Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Милтон Рокич (Milton Rokeach, 1973) считает, что ценности и позиции, а также в этом же ряду и такие ненаучные факторы, как поверья, образуют функционально интегрированную систему. Перемены в любой части системы влияют на целое и приводят к изменению поведения. По его определению, позиция — относительно стабильная система идей и поверий, касающаяся объекта или ситуации, которая определяет тип реагирования индивида. Рокич приписывает поверьям те же самые компоненты: когнитивность, эффективность и бихевио-ристичность, которые выше были определены как компоненты позиции.

Позиции, таким образом, по М. Рокичу, связаны или с ценностями, или с поверьями. Изменение позиции происходит в результате изменения ценностей или поверий.

В определении и установлении позиций используются разные методы. Один из них, часто используемый, — это метод опроса, при котором респонденты должны реагировать на предлагаемые утверждения. В зависимости от их реакции определяются их позиции. В определении позиций обычно обращается внимание на их частотность, силу и стабильность, что изображено на прилагаемом графике.

 

Легче всего изменить позиции, находящиеся в точках А и В, которые не интенсивны по силе и, следовательно, по стабильности. Стабильные и сильные позиции могут стать взглядами, мнениями, убеждениями, предрассудками и стереотипами, касающимися различных сфер или проблем.

5. 3. 4. норма

Норма — правило поведения, которое принято какой-то социальной группой и которое данная группа контролирует санкциями. Наиболее очевидные нормы: этические, эстетические и правовые. Нормы определяют, как надо или необходимо поступать, более широко — каким должен быть человек как член социума. Нормы представлены в различных запретах и разрешениях, приказах и призывах, просьбах и рекомендациях.

Само понятие нормы предполагает единообразное поведение людей, так как «нормативное» поведение направляется общими ценностями и оценками. Наличие норм проявляется как социальное давление, требующее определенного поведения. Если правила поведения, требуемые социальным давлением, нарушаются, следует социальная санкция. Санкция может быть как наказанием или мерой принуждения, например за нарушения закона, так и поощрением, в том случае, если отклонение от нормы было в позитивную сторону.

У. Самнер (W. Sumner) различает в нормах моральные обычаи, законы и народные обычаи. Моральные обычаи можно считать результатом традиции, и большинство одобряет их. Они не вызывают сомнений, пока не столкнутся с отличными от них моральными обычаями другого общества или общности. Народные обычаи трудно отделить от моральных, и их часто рассматривают как одно и то же. Законы -- это нормы поведения, утвержденные законодательством.

Единообразное поведение — следствие принудительности существующих норм. Чем более расплывчаты нормы, касающиеся поведения, тем поведение более индивидуально. Есть непреложные нормы, соблюдение которых делает человека членом социума. Если он отвергает эти нормы (например «не убий»), он классифицируется как «отклоняющийся» индивид, но и здесь по разным культурам и типам обществ нет единых норм.

 

Соблюдение же других, не столь обязательных норм, нивелирует индивидуальность. Такие нормы, как обычаи' и даже мода, также регламентируют проявление индивидуальности. Соотношение индивидуального и общего — специальная социологическая проблема.

Э. Дюркгейм (Е. Durkheim) внес в социологию понятие «аномия», что, по его определению, означает ненормативное состояние в обществе или группе, возникающее тогда, когда желания и ожидания людей превышают реальные возможности их осуществления и когда между ценностными целями и разрешенными методами существует противоречие. Аномия касается культуры и структурных свойств общества в целом, а не частных человеческих свойств.

Аномия — это состояние, при котором общество не может дать индивиду регулирующих норм, или же состояние, при котором в обществе вообще не существует норм относительно некоторых вещей. Наиболее типично возникновение аномии в связи с социальными переменами. Аномия, как правило, свидетельствует о дефиците порядка и контроля на уровне общества. Ее сопровождает и явление «отчуждения», положение, при котором индивид не способен влиять на какие-либо решения, принимаемые властями и касающиеся его самого. Отчуждение свидетельствует о тех трудностях, которые встречаются индивиду на пути самореализации.

В реальной жизни существуют официальные и неофициальные нормы. При этом под неофициальными нормами имеются в виду нигде не установленные правила поведения, которые приняты, так сказать, молчаливым согласием и считаются само собой разумеющимися. Например, дружба предполагает определенные, в общем довольно жесткие, правила взаимного поведения; это неписаные правила, но их нарушение «карается» не менее строго, чем нарушение неких официальных норм, — потерей дружбы, лишением друга. Даже такое «социальное взаимодействие» как любовь, несмотря на большую трансцендентность, чем дружба, имеет, как правило, свои нормы и законы. Любая норма — официальная или неофициальная — всегда обязывает. Наряду с нормами поведение индивида регулируется также убеждениями и принципами, например религиозными убеждениями и политическими принципами.

5. 3. 5. отклонение

Отклонение — это поведение, выходящее за рамки нормы. То есть «отклоняющийся человек» не соблюдает нормы социальной системы, и система реагирует на это принудительными контролирующими мерами. Отклонение, как уже говорилось выше, бывает и в позитивную сторону, и тогда за такое поведение следует также санкция, конечно, в виде поощрения. Внимание исследователей все-таки чаще обращено на негативное поведение, поскольку такое поведение создает проблемы для общества. Существенно, что отклонение — это то, что общество в данный момент считает отклонением, т. е. это в большой степени социальная договоренность (М. Лайне, 1991).

Понятию «отклонение» дано множество определений, которые тем не менее все можно свести в две группы (А. Тио, 1978): гуманитарную и научную.

По мнению Алекса Тио (Alex Thio), приверженцы научной концепции считают отклонение от «нормального» поведения объективным, присущим человеческой натуре, естественным. Однако отклоненное поведение хоть и естественно, но ненормативно, оно угрожает равновесному состоянию социума и после превышения определенной границы причиняет расстройство, дезинтеграцию. Тогда на него устремляется интегрирующая сила социального контроля.

По гуманитарной же концепции, отклонение — это явление, порожденное обществом, и, как таковое, не имеет внутренних объективных свойств. Социальные группы сами создают правила, нарушителей которых клеймят как «отклоняющихся». Понятно, что отклонение вызывает негативное взаимодействие между теми, кто совершает поступок, и теми, кто реагирует на него.

Отклонение существовало во все времена, во всех классах общества. Следовательно, отклонение — хоть и негативное, но обычное явление в обществе. Социология интересуется отклонением с точки зрения социального равновесия и даже гармонии, а также в плане того, что считалось в разное время «ненормальным» и какие санкции применялись в этих случаях.

Преступность, душевная болезнь, травматизм, сексуальные отклонения, фанатическое увлечение азартными денежными играми, злоупотребление алкогольными напитками и др. — отклонения. Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и не допустимы в других. Так, например «коммуникабельное» поведение и современная одежда, а также «открытое» лицо европейской (а тем более американской женщины) недопустимы в традиционных мусульманских странах. Однако тенденция нового времени — толерантность, т. е. терпимость общества к различным, в том числе противоположным, явлениям, что вызывает новое отношение к «отклонению» как к феномену.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Также одна из важнейших внутренних проблем системы
Асп Э. Введение в социологию социологии 13 населения
Асп Э. Введение в социологию социологии 8 поведение
Психология рассматривает процесс социализации на уровне индивида
Между членами меньшинства

сайт копирайтеров Евгений