Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Из предыдущих параграфов должно быть очевид но, что кроме того, что эталоны имеют значение для интеграции дискретных актов выбора в конкретных дей ствиях, эталонные переменные имеют огромное значение как характеристики ценностных эталонов (как цен ностных эталонов личности, так и ценностных эталонов, определяющих роли в обществе, и ценностных эталонов абстрактно). Поскольку каждый конкретный акт со вершается на основании выборов, управляемых определенной схемой, эталонные переменные — это не обяза тельные атрибуты ценностных эталонов, потому что любой отдельный конкретный выбор может быть и дис кретным, случайным. Но по мере того, как достигается определенная устойчивость выборов в серии конкрет ных актов, можно начинать выдвигать суждения о цен ностных эталонах, включенных в них, и формулировать эти эталоны с точки зрения тех или иных переменных схемы.

Каков же вклад эталонных переменных в анализ си стемы действия и культурной ориентации? Эталонные переменные — это, главным образом, категории для опи сания ценностных ориентации, которые, в различных формах, интегральны для всех трех систем. Данная цен-

ностная ориентация или какой-то ее аспект могут быть интерпретированы как подразумевающие определенное предпочтение или отдающие преимущество какой-то од ной альтернативе перед другими для отдельного типа ситуаций. Эталонные переменные тем самым определя ют альтернативные предпочтения, предрасположенно сти или ожидания; во всех этих формах присутствует об щий элемент непосредственного выбора в определенной ситуации. В системе личности эталонные переменные описывают главным образом предрасположенности или ожидания с точки зрения того, что ниже будет названо эго-организацией 37 и суперэго-организацией. В случае социальной системы это — важнейшие компоненты в определении ролевых ожиданий. Культурно они опреде ляют эталоны ценностной ориентации.

Эталонные переменные приложимы к нормативным или идеальным аспектам структуры системы действия. Они применимы к одной из частей ее культуры. Точно так же они полезны и при эмпирическом описании степени конформности отдельного действия с эталонами ожида ния или притязаний и отклонения от них. Если они при меняются для характеристики эмпирических структур личностей или социальных систем, то они содержат эллиптический элемент. Этот элемент выражается в таких утверждениях, как: «Американская профессиональная система универсалистична, ориентирована на деятель ность и специфична ». Более адекватно, хотя все же крат ко, было бы утверждение: «По сравнению с другими возможными способами организации разделения труда, преобладающими нормами, институционализированными в американском обществе, в которых воплощена до минирующая ценностная ориентация культуры, порож даются ожидания, что профессиональные роли будут рассматриваться людьми, их выполняющими, а также теми, кто с ними связан, универсалистично, специфично и с учетом результативности (деятельности)».

37 Термин «эго» использован здесь в смысле, приданном ему теорией личности, не как точка отсчета.

Эти категории также могут быть использованы для описания актуального поведения и для описания нормативных ожиданий; кроме того, они достаточно точны и ддя сравнительного анализа в первом его приближении. Для более тщательного анализа, однако, необходимо бо- дее точное исследование степени и сферы отклонения со специальным учетом размеров, распределения видов склонности к партикуляризации, аскриптивности и диф-фузности.

Теперь мы перейдем к определению пяти эталонных переменных и тех проблем альтернативного выбора, к ко торым они применимы. Это в основном эталоны культурной ценностной ориентации, но они интегрируются как в личность, так и в социальные системы. Следовательно, общие дефиниции во всех случаях должны дополняться дефинициями конкретными для каждого из тех типов си стем. Эти дефиниции будут сопровождаться анализом ме ста этих переменных в системе отсчета теории действия, обоснованиями того, почему этот список считается логически полным на его собственном уровне генерализации, и некоторыми проблемами их систематической взаимосвязи, а также использования в структурном анализе.

Определение эталонных переменных

1. Дилемма: удовлетворение импульса — дисципли на. Сталкиваясь с ситуацией, в которой отдельные им пульсы влекут его к удовлетворению, актор оказывается перед проблемой: следует ли этому импульсу предоста вить свободу или репрессировать его. Он может разре шить эту проблему, отдавая преимущество при релевант ном выборе оценочному подходу за счет заинтересованности в непосредственном удовлетворении, либо отдать преимущество такой заинтересованности в непосред ственном удовлетворении, не принимая во внимание оце ночного подхода.

а. Культурный аспект. / 1 / Аффективностъ: нормативный эталон предписывает, что при данном типе ситуа ции актор должен отдать преимущество открывшейся

возможности к непосредственному удовлетворению, не принимая во внимание оценочных определений./ 2 / Аффективная нейтральность: нормативный эталон предписывает актору в ситуации данного типа воздержание от некоторых видов непосредственного удовлетворения, поскольку существует показание в пользу оценочного подхода независимо от содержания оценок.

б. Личностный аспект. /1/ Аффективность: руко водствуясь своей диспозицией потребностей, актор может позволить себе в некоторых ситуациях отдать предпочтение возможности непосредственного удовлет ворения определенного типа, а не отказываться от этого
удовлетворения по оценочным основаниям. /2/ Аффек тивная нейтральность: диспозиция потребностей акто ра в определенной ситуации ставится под контроль оценочного подхода, который запрещает ему отдавать предпочтение возможности непосредственного удовлет ворения; в такой ситуации указанное удовлетворение отвергается независимо от того, какие конкретно основания приводятся в пользу такого отказа.

в. Аспект социальной системы./ l / Аффективность: ожидание 38 , что исполнитель роли может свободно про явить какие-то аффективные реакции по отношению к объектам в ситуации и не должен пытаться контролиро вать их в интересах дисциплины. /2/ Аффективная ней тральность: ожидание, что исполнитель роли, о которой идет речь, должен ограничивать любой импульс к
определенным аффективным проявлениям и подчинять их контролю и дисциплине. В обоих случаях аффект мо жет быть как позитивным, так и негативным, а дисципли на (или дозволенность) могут быть приложимы только к определенным содержательным типам аффективного проявления (например, сексуальным).

38 В институционально интегрированной социальной системе (или части ее) ролевое ожидание может быть как со стороны «эго », так и со стороны «АРУ" гого», в котором он заинтересован. Оба они могут испытывать одно и то же чувство. В социальной системе, далекой от совершенства по своей ин- тегрированности, это понятие все же может быть полезно для описания ожиданий каждого актора даже в том случае, когда они (ожидания) дРУ г другу противоречат.

2. Дилемма: частные интересы — коллективные интересы, или распределение самодозволения и обязан ностей по отношению к коллективу. Чаще всего встреча ются ситуации, в которых существует дисгармония ин тересов, порождающая проблему выбора между действи ем в пользу собственных или в пользу коллективных це лей. Эту проблему актор может разрешить, либо отдавая предпочтение интересам, целям и ценностям, которые общи у него с другими членами данной коллективной еди ницы, где он является членом, либо отдавая предпочте ние собственным личным, частным интересам, не рассмат ривая того, как они сочетаются с интересами коллектив ными.

а. Культурный аспект. /1/ Ориентация на себя: нормативный эталон, предписывающий степень допустимости для актора в данном типе ситуации отдавать предпочтение возможности осуществить личные интере сы независимо от того, каково содержание этих ин тересов, а также каково направление интересов других акторов. /2/ Ориентация на коллектив: норматив ный эталон, предписывающий актору в ситуации данно го типа непосредственно учитывать в своем выборе те ценности, которые общи для него и других членов кол лектива. Этим определяется его ответственность перед коллективом.

б. Личностный аспект, / l / Ориентация на себя: руководствуясь своей диспозицией потребностей, данный ак тор позволяет себе осуществлять собственную цель или интерес независимо от того, является ли его точка зрения чисто познавательно-катексической или включает также и оценочный подход, — без учета возможности конфрон тации, тем или иным путем, с интересами коллектива, чле ном которого он является./2/ Ориентация на коллектив: Диспозиция потребностей актора находится под контро лем его обязанности принимать во внимание в первую очередь в данной ситуации те ценности, которые являются общими для актора и других членов данного коллектива;
следовательно, актор должен проявлять ответственность за стремление реализовать эти ценности в своем действии.

Это включает ожидания к «эго», что в данном отдельном выборе он будет контролировать свои частные интересы, как познавательно-катексические, так и оценочные, и что он будет мотивироваться в терминах супер-эго.

в. Социально-системный аспект./ l / Ориентация на себя: ожидание релевантных акторов, что для исполнителя рассматриваемой роли допустимо в данной ситуа ции отдать предпочтение своим собственным интересам любого мотивационного содержания и качества незави симо от того, имеют ли они отношение к интересам и цен ностям коллектива, членом которого он является, а так же к интересам других акторов. /2/ Ориентация на коллектив; ожидание релевантных акторов, что данный актор обязан как исполнитель данной роли принимать во внимание в первую очередь ценности и интересы коллек тива, в котором он имеет эту роль, являясь его членом. Если существует потенциальный конфликт с его соб ственными интересами, от него ожидается, что в данном выборе он отдаст предпочтение интересам коллектива. Это применимо также и к его действию в репрезентатив ной роли в пользу данного коллектива.

3. Дилемма: трансцендентность — имманентность. Сталкиваясь с любой ситуацией, актор оказывается пе ред лицом дилеммы: рассматривать ли объекты данной ситуации в соответствии с общей нормой, относящейся ко всем объектам этого класса, или в соответствии с их связью в каких-то частных отношениях с ним самим или с его коллективом, независимо от соответствия этих объектов общей норме. Эта дилемма может быть разрешена отданием предпочтения нормам или ценностным эталонам, которые максимально обобщают и основания валидности которых выходят за пределы любых частных отношений, включающих в себя «эго»; либо отданием предпочтения ценностным эталонам, обеспечивающим в первую очередь интеграцию частной системы отноше ний, в которую включен данный актор и его объекты.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Все это элементы
Религиозные элементы дей ствия связаны с отношением человека к сверхъестествен ным сущностям
Варианта теоретической систе мы действия
Контрастирующий с добровольным вступлением в дого ворные отношения

сайт копирайтеров Евгений