Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

2. Ценность как некое «положение вещей», к которому стремятся. В таком случае ценность включает в себя нужды, потребности, привязанности, желания, ожидания и вообще тенденцию выбора.

3. Ценность как действие отражает ситуацию, в которой действие для достижения определенной цели само по себе является важным, ценностным. Ценность при этом служит еще и оценочным критерием цели и результата.

4. Ценностное переживание касается сферы эмоций и выражает эмоциональные состояния, связанные с усвоением различных ценностей.

Следовательно, ценности — это понятия, которыми пытаются назвать и объединить целую совокупность явлений, состояний и целей, достойных того, чтобы к ним стремиться. Ценности «настраивают» людей и направляют их поведение.

Таким образом, ценности — определяющий фактор в ориентации поведения и формировании позиции индивидов. Ценности являются важной частью культуры, достигнутой обществом.

Ценность — мерило, с помощью которого индивид может оценить значение социального действия и его позитивные и негативные последствия. Исходя из этого, он может сделать также выводы о том, действует ли, думает ли и чувствует ли он сам «правильно». Так, исключительное поведение может быть определено и оценено только на фоне традиционных нормативов, основанных на ценностях данного общества.

Каждое общество имеет четко определенные главные ценности, с которыми члены этого общества в целом согласны. В одном обществе и в одно время могут тем не менее функционировать и «уживаться» противоречащие друг другу или конкурирующие между собой ценности. Общество, которому это свойственно, называют многоценностным, или плюралистическим.

В аграрном обществе во многом преобладало культурное и социальное единство: людей объединяли общие ценности и нормы. Вместе со структурным, социальным и культурным разобщением общества появились параллельные и самостоятельные системы ценностей. Противоречия интересов и ценностей обострились настолько, что вылились в программы политических партий. Для индивида многое изменилось: вместо прежней единичной ориентации, жестко диктуемой обществом, приходит возможность выбора.

В плюралистическом обществе ни один социальный институт не имеет настолько сильного влияния, чтобы он один мог формировать гомогенное и цельное мировоззрение. Раньше церковь имела такой авторитетный статус. Сегодня имеется множество источников ценностей, которыми (ценностями) руководствуются люди, осуществляя свою деятельность.

Как правило, исследователи стремятся к каталогизации объектов изучения, это касается и ценностей: были предприняты попытки создания конечных списков ценностей, но так как почти любая вещь может служить ценностью, такие списки теряют смысл. Несмотря на это, мы все-таки приводим здесь, как пример, классификацию ценностей Э. Алмана (Е. Ahlman).

— К эстетическим ценностям могут быть отнесены красота природы, плоды творческой деятельности человека — например искусство.

— Этические ценности связаны с моралью. Мораль, говоря наиболее обобщенно, это «водораздел» между добром и злом.

— К теоретическим, или ментальным, ценностям можно причислить достоверность, а также понятия теории и системы, на которых зиждется любая наука.

— Такие ощущения, как приятный вкус и запах, сексуальное чувство и состояние любого удовольствия, достойны того, чтобы считать их гедоническими ценностями.

— Витальными ценностями являются здоровье, ощущение силы, чувство удачи и т.д.

— Религиозные ценности по существу иррациональны и не поддаются научной экспликации.

Ценности, которыми руководствуется индивид, определяют его поведение в случае выбора, ими же определяется и постановка целей. Ценности — это абстракции на фоне целей, конкретизирующие цели и притязания в планы действий и, наконец, в конкретные действия.

Ценности — это, следовательно, такие феномены, которые представляются людям чрезвычайно важными, и ориентируясь на которые, они действуют, принимают решения и делают выбор. Ценности не равнозначны, они организуются по степени важности в определенный порядок, который называется системой ценностей. Система ценностей регулирует и направляет выбор между разными моделями и альтернативами поведения.

В связи с ценностями принято говорить также о самоценностях и посреднических ценностях. Самоценности, или конечные ценности, представляют собой конечные цели — это такие абсолюты, как доброта, правда, красота, справедливость или даже святость. Посреднические ценности — средства для достижения самоценностей. Так, спорт, или какие-либо занятия, развлечения могут быть достаточны и интересны сами по себе; но в особых случаях, предписанные, например, в качестве терапии, представляют собой лишь посреднические ценности для достижения других — здоровья, выведения из депрессии и т. п.

5. 3. 3. Позиция

Позиция означает устоявшуюся тенденцию реагировать определенным образом в определенных ситуациях, это — устойчивое, предсказуемое и привычное отношение к определенным объектам действительности. Позиция включает в себя три типа компонентов: ментальные, или когнитивные; эмоциальные, или аффективные; бихевиористичес-кие, или поведенческие.

Константность позиции и ее устойчивость по отношению к переменам опирается как раз на эти составляющие части. Так как позиция означает тенденцию реагировать, речь идет об укоренившемся, глубоко личностном свойстве, не столь легко поддающемся трансформациям. Нестабильность позиции, частое ее изменение, это тоже позиция — конформизм, или лицемерие, или прегибкость. Кроме того, позиция, безусловно, связана с ценностями, так как индивид формирует свою позицию, руководствуясь тем, что представляется ему ценным, а отсюда, более широко, прослеживается связь позиции с культурой вообще, так как ценностные притязания определяются культурным уровнем индивида: каков культурный уровень индивида (ив целом — какова его личность) — таковы и ценности, каковы ценности — такова и позиция.

Позиции относительно некоторых вещей весьма кристаллизованы, зато относительно других вещей этого не наблюдается: эти вещи не воспринимаются настолько важными, чтобы по отношению к ним был бы выработан определенный образ отношения. Поэтому позиции последнего типа довольно легко трансформируются. Они не воспринимаются как личные, затрагивающие интересы личности, поэтому и отношение к ним менее заинтересованное, более индифферентное. Зато кристаллизованные позиции чрезвычайно стабильны и поддаются изменениям с трудом, т. к. они важны не только для социума в целом, но и для личности как таковой, а все личностное весьма устойчиво.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

СоциальнаЯ система наличие социальной системы можно констатировать в том случае система понятия
Меньшинства обычно
Личность персонажа
Одинаковая позиция по социальной оценке
Информационное общество на фоне основного понятия общество знаний существует идея

сайт копирайтеров Евгений