Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Не разумнее ли будет в этой связи говорить о неотъемлемо присущей женщине манере действовать человеколюбиво, «без цели, ради самого действия, и даже не имея в виду этого действия, под влиянием внезапного чувства сострадания. Скорее здесь идет речь о реакции, а не о действии, о пробуждении в каждом из нас чувства вселенского масштаба, такого, которое не надо ни предусматривать, ни выбирать»^. Не такие ли побуждения олицетворяют женское начало в его лучших проявлениях?

Мужчины, как уже отмечалось, теоретизировали по поводу различий между мужчинами и женщинами давно и с неослабевающей верой в собственное превосходство: уже «Аристотель приписывал мужчине способность доводить до совершенства те добродетели, которые у женщины всегда развиты слабее, что и оправдывает ее подчиненное положение»^. Новый нюанс в трактовку проблемы привнес Гегель, и потом едва ли не все с завидным постоянством повторяли его мысль: «Вследствие дифференциации мужчина являет собой принцип активный, а женщина - принцип пассивный, ибо она остается в своем незавершенном единстве»^. Позднее феминистки

^Подробнее об этом см.: Гуггенбюль-Крейг Адольф. Брак умер да здравствует брак! Указ. соч. С. 35, 47-48. Далее в тексте взгляды А. Гуггенбюль-Крейга будут изложены, исходя из содержания этой работы.

^Жюльен Франсуа. Трактат об эффективности. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. С. 149. Далее в тексте взгляды Ф. Жюльена будут изложены, исходя из содержания этой работы.

^Фуко Мишель. История сексуальности-III. Указ. соч. С. 175.

^Гегель. Философия природы. Ч. 3, параграф 368.

466

в этой связи заметили, что «идеализация женского тела и психологии - нежности и ненасилия - имеет много общего с философией, которой как раз и противостоит феминизм: второстепенность женщин по отношению к мужчинам возникла именно из-за биологических особенностей и отсутствия агрессивности, что часто воспринимается как слабость»^. Мужчины склонны в первую очередь подчеркивать «биологическую инфантильность» женщины: «пока мужчина действует, она любит»^. Для Огюста Конта женственность - это что-то вроде «постоянного детства», не дающего женщине приблизиться к «идеальному типу представителя рода людского». По этой причине «за женщинами признаются недостаток интеллекта и слабые организаторские способности, а также неспособность к абстрактным и критическим суждениям, что и является препятствием к их полному равенству с мужчинами»^.

По Фрейду, «мужественность и женственность наличествуют в характере так же, как и в половой сфере. Мужской характер определяется способностью к анализу, проникновению вглубь, потребностью к руководству, активностью, дисциплинированностью и отвагой; женский - способностью продуктивного восприятия, чувством реальности, выносливостью, склонностью опекать других»^. Мужское действие - это прежде всего действие рискованное и соответствующее моменту, и оно обычно служит ответом на непредсказуемую игру случая; женское действие связано с выжиданием благоприятной минуты, когда развитие событий приблизит к желаемому результату и можно будет меньше вмешиваться

^Перкисс Диана. Женщины переписывают мифы. Указ. соч. С. 574-575.

^Бовуар Симона де. Второй пол. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. С. 150. Далее в тексте взгляды С. де Бовуар будут изложены, исходя из содержания этой работы.

^Фромм Эрих. Догмат о Христе. Указ. соч. С. 100.

^Фромм Эрих. Искусство любить. Указ. соч. С. 52.

467

в ход событий. Женщины не имеют вкуса к риску. Мужчины ежесекундно готовы вступить в борьбу между собой ради признания или престижа, во имя призрачных и химерических идеалов или сумасбродных порывов. Иной выглядит женская позиция, выраженная подругой Абеляра Элоизой: «Я не ищу венца победы. С меня довольно избежать опасности. Удалиться от нее вернее, чем вступить в войну». Но наивно было бы путать подобную позицию с трусостью, ибо, когда стремление утвердить себя героическим деянием толкает на смерть сотни и сотни прямолинейных людей, надо же кому-то и утверждать самоценность жизни в ее мирном течении. Гёте выразил вполне женское мироощущение, когда сказал: «В жизни дело идет о жизни, а не о каком-то ее результате».

Рассуждая о женском начале вещей, французский философ Гастон Башляр подчеркивал, что это начало поверхностно-облекающее, лоно, теплое убежище, тогда как мужское начало - это источник силы, активной и стремительной, как искра или волеизъявление. Женское тепло воздействует на вещи с внешней стороны, в то время как мужской огонь воздействует на них изнутри, проникая в самое средоточие их существа^. Отсюда следует та разница в способах, какими мужчина и женщина заявляют о себе. По замечанию Симоны де Бовуар, мужчина позволяет себе быть тираном, садистом, насильником, может ребячиться или проявлять мазохистские наклонности, казаться несчастным, заслуживающим жалости; он старается удовлетворить все свои наклонности, дать проявиться всем навязчивым идеям; он «расслабляется», «разряжается» по праву, завоеванному служением обществу.

С женщиной дело обстоит иначе: ее слабости, так же как и недостатки ее внешности, никогда не остаются

^Об этом см.: Башляр Гастон. Психоанализ огня. М.: Прогресс, 1993. С. 84-85.

468

незамеченными и навлекают на нее самые суровые порицания. Тема сварливой жены, характер которой до того скверен, что после ее смерти даже дьявол спешит избавиться от этой женщины, кочует по средневековым балладам всего христианского мира. Как показала в своем исследовании Мирей Дотен-Орсини, с конца XIX века женщина - постоянно сравниваемая учеными то с обезьяной, то с ребенком и находящаяся, в соответствии с Кодексом Наполеона, под неусыпной опекой, - является, если использовать точное выражение (можно прочесть это у Шопенгауэра, у Дарвина и особенно у Ломброзо), задержанной в развитии взрослой особью^, или, если угодно, взрослым ребенком. Женоненавистники громоздили одно обвинение против нее на другое, а возникающие при этом противоречия никого не смущали: нередко у них одна и та же женщина, во-первых, фригидна, во-вторых - нимфоманка. И все-таки перед хулителями вставали проблемы, которые не так просто решить: Ломброзо, с его пренебрежительным отношением к представительницам противоположного пола, к примеру, никак не мог признать повышенный эротизм женщины, поскольку это означало бы признать за ней хоть какое-то превосходство, пусть даже и с негативной моральной оценкой. Роковая женщина в их представлениях - это не только та, которая убивает: к ним относят еще и мегер (мало привлекательную разновидность тех, кто портит мужчине жизнь), и развратниц с их заразной порочностью, и совершенных красавиц с их губительным могуществом. Итальянский поэт Джакомо Леопарди по этому поводу писал, что «ужас неотъемлем от того впечатления, которое производит красота». Роковой женщиной правит фатум, она выступает слепым орудием превосходящих ее и ею манипулирующих

^Об этом см.: Mireille Dottin-Orsini, Cette femme qu'ils disent fatale, op. cit., p. 149-150. Далее в тексте взгляды M. Дотен-Орсини будут изложены, исходя из содержания этой работы.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Женщины
Старинные поговорки свидетельствуют о притягательности женской красоты
Липовецкий Ж. Третья женщина социологии 5 женщины
На поведение мужчин по отношению к женщинам
В 60 70 е годы феминизм был занят освобождением сексуальности от моральных норм

сайт копирайтеров Евгений