Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

 

 

 

 

 

 

Становление   духовного мира  российской молодежи имеет решающее значение для жизни не только молодого поколения, но и всего общества в целом. Роль духовного фактора резко возрастает в кризисных, экстремальных ситуациях. Стойкие жизненные ориентации – это необходимое условие адаптации молодежи в сложном современном мире. В социетальном контексте духовная культура определяет возможности осознания происходящего, диалогового общения социальных групп, снижение вероятности манипулирования.

В политических отношениях ведущая роль принадлежит идеологии, представляющей собой духовный феномен общественной жизни. Идеология – понятие, в основу которого заложена изменчивость и вариативность: подчеркивается и сходство идеологии с наукой и в то же время идеология проявляется в общественной и групповой психологии и может выступать как «ложное сознание». В реальной жизни любая социальная группа, и анализируемое в данной работе студенчество, в связи с теми или иными событиями всегда что-то испытывает, переживает, оценивает, т.е. ее сознание принимает определенное состояние. Идеологическое оценочное отношение, воплощаясь в общественном мнении, в морально-психологической атмосфере и других социально-психологических явлениях, обретает свою действенность. 

Вес и значимость молодежи как субъекта политических перемен (что далеко не всегда связано с реальным участием в этих переменах) осознается представителями различных политических сил – от правящих кругов до оппозиции. И этот интерес побуждает к изучению проблемы «молодежь и политика».  В мире выделение изучения молодежи в отдельное направление  было вызвано политическими причинами и начало этого процесса 60-е гг. В конце 60-х годов  по многим странам прокатилась волна «бунтов молодых», острой конфронтации студентов с властью, акций протеста, и стихийных, и в какой-то степени организованных.

Россия не прожила  этого опыта, но  в конце 60-х годов ощущался социальный подъем молодежи, смена роли молодого поколения, и в  изучении общественных массовых явлений   начала формироваться  традиция лонгитюдных  исследований молодежи в рамках советской эмпирической социологии. Хотя во многом исследовательская практика повторяла  идеологические штампы  своего времени, отрабатывались методики опросов, сбора  данных в различных социокультурных областях. Советскому строю  был не чужд  и учет, и борьба с настроениями молодежи, и в определенной мере игра. Но главное  отличие состоит в том, что   молодежные движения и акции на Западе во многом изменили мир,  во многом переродились сами. Россия сейчас  сталкивается с совершенно разноуровневыми проблемами молодежной  субкультуры, в том числе и политической, с проблемами молодежной агрессии. Определенные явления  молодежной  политической культуры  перешли в стадию  загнивания, не пройдя в полной мере  стадии развития,  оставляя после себя разочарования и  индифферентность. Как в индивидуальном развитии только тот  опыт научает, который удалось интегрировать в сознание, так и в коллективных процессах продуктивно осознанное, вошедшее в культуру, проявляющиеся не только на уровне вербальных реакций и рефлексии, но и в образе жизни.

Социокультурные аспекты модерна на уровне профессиональной и общекультурной реализации молодежи характеризуются преодолением отчуждения, в политической жизни общества, в формировании политической культуры молодежи, в частности, нарастают обратные процессы – растет отчуждение.

Глобализация, будучи объективным процессом формирования  единого финансово-информационного пространства, усиливает деструктивный характер социокультурных изменений во всем мире и в России в частности. Небезызвестен факт, подтверждаемый историей мировой науки, что ученые и мыслители, находящиеся у порога той или иной решительной эпохи, часто видят ее смысл и результат более ясно, чем последующие поколения уже втянутые в ее водоворот. Находясь на пороге глобального  отчуждения  Э. Фромм, увидел одну из основных опасностей в наступающей политической культуре – развитие технологий формирования массового сознания. Несамостоятельность современного человека по отношению к обществу, принимает такой характер, что он уже почти перестает жить собственной духовной жизнью; сверхорганизованность   общественной жизни закономерно переходит в организацию безумия.  Э. Фромм говорит о необходимости превращения «пассивной демократии – демократии наблюдателей – в активную – демократию участия».

Э. Фроммом дана оценка молодежных движений 60-х гг. и молодежной субкультуры, не потерявшая своей актуальности и поныне. По его мнению, многим бунтарям так и «не удалось подняться со ступени свободы от на ступень свободы для». У молодых людей развилось почти болезненное отвращение ко всем без разбора традициям, в том числе и к идеям величайших умов человечества. Будучи вначале идеалистами и мечтателями; однако, не имея за плечами ни традиций, ни опыта, ни политической мудрости, они становятся отчаявшимися, склонными к переоценке собственных способностей и возможностей, и пытаются достичь невозможного с помощью силы или наркотиков. В своем отчаянии видят выход в деструктивных действиях.[1]

Современные западные политические движения антиглобалистов, борющиеся против негативных последствий глобализации, включают и молодежные организации. Они существенно отличаются  от других антиглобалистких структур своей неформальностью и радикальными акциями. Показательный пример – анархисты. Именно они бьют витрины и переворачивают машины. Большинство организаций осуждают их тактику и пытаются от них отмежеваться, чтобы избежать дискредитации движения.

Современные организации без внутренних регламентирующих документов и четкой структуры, включающие молодых людей с высоким образовательным  уровнем, пришли в Россию. Они не просто печатают экологические бюллетени, а действуют. Но эти ли организации определяют будущее молодежного политического движения? Думается, нет. Они  малочисленны, подвергаются серьезным гонениям, обвиняются противостоящей стороной, имеющей власть и ресурсы, во всех смертных грехах.  Но даже ни  это  главная причина, в российском обществе  другой радикализм имеет больший потенциал и социальную базу, определяемую политическим  мышлением или его отсутствием. 

Отчужденность  современной российской молодежи от процессов активного преобразования общества на основе имеющихся форм  демократического участия обусловлена не только общими для всех социальных слоев причинами, но и  возрастными особенностями группы. С одной стороны, формы восприятия  для всех групп населения становятся частными (сокращаются сферы, где собственную жизнь определяют коллективные действия) и одновременно на оси времени – внеисторическими. Временные горизонты жизневосприятия  сужаются.

С другой стороны, учащиеся  старших классов школы и студенты  проходят стадию изменения временной перспективы, что  тесно  связано с  переориентацией юношеского сознания  с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов.

Расширение  временной перспективы означает также сближение личного и исторического времени.  Ребенок историческое время воспринимает как нечто безличное, объективное,  зная хронологическую последовательность событий и длительность эпох, воспринимать их одинаково далекими. То, что было 30 лет  назад для него   такая же древность как события, что происходили в начале нашей эры. Чтобы подросток или юноша действительно осознал историческое прошлое  и свою связь с ним, оно должно стать фактом его личного опыта.  Интерес и вхождение в политическую жизнь  проходят постепенно. Для сегодняшней России индикатором  первоначального  вхождения в  сферу  политических воззрений  является отношение к  коренным изменениям  в  историческом развитии России, к преобразованиям в социально-политической  сфере, формирование лично обоснованной оценки  положения  дел в стране.

Молодежь менее критично, чем остальные возрастные группы оценивает положение дел в стране. Однако  как правила 60-65%  участников социологических опросов молодежи согласны с суждением, что реформы в России идут в неправильном направлении. Минимум негативных оценок (примерно 50%)   приходится на жителей крупных городов, которые имеют больше возможностей приспособления к   новым условиям общественной жизни.  Положение  молодежи в российской глубинке сложнее, поэтому доля лиц недовольных современным  состоянием увеличивается на 15-20 %. Большая часть студенчества рекрутируется сегодня из материально благополучных семей. Естественно, что студенты более других групп молодежи склонны одобрять происходящие в стране  преобразования.[2]

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Методологические подходы к изучению духовной культуры студенческой молодежи1
В конце 60 х годов ощущался социальный подъем молодежи
В качестве примера снижения роли традиционных ценностей в обществе часто приводится аполитичность молодежи

сайт копирайтеров Евгений