Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Лясников Н., Лясникова Ю.Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи

Заключение

Регуляция процессов формирования духовного мира молодежи осуществляется посредством противоречивых импульсов со стороны общества и государства. В отечественных социальных науках проблемы молодежи только сейчас избавляются от излишней идеологизированности и уклона в воспитательную работу в ущерб изучения и решения социальных проблем. Вопросы развития молодежной культуры рассматриваются в контексте социальных проблем и национальной культуры в целом.

Материалы исследования свидетельствуют о том, что социальная ценность высшего образования в сознании представителей различных слоев и групп российского общества неизменно является одной из наиболее значимых. У этого феномена подлинно социокультурная природа, поскольку передача и накопление знаний в период получения высшего образования приводит к изменению интеллектуального и духовного потенциала личности.

В результате обобщения материала, анализа данных диссертационного исследования можно прийти к следующим выводам о формировании духовной культуры студенческой молодежи.

Теоретико-методологические аспекты изучения молодежной субкультуры. В рамках подходов социологии культуры молодежная субкультура определяется как явление периферии, а в случае если это контркультура (нацеленная на антиповедение), то она может быть расположена на границе пространства культуры или за ее чертой. Молодежной субкультуре свойственен динамизм, агрессия, свои специфические нормы, зачастую альтернативный образ жизни. Однако мы можем наблюдать перемещение норм поведения, языка, стиля одежды и т.д. из пограничной сферы культуры в ее центр. Многие явления молодежной культуры, распространившись на всю сферу культуры, сделались нейтральной, то есть общей нормой.

Существование и развитие культуры – это процесс диалога, поэтому богатство нормативной, господствующей культуры в обществе порождает ситуацию дифференциации духовной жизни и предполагает значительное разнообразие субкультур. Поколение сегодняшних студентов вступили в сознательную жизнь, когда официальная советская культура отошла в прошлое. Западное происхождение имеет множество актуальных ныне политических и экономических идеологий и субкультур. Основа механизма развертывания молодежных субкультурных форм - их публичное представление.

Субкультуры предлагают себя каждому, кто обеспокоен поиском идентичности, стремится обрести новый целостный образ мира, в котором можно четко фиксировать собственное место. Когда речь идет о жизненном и культурном стиле, всегда налицо выбор. Чем слабее институциональные нормы и регуляторы, тем быстрее и очевиднее место традиционных ролевых моделей занимают жизненные стили, конкурирующие между собой за свободно выбирающего индивида.

В результате осмысления теоретического и эмпирического материала в работе выявлены социокультурные особенности положения студентов как специфической социальной группы.

Стремлений к стилизации жизни и ее проявлений на общественном уровне в основном является свойством средних слоев и распределяется неравным образом по различным этапам жизненного пути. Наиболее высоки как стремления, так и шансы стилизации в юности. Современное российское студенчество представляет собой одну из наиболее подверженных тенденции социокультурной стилизации групп. Осуществление значимых выборов в жизни – выбора профессии и образования влечет за собой и выбор жизненного стиля, связанного с профессией, и возрастающее стремление реализовывать возможность свободного выбора в других областях.

Расширение возможностей образования, увеличение численности студентов является одним из признаков существенного изменения организации индивидуальных биографии и тенденции индивидуализации и связанных с ней типовыми общественными условиями. Социокультурная особенность современного студенчества заключается в больших возможностях биографического планирования, чем у других групп молодежи. Студенты в большей степени могут выстраивать «жизненные программы», включающие карьерные планы в профессиональной деятельности, и ориентированные на личностную реализацию в самых разных сферах жизни.

В России широта предложений в области образования ведет в большей степени к горизонтальной дифференциации, а не к вертикальной (распределение по слоям, характеризующимся наряду с доходами уровнем образования). Поэтому образование ныне утрачивает свой прежний социальный смысл. Оно приобретает двоякий новый смысл: как средство достижения экономического успеха и как инструмент доступа к новым жизненным формам и стилям. Получение образования не является показателем подъема по социальной лестнице, перехода на более высокую ступень, хотя и свидетельствует об индивидуальном достижении и может служить залогом дальнейших достижений.

Смена социальной фигуры «интеллигента» на фигуру «интеллектуала» оказывает влияние на формирование студенчества как социальной группы. Ориентация на профессиональную деятельность, а не на «культурное миссионерство»; высокий уровень профессионализма; стремление к высоким жизненным стандартам; высокая личная самооценка становятся культурными ценностями и социальными нормами для студенчества. Просветительские, либеральные ценности в сознании студенчества постепенно заменяются желанием производить в духовной сфере социальный товар, востребованный в обществе. Противоречия духовного мира студенчества могут быть сопоставлены с изменениями социума: нарастанием замкнутости элиты и слоя «интеллектуалов».

Феномены культуры студенческой молодежи. Анализируя жизненные ценности студенческой молодежи и место образовательных ценностей в мотивационном комплексе можно сделать вывод о том, что для современных студентов возрастает значимость языковой компетентности доступа к бесконечности информации (учение самостоятельно получать информацию с помощью книги, компьютера). Сегодняшнего студента заботит то, как можно применить, использовать знание, можно ли его продать, эффективно ли оно для решения конкретных и локальных задач.

Все шире в высшем образовании распространяется потребительское, и значит зависимое, рабское отношение к научному знанию. Способность инициировать самостоятельную работу мысли студента может быть осуществлена в новой информационной среде, преобразующей интеллектуальный нажим преподавателя в диалог. Такая среда должна быть основана на том положении, что для осмысления предметного содержания аргументы значимее выводов, что в студенте необходимо культивировать внутреннее сопротивление навязыванию готовых решений.

В структуре жизненных ценностей студенчества можно выявить наличие двух базовых тенденций развития процессов индивидуализации. Часть студентов на вопрос, какую цель они преследуют в жизни, отвечает в категориях материального благополучия: улучшить жилищные условия (например, жить отдельно от родителей, купить собственную квартиру), приобрести автомобиль, повысить уровень своей жизни и тому подобное. Многие говорят о самоосуществлении, поисках себя, своего пути, развитии личных способностей, о необходимости полноценной жизни, признавая тем самым постматериалистические модернистские ценности.

Рассматривая в рамках понимания культуры как способа существования процессы индивидуализации в студенческой среде через изменение жизненных стратегий студентов и выпускников, образцов биографий, можно утверждать, что готовность современных студентов к выработке решений, касающихся собственной биографии демонстрирует понимание ими причинных связей активности личности и социальных достижений.

Происходит субъективизация противоречий, порождаемых обществом и его институтами, что становится не только социальным фактом, но и фактом культуры. Для конкретного представителя студенческой молодежи детерминирующие его институциональные ситуации профессионального обучения и трудоустройства уже не только события и обстоятельства, обрушивающиеся на него извне, но по меньшей мере еще и последствия принятых им самим решений, которые он должен рассматривать и прорабатывать как таковые. Из этих побуждений к самостоятельной проработке, самостоятельному планированию и самостоятельному созданию биографии могут сформироваться новые требования к специальному образованию. Особую значимость приобретает научно обоснованная и целеустремленно осуществляемая политика в области профориентации и образования. Ее приоритетом должна быть: возможность оперативного изменения направления, специальности и квалификации обучения.

Неустойчивость социокультурных моделей поведения, объективные процессы становления русского бизнеса вызвали к жизни тип активного молодого человека, привносящего в экономическую и социальную сферу криминальный стиль решения проблем. Апелляции к нравственности, морали и законности имеют слабое действие. Только реальные возможности для широких слоев молодежи обрести достойную жизнь, используя общественно одобряемые институты социализации, социальные лифты, могут изменить сложившуюся ситуацию. В то же время, какие бы шансы не представляли эти пока гипотетически существующие социальные лифты, коллективная судьба поколения сегодняшних студентов осознается каждым индивидуумом как личная, как личная заслуга или вина, и проблема может быть решена индивидуально.

Материалы исследования указывают на взаимосвязь процессов индивидуализации и стандартизации в сфере досуга студенческой молодежи и распространение игровых и псевдоигровых явлений.

Молодежные субкультуры, как правило, это часть досуговой сферы. Субкультурный компонент часто служит основой складывания новых социокультурных общностей. Как показали анкетные опросы и интервью в рамках диссертационного исследования, среди студентов наиболее популярны два субкультурных направления. Во-первых, романтико-эскапистские (от английского escape – бегство; уклонение, например, от службы в армии) субкультуры. Во-вторых, развлекательные: рэпперы, рейверы. Нигилистические субкультуры незначительно представлены их интеллектуальным крылом - хакерами и киберпанками.

 ΛΛΛ     >>>   

Исключение в исследовании проблем молодежи социс
Политической активности советской молодежи
Лясников Н., Лясникова Ю.Социальноэкономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи

сайт копирайтеров Евгений