Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

поражаешься их сходству с некоторыми описаниями немецкого философа: «Наш мир, пишет тот, это конкретный материал нашего долга; это как раз то, что есть реального в вещах, истинная первичная материя всех феноменов. Принуждение, с которым вера в реальность явлений навязывается нам, это моральное принуждение; единственное, которое возможно для свободного существа». G. Fichte: Ueber den Grund unseres Glaubens an eine gottliche Weltregierung. Samtliche Werke, V, p. 185.

24. E. Durkheim: Textes, p. 28.

25. E. Durkheim: La division..., p. 46.

26. Коллективное сознание, в полном смысле этого слова, является заброшенным понятием и прежде всего самим Дюркгеймом. Но не нужно строить себе иллюзий, оно всегда здесь и занимает тот же самый эпистемологический локус, как если бы оно продолжало отвечать требованиям мысли. Оставляя в стороне нюансы и эмоции, можно заметить, что этот локус существовал и был занят понятиями, которые покрывают почти то же самое содержание: социальная идентичность, базовая личность, национальный характер или прототип. И я не уверен, что такие понятия, как габитус или воображаемое социальное на самом деле не были бы с ним связаны. Оно, таким образом, не заслуживает того потока оскорблений, которым его подвергали столь многие мыслители. Их можно упрекнуть в том, что они не сдержали всех своих обещаний, но его нельзя упрекнуть в недостатке логики.

27. «У Дюркгейма моральное и социальное являются всего лишь двумя сторонами одной и той же реальности», R. A. Nisbet: La tradition sociologique, P.U.F., Paris, 1984, p. 376.

28. E. Durkheim: La division..., p. 19.

29. С. Bougie: Bilan de la sociologie fran^aise contemporaine, Alcan, Paris, 1935, p.41.

30. J. A. de Gobineau: Essaisur I'inegalite des races humaines, ed. 1884, p. 7.

31. E. Durkheim: La division..., p. 74. 32.Idem, p.144.

33. Аллегория Дюркгейма отвечает логическому требованию: показать, что ослабление коллективного сознания предшествует расцвету индивида и допускает его. А не наоборот. В этом смысле, он сохраняет за обществом его первенство не только в функциональном, но и в генетическом смысле. Оно, несомненно, отдаляется, но при этом и всегда остается здесь, в индивиде и вне его.

 

Примечания

==527

34. E. Durkheim: La division..., p. 158.

35. Idem. p. 147.

36. Idem, p. 5.

37. Idem, p. 404.

38. Психология масс представляла во Франции «правую» тенденцию, в отличии от Италии, где она в основном располагалась «слева».

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

социологии Московичи С. Машина, творящая богов 6 исследование
Отрицая потребительную стоимость
Присущий психологии коллективной
социологии Московичи С. Машина, творящая богов 5 обществом

сайт копирайтеров Евгений