Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Тоталитаризм сегодня ассоциируется с фашизмом и советским коммунизмом, с факельными шествиями, кострами из книг, с Гестапо и СС, КГБ, Гулагом и геноцидом целых народов. Но государственная и экономическая структура фашистской Германии и Советской России, в своей основе, мало чем отличалась в принципе от демократических стран. Разница была в представлении о месте человека в системе, интересы государства важнее интересов индивида, что было частью общественного сознания, частью немецкой и российской культуры, национальных традиций. В демократических странах отдельный человек принадлежал не государству, он принадлежал экономической машине.

Разница была также в методах, демократические страны использовали убеждение, тоталитарные насилие. Дореволюционная Россия не была тоталитарным государством, но Петербург строился на костях, армия подавляла крестьянские бунты, заводские рабочие жили в казармах. Дореволюционная Россия, тем не менее, считалась частью цивилизованного мира, также как и другие страны Россия проводила этнические чистки, армия подавляла забастовки и крестьянские бунты.

Воплощением тоталитаризма считается концентрационный лагерь,  но он не был новшеством, введенным большевиками или нацистами. Одним из первых был английский концлагерь в Южной Африке, в котором Британия, перед началом Первой Мировой войны, уничтожила несколько десятков тысяч буров, белых колонистов.  Советская же Россия и Германия были исключены из союза цивилизованных стран, прежде всего, за нерасчетливое, нерациональное использование насилия, превратив его в основной рычаг изменений общества

Фашисты и коммунисты были слишком нетерпеливы, они пытались построить Новый Порядок в кратчайший срок, использовали самый короткий путь, а самый короткий путь это путь преступлений, преступлений против собственного народа. Они, в отличии от демократических стран, предпочли терапевтический подход хирургическому кровопусканию.

Лагеря смерти и трудовые лагеря не были отклонением от основных идей индустриального общества, они строились на принципах рационализма, бюрократизации и стандартизации, характерных для любого производства. Концентрационный лагерь довел до своего логического конца идею приоритета экономики над человеческой жизнью.

Немецкие философы Адорно и Хоркхеймер, в своем анализе влияния индустриализации на жизнь общества, предполагали, что уничтожение моральных, этических норм в тоталитарных странах происходило интенсивнее чем в демократических, потому что они широко применяли насилие. Но как говорил Карл Маркс, - «Насилие – повивальная бабка Прогресса», разница была лишь в масштабе, широте применения и откровенности в идеологии.

При входе в Соловки, первом советском концентрационном лагере, стоял лозунг, - «Железной рукой загоним человечество в счастье». Идея “счастье как труд” не была изобретением большевиков, новое, что было в лозунге, «железная рука». В условиях экономической демократии рука была в бархатной перчатке. Лозунг «Труд освобождает» использовался и в фашистских трудовых лагерях.

«Холокост не мог произойти в до-индустриальном обществе. Процедура уничтожения была рационализирована и стандартизирована в полном соответствии с требованиями современного производства.» Немецкий социолог Зигмунд Бауман.

Преиндустриальное общество не обладало техническими возможностями для создания концлагерей, но идея концлагеря была, она возникла в 18-ом веке, в эпоху Просвещения. «Только те, кто работает и полезен для общества, должны жить, остальных следует уничтожить.», писал один из просветителей, Сен-Симон. 18-ый век подготовил теоретическую базу для перехода к Новому Порядку, век 19-ый начал создавать техническую базу, к началу ХХ веке она была построена, что сделало возможным воплотить идеи в жизнь.

Нацисты недаром назвали Германию Третьим Рейхом. Третий Рейх был прямым наследником кайзеровской Германии, Второго Рейха, создавшего мощную индустрию и организационную структуру, тоталитарную по своей сути. Фашисты не создавали тоталитарную систему заново, она уже существовала, об этом говорит сам срок, в течении которого она была создана (скорее воссоздана), шесть лет. Новым, что внесли в жизнь Германии фашисты, была лишь государственная идеология.

Фашизм в Италии и Испании не смог даже близко подойти к немецкой, жесткой модели тоталитаризма, у них не было ни развитой экономики, ни традиций сильного государства. Но все индустриальные страны мира, независимо от прокламируемой идеологии, двигались в одном направлении.

«Не объяви Германия войну всему цивилизованному миру, уничтожение групп населения, мешающих концентрации власти и установление абсолютного и нескрываемого контроля над жизнью всех слоев общества, прошло бы более или менее незамеченным. Капиталистический мир, с его приоритетом материалистических ценностей, примирился бы с эксцессами своего экономического и торгового партнера... ...фашизм лишь грубая, примитивная форма капиталистической демократии.» Немецкий философ Адорно.

Тоталитарные страны использовали государственное насилие для того чтобы построить мощную военную экономику, и создали ее в короткий срок. Но в мирное время, в мирной экономике, государственное насилие не продуктивно. Германия и Россия уничтожали огромные ресурсы рабочей силы и тратили огромные средства на репрессивный аппарат.

Демократия же использует форму делового договора, в котором население получает ощутимую компенсацию за подчинение интересам экономики. Поэтому массы отказались от старых представлений о целях человеческой жизни и приняли свою роль, как винтиков экономической машины, добровольно, по контракту.

Как говорил Черчилль, - «Капитализм, конечно, бесчеловечная система, но остальные еще хуже.» Преимущества капитализма очевидны. Но если говорить о человечности, то вся цивилизация Прогресса была бесчеловечна, она превращала общество в механизм, а человека в ее винтик.

«Цивилизация столетие за столетием создавало тонкую пленку гуманизма и справедливости, которая скрывала бесчеловечный механизм системы.» Классик американской экономической науки Джон Майнард Кейнс.

Американская Великая Депрессия 20-ых годов продемонстрировала этот механизм, уничтожающий огромные объемы продовольствия чтобы не снижать рыночные цены, в то время как население голодало. После поражения Германии в 1945 году, всему миру стали очевидны эксцессы системы, уничтожающей миллионы в лагерях смерти и в трудовых лагерях. В России, после смерти Сталина стала очевидна цена, которую заплатила страна за мощь советской экономики и военную победу.

Человеческие жизни, перемолотые в процессе огромного, скоростного роста индустриальной экономики, особенно в условиях войны, были неисчислимы. Но своей цели, расширения объема производства, экономика достигла. Можно говорить о оправданности или неоправданности жертв, о морали, человечности, но к экономике эти понятия неприложимы.

После II Мировой войны экономика из индустриальной фазы перешла в фазу постиндустриальную, технологическую.  В технологическом обществе образование приобрело особую ценность, и “человеческие ресурсы”, т.е. человеческий материал, стал не менее ценным ресурсом, чем ресурсы физические. На этом новом витке экономического развития Запад начал строительство “капитализма с человеческим лицом”, а Россия “социализма с человеческим лицом”. Американский политолог Гэлбрайт назвал этот процесс конвергенцией, сближением двух, внешне противоречащих друг другу, систем.

«В сущности, ведь две идеологические силы, противоборствовавшие большую часть ХХ века, спорили лишь о деталях одного и того же светлого будущего. Не идеалы, а методы отличали их друг от друга.» Русский журналист Генис.

Для философов Франкфурской школы, Фромма, Адорно, Маркузе, видевших процесс создания тоталитарного фашистского режима в Германии, и бежавших от него в США, специфика американской жизни не помешала увидеть в стране самой передовой демократии знакомые им черты тоталитаризма.

Советские диссиденты, Солженицын и Александр Зиновьев, оказавшись на Западе, предполагали найти здесь истинную демократию, а нашли то же, с чем боролись в Советском Союзе, только в других, более изощренных и более цивилизованных формах.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Преимущество корпораций перед индивидуальным бизнесом стало очевидным

Начали появляться тысячи маленьких кампаний занимавшихся разработкой новых коммуникационных систем
Богатство - это свобода
Это идеал общества

сайт копирайтеров Евгений