Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

77

да главными объектами референтных корреляций считают досуг и не связанную условностями личность, идеал взаимоотношений между мужчиной и женщиной имеет тенденцию освобождаться от старинного идеала романтической степенности: веселое времяпрепровождение, смех, юмор способны восторжествовать над ним.

Во времена, когда женщины отвергают иерархию и дискриминацию по признаку пола, они уже не приемлют неравноправных ритуалов ухаживания и, напротив, в своем подавляющем большинстве выступают за непринужденные, шутливые формы общения, устанавливающие более «равноправные» отношения между мужчинами и женщинами*. Усиление позиций мужского юмора в хитростях обольщения свидетельствует о новизне женских чаяний, не столь сильно проникнутых ожиданием доказательств преклонения, как требованием духовной близости и признания равноправия полов. Повышению значимости юмора способствовал не только и не столько рост престижа приятного отдыха, сколько стремление женщин к менее отягощенным условностями и более свободным связям, к наполненным большим взаимопониманием отношениям с мужчинами. Вот почему юмор как средство соблазна обретает вид типичного проявления новых демократических пристрастий женщин.

Свободное от императива сентиментальной риторики обольщение развивается по законам совсем иной темпоральности. Завоевание женщины на старинный манер частенько сравнивали с военной осадой, которая

*В. Ерофеев отмечает новое отношение женщин к приемам соблазнения и в нашей стране: «В начале 80-х годов наметился [...] процесс женской сексуальной эмансипации, который, в конечном счете, поставил многих наших мужчин в довольно неловкое положение. Устойчивая роль победителя у мужчины постепенно была отнята. Женщины если и не научились делать выбор заранее, то по крайней мере обзавелись достаточным количеством шуточек-прибауточек и разгадали мужскую игру. Вот этого мужчины и не ожидали, к этому не были готовы» (Ерофеев Виктор. Мужчины. Указ. соч. С. 32-33).

78

требовала «терпения и длительного времени». Отмена общественных запретов, сковывавших сексуальную жизнь, напрочь упразднила этот освященный веками прием. Отныне соблазнение обречено на протекание в более быстром темпе, о чем свидетельствует сокращение временного интервала, отделяющего начало от любовного «завершения». Ускорение соблазнения и развенчание его идеалов воплощают в себе все ту же современную тенденцию к «скрадыванию дистанции»^, к «аутентичности», к антитеатральности форм культуры. Женщины выступают за свободу и нескованность любовных чувств, и они больше не считают себя обязанными откладывать исполнение желания, возбуждать страсть, не удовлетворяя ее, заставлять претендента слишком долго томиться в ожидании: они все более явственно перестают отождествлять себя с крепостью, которую необходимо взять штурмом. «Кокетство»^ - манера поведения, которую долгое время считали типично женской, - все больше отходит на задний план, уступая место поведению куда более бесхитростному и откровенному, более близкому к поведению мужчин.

И даже сам стержень механизма соблазнения, иными словами, оппозиция между мужской активностью и женской пассивностью, подвергается разрушению. Начиная с 40-х годов кинематограф показывает нам новую манеру поведения женщин, которая выворачивает наизнанку традиционную схему обольщения: когда в фильме «Порт печали» Лорен Бокол* спрашивает у Хамфри

^Daniel Bell, Les Contradictions culturelles du capitalisme, Paris, PUF, 1979, p. 117-127.

^По мнению Симмела, «суть женского кокетства состоит в том, чтобы попеременно демонстрировать то намеки на согласие, то намеки на отказ, привлекать мужчину, не позволяя ему достичь окончательной победы, и отвергать его домогательства так, чтобы он при этом не терял надежды» («La sociabilite», in Sociologie et Epistemologie, Paris, PUF, 1981, p. 130).

*Лорен Бокол (1899-1957) - американская киноактриса; через год после совместных съемок с Хамфри Богартом в фильме

79

Богарта*: «Огонька не найдется?», то именно она, в нарушение всех правил, проявляет инициативу в завязывании любовной интриги. И подобная практика получает все более широкое распространение. Несть числа американским фильмам и телефильмам, в которых героини делают первый шаг; в массовой культуре при переходе к интимным отношениям активная роль все чаще отводится именно женщине. Вдобавок и женские газеты теперь без колебаний оправдывают женщин, которые инициируют начало отношений. К тому же женщины нынче не боятся давать небольшие объявления интимного характера, не стыдятся они и признавать, что сами сделали первый шаг. В былые времена комплименты входили в обязательный набор мужских средств обольщения, а в наши дни можно наблюдать, как женщины с похвалой отзываются о физической привлекательности или элегантности мужчин. То поведение, которое прежде клеймили как свойственное одним только «шлюхам», снискало относительную социальную узаконенность: «заигрывания» со стороны женщин больше не считают ни безобразием, ни непристойностью. Поступательное развитие равноправия сумело подпортить, хотя и не слишком основательно, главную схему галантных отношений, иными словами, отчетливую оппозицию между мужской активностью и женской пассивностью.

Утомленный Дон Жуан

На отношение мужчин к соблазнению влияют и другие изменения. В наши дни и ценность, и смысл победы

«Иметь и не иметь» (1945) - экранизации романа Хемингуэя - стала его женой (для Богарта это был четвертый брак).

*Хамфри Богарт (1900-1957) - популярный американский киноактер, создатель образов авантюристов, гангстеров и «крутых» частных сыщиков; в фильме «Иметь и не иметь» он сыграл Гарри Моргана.

80

над женщиной претерпевают значимое смещение. Так, в женской прессе множатся статьи, в которых на разные лады перепевают тему ослабления сильного пола: «Мужчин больше нет», «Куда подевались мужчины?». Памфлеты подвергают осмеянию новую «каталепсию», поразившую мужчин^. Кинематограф гораздо реже, чем прежде, являет нам блистательные образы «сердцеедов» и «волокит», всегда готовых пополнить коллекцию своих охотничьих трофеев. Прислушиваясь к разговорам, которые ведут между собой молодые девушки, можно услышать, как одни сетуют на то, что к ним совсем не пристают, а другие жалуются на то, что мужчины их избегают или уклоняются от встреч с ними. Складывается впечатление, что приставания со стороны мужчин стали более редкими, даже единичными; во всяком случае, они теперь меньше ассоциируются с чисто мужскими «рефлексами».

Что это: пустые слова? Избитые клише средств массовой информации? Ничего подобного, если только принять на веру результаты некоторых опросов^: видимо, сегодня «бегать за женщинами» стало менее достойным занятием, чем раньше. Еще совсем недавно приставание к женщинам было общепринятым способом самоутверждения и социализации достигших половой зрелости мужчин. Эти времена незаметно уходят от нас в прошлое. Наиболее «агрессивные» формы приставания все чаще воспринимают как грубое поведение, свойственное низам общества. Пытаться привлечь внимание девушки свистом, комментировать ее внешность, заговаривать с женщиной на улице или в метро - подобное поведение считают неуместным и типичным для идеологии низших классов, основанной на мужском шови-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Проблемы женщины на самом деле
Липовецкий Ж. Третья женщина социологии 9 красоты
Зависимости женщин от мужчин
Женщины
Неизбежных обещаний жениться понимает женщины

сайт копирайтеров Евгений