Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

115

ных черт в области права, искусства, верований и хозяйственного устройства. Такие сходства вызваны не подражанием, а сходством самой человеческой природы и окружающих общество условий. Благодаря им (а не подражанию) возник и существует ряд сходства различных лиц и социальных групп.

Словом, теорию Тарда во многих отношениях приходится признать неверной и роль подражания в его оценке преувеличенной.

Но это не значит, что бессознательное подражание не играет никакой роли в поведении людей и в социальной жизни. Если эта роль не столь велика, как полагал Тард и другие, то все же она значительна. Ряд явлений и социальных процессов говорит о влиянии этого фактора. Примеры заразительности зевания, скуки, смеха и т.п. были приведены выше. Они общеизвестны. А вот более сложные факты. В 1813 г. на одном дереве повесилась одна женщина. Вслед за ней на том же дереве повесилось несколько других. В 1772 г. в доме инвалидов на одном крючке повесился один из инвалидов; в короткое время на том же крючке повесилось 15 других лиц. Достаточно было крючок убрать, чтобы самоубийства прекратились. Подобных фактов немало. В эпидемиях самоубийств, как, напр., у нас в 1908-10 гг., немалую роль играло и играет подражание.

То же применимо и к другим психическим эпидемиям. Продолжительное пребывание в среде психически ненормальных людей оказывает сильное влияние на здоровых людей (напр., на врачей) и вызывает в силу бессознательного подражания ряд ненормальностей в их психике, вплоть до сумасшествия (см. "Палата № 6" Чехова). Человек, вращающийся в том или ином обществе помимо его воли и желания бессознательно заимствует ряд черт из окружающей его среды. Вот почему в массовом распространении той или иной моды, напр., танго, революционного коммунистического движения, увлечения футуризмом, теософией, сектантством и т.д., бессознательное подражание играло и играет немалую роль. Под его влиянием складываются нравственные, эстетические и политические воззрения людей. Эстетические вкусы и нравственные убеждения в каждом из нас формируются с малых лет. Все мы с детства слышим, что Шекспир - великий писатель, что Венера Милосская - прекрасна, кто Кант - великий философ и т.п. Эти положения мы бессознательно впитываем в себя вместе с "молоком матери". В итоге у нас получаются готовые шаблоны вкусов и оценок; не будь бессознательного внушения и подражания - иными были бы и наши оценки. В этом случае весьма вероятно, что в музее мы прошли бы мимо статуи Венеры, Шекспир нам не показался бы великим писателем, а Пушкин - великим поэтом. Так и обстоит дело с теми, кто (напр., крестьяне) не находился под влиянием рассматриваемого фактора.

Еще резче влияние подражания выступает в тех случаях, когда человек, подталкиваемый им, совершает ряд необычных для него поступков. Известен ряд случаев, когда тихие и кроткие люди под влиянием подражания делались убийцами, трусы - храбрецами, настроенные одним образом переменяли настроение на противоположное и т.п.

Такие факты обычно происходят в толпе. Настроение толпы заражает человека, попавшего в толпу; оно подавляет личное настроение послед-

116

него и настраивает его, помимо его воли и сознания, в унисон господствующему в толпе настроению. В таких условиях десница человека часто совершает то, что противно его шуйце и обратно.

Не всегда, конечно, подражание имеет одинаковое влияние и заразительность. Для действия внушения-подражания нужны особые благоприятные условия. Спрашивается, каковы же эти условия?

Они сходны с условиями, необходимыми для гипнотического усыпления человека. Такими условиями будут все обстоятельства, ведущие к усыплению или оглушению высших центров сознания. Пока высшие центры сознания (разум) бодрствуют, человек не может быть загипнотизированным. Пока они бодрствуют, бессознательное подражание бессильно над человеком. Оно становится могучим и неотразимым, когда разум — сознание человека — перестает работать, перестает контролировать раздражение и ответные поступки человека, иначе - когда оно засыпает, или, как у ребенка и дикаря, не развито.

Этому засыпанию высших центров сознания благоприятствуют бедность и монотонность впечатлений. Они действуют "усыпляюще", они ослабляют деятельность и бодрствование высших форм нашей умственной деятельности. Они делают человека "сомнамбулой". Монотонные удары дождя о крышу способствуют засыпанию. Для погружения человека в гипнотический сон нужны те же условия монотонности и однообразия: тишина, сосредоточение внимания пациента на какой-либо точке, напр., на шарике молоточка, монотонные пассы и повторения фраз, вроде: "вы засыпаете", "вы уже спите" и т.п. Одноообразие среды и ее раздражений влекут ослабление работы высших центров сознания, следовательно, способствуют росту подражательности. Отсюда понятно, почему дети, разум которых еще не развит, и дикари, жизнь которых беднее и монотоннее, чем жизнь культурных людей, сильнее последних, а дети сильнее взрослых склонны к подражанию, почему в средние века, когда обстановка жизни каждого члена гильдии или цеха была очень однообразна и монотонна, подражание играло громадную роль: ураганом по Европе проносились психические эпидемии (пляска св. Витта, увлечение крестовыми походами, распространение сект и суеверий и т.п.), распространявшиеся путем подражания. Сказанное делает понятным, почему человек, умственно развитый, менее склонен к подражанию, чем человек, имеющий "слабые мозги". Это условие нашло применение и в области военной дисциплины. Для успеха битвы нужно, что солдаты "слепо" повиновались команде, чтобы они были единой машиной, выполняющей приказы начальников. Поэтому сознательно или бессознательно воинская муштровка солдат направлена на развитие в солдатах внушаемости и подражания: путем однообразной маршировки, монотонного битья барабана, мерного, массового такта или ритма и т.п. Сознание таким путем усыпляется, солдаты, однообразно выполняющие приказы, заражают друг Друга, получается круговое подражание; в итоге - вся масса солдат превращается в одну машину, слепо исполняющую приказы команды.

Словом, при монотонности, однообразии и бедноте впечатлений человек становится подражательным автоматом, исполняющим беспре-

117

кословно, подобно загипнотизированному, любой приказ; при бездействии высших центров сознания он слепо копирует всякий образец, автоматически подчиняется всякому подражанию.

Тот же результат получается, когда на человека действует слишком много раздражений. Они оглушают сознание, притупляют его; оно не успевает справиться с ними и переварить их. В результате — и здесь получается ослабление работы высших форм сознания и превращение человека в пассивного автомата, бессознательно подчиняющегося внушению.

Эти условия даны в толпе. Долговременное пребывание людей в одном месте, в духоте, в тесной близости друк к другу способствует усталости центров сознания; влечет их "усыпление". "Я" человека, его разум, оглушается шумом, галдежом, волнением и беспорядком толпы. Два-три часа, проведенные в таком месте, истощают энергию высших центров сознания и превращают людей в автоматов, умных - в глупцов. Такое собрание в итоге превращается в стадо, где получается круговая подражательность. Опытный агитатор или вожак может подсрекнуть это стадо на любое дело, начиная с высокого подвига и кончая преступлением.

Оттого-то толпа опасна. За ее действия никогда нельзя поручиться. Она способна на все. Ее настроение неустойчиво. Сейчас она идет за одним вожаком, через час может пойти за противоположным.

Вывод из сказанного таков: бессознательное подражание является фактором человеческого поведения и социальных явлений. Условиями, благоприятствующими его влиянию, служат: все обстоятельства, ослабляющие и усыпляющие высшие центры сознания. Такими условиями, в частности, служат: однообразие, бедность и монотонность впечатлений, с одной стороны, с другой - чрезмерное богатство раздражений, притупляющих и оглушающих эти высшие центры сознания, ослабляющих их контрольную работу.

Литература:
Н.К. Михайловский: Герои и толпа. Еще о героях и толпе;
Патологическая магия;
Тара: Законы подражания;
Социальные законы; -
Сигеле: Преступления толпы;
Вигуру и Жукелье. Психическая зараза;
Бехтерев: Гипнотизм;
Ковалевский: Современные социологи, гл. о Тарде;
Болдуин: Духовное развитие детского индивидуума и челов. рода, т. I;
Вагнер: Психология животных;
Морган: Привычка и инстинкт;
Ross: Foundations of sociology. Гл. Mob. mind.

§7. ДРУГИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК ФАКТОРЫ

В предыдущем мы рассмотрели ряд биологических раздражителей поведения и факторов социальных событий. Ими, однако, не исчерпываются биологические "моторы" поведения. Помимо их имеются другие биологические раздражители, обусловливающие поведение людей и вызывающие в нем определенные эффекты; не характеризуя их подробно, просто упомянем про них. Такова, напр., потребность движения. Движение является характерным свойством всякого животного организма вообще. Тем более оно свойственно человеку. Двигаться, делать что-либо составляет для него абсолютную потребность. Эта потребность удовлетворяется

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Не указывают на единство культуры как на отличительную черту национальности
Известна зависимость актов человека от его физиологического
Распространение этой идеологии росло
Деление населения на богатых
Заметки социолога

сайт копирайтеров Евгений