дорогой мой, только сущим был этот мир вначале, этим одним без чего-нибудь другого. Некоторые говорят:

„Несущее было вначале, но одно, без другого. Из этого несущего и возникло сущее". Но как же оно могло так стать? Как же из несущего могло возникнуть сущее? Скорее было только одно сущее в начале этого мира, оно одно единственное, без чего-либо другого». По мнению Уддалаки, существуют три элемента, которые породили мир:

первичная твердь (земля), жар (огонь), влага (вода).

От Уддалаки и пошло учение чарваков или локаяти-ков. По учению чарваков, основа всего сущего — огонь, вода и земля, но впоследствии число первоэлементов было расширено до четырех (добавили еще воздух), а затем до пяти (добавили эфир, или пустое пространство). Примитивный материализм был не в состоянии правильно объяснить отношение материи к сознанию. Чарваки выводили сознание непосредственно из комбинации четырех первоэлементов бытия, не понимая качественной специфики сознания, которое к материи не сводится. Единственным источником познания природы признавалось чувственное восприятие. Существует только этот мир, а другого мира нет. Один из чарваков — Аджита Кеша-камбали, живший, возможно, в VI в. до н. э., учил:

«Человек состоит из четырех элементов. Когда он умирает, все земное в нем возвращается в землю, жидкое — в воду, тепло — в огонь, ветер — в воздух, а его способности уходят в пространство... Глупые и мудрые после распада тела одинаково погибают, уничтожаются и после смерти больше не существуют» (95, 261). Он говорил:

«Нет таких вещей, о царь, как милостыня, жертвоприношение или подаяние. Нет ни плодов, ни результатов добрых или дурных поступков... Когда люди говорят, что в ней есть какая-то выгода, то это бессодержательная ложь, пустая болтовня» (95,261).

Известны различные виды доказательств чарваков для опровержения существования души, независимой от тела. Они утверждали, что «после смерти нет сознания»:

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Иисус навин повелел солнцу
Каждый человек отнимает вещи своего брата
Для неотомистов богословие сверхфилософия
Критика попыток модернизации древнего знания

сайт копирайтеров Евгений