Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Современный университет — это политическая реальность, для которой характерны как внешние, так и внутренние власт ные отношения. Христиане» хоть какое-то время участвующие в этих отношениях, должны принимать их всерьез и осуществлять свою критическую задачу- Но необходимо делать это ответ ственно. Хуже, чем безразличие студентов, может быть только одно: недовольство и протест, за которые они не готовы платить своим временем и активным участием.

Одна из функций теологии — критическая поддержка и исправление общины веры. Но теология перестала быть моно полией Церкви. Сегодня ее создание требует лишь соответству-

222

ющего образования и интереса. Хотят они этого или нет, хри стиане, живущие в университетской общине, в некотором смысле образуют интеллектуальную элиту Церкви. Они своего рода теологи-миряне, И они поступают безответственно, если не выражают со леей возможной ясностью и проницательностью свое критическое отношение к институциальной Церкви и к ме нее институциалиэированным формам церковной жизни, кото рые рождаются на периферии и за пределами существующих институтов.

Но опять-таки эта критика не может быть бездумной и рав нодушной. Критиковать Церковь должны те, кто готов участво вать в ее конструктивном переустройстве, которое поможет ей в вере выполнять свои задачи. Церковь остается Церковью, только когда она постоянно меняется и когда Слово Бога возвращает ее к истинному назначению.

Было время, когда отношения между Церковью и Студенческим христианским движением (SCMJ* отличались творчес ким напряжением, полезной взаимной критикой. Теперь ситу ация совершенно изменилась. Студенты иногда поражают нас, ставя под вопрос или даже отвергая жидкую похлебку, забот ливо приготовленную их руководителями. Но это происходит недостаточно часто. Сегодня христиане в Храме науки остро нуждаются в возникновении новой, ответственной критики.

Творческое дистанцирование ** современный аналог аскезы, концентрация энергии на более важном за счет отказа от менее важного- Я только что сказал, что критика требует ответственного отношения к делу, а не просто взгляда извне. Это должна быть пристрастная критика, а не случайные замечания и упреки. Однако я хочу добавить, что в определенных случаях плодотворным оказывается некоторое дистанцирование. Воз можно, вялое, инстнтуциально ориентированное церковное мышление нельзя полностью изменить, действуя изнутри. Ведь дело не в том, что конфессиональные организации неправильно распоряжаются своим прекрасным инстнтуцнальным аппаратом. Если бы проблема была в этом, то все можно было бы уладить путем небольшого дворцового переворота в руководстве этих организации.

Но дело обстоит иначе. Все гораздо серьезнее. Проблема не в руководстве церквей, а в самой их структуре. Даже самые луч шие церковные лидеры часто не выдерживают тяжелых пут, ко торыми сковывает их работу институциальное устройство. Не-

• SCM (Student Christian Movement — входит во Всемирную студенческую христианскую федерацию (WSCFI. которая была создана в 1805 г . с миссионер скими целями. Федерация сотрудничает с ИМКА/11ВКА и материально поддер живает национальные отделении SCM b в частности помигает им н издательской деятельности Многие книги, на которые ссылается автор» появились в издатель стве SCM в Лондоне.

223

померно раздутый штат, астрономический бюджет и колоссаль ные здания конфессионально раздробленного христианства по глощают столько времени, дарований и сил, что народу Бога ча сто не удается осуществить свое истинное назначение. Итак, церквам мешает видеть действие Бога в мире, во-первых, неко торая характерная для них изолированность, неизбежно воз никшая вследствие огромных размеров и сложного устройства, и, во-вторых, их институциальный н социальный консерватизм, связанный с зависимостью от источников финансирования, а эта зависимость, в свою очередь, чрезвычайно затрудняет последовательную критику нашего общества. Мы уже говорили, что задача христиан — распознавать примиряющее действие Бога в мире и к этому действию присоединяться. Это подразумевает распознавание социальных перемен и участие в них. Но изоляция конфессионально раздробленной Церкви мешает распознаванию социальных перемен, а ее консерватизм препятствует участию в них. Теперь я коротко остановлюсь на этих препятствиях и попробую показать, почему некоторое дистанцирование представляется мне сегодня полезным. Сначала об изоляции Церкви от мира.

Сейчас в религиозных кругах очень модно говорить о «диалоге с миром*. Почти каждая, проводимая церквами конфе ренция уделяет какое-то место живописи, театру или политике, которые преподносятся и интерпретируются с большой осторож ностью. Намерение достойно всяческой похвалы, а резуль тат — карикатурный «диалог с миром». Вся бела в том, что цер кви пытаются понять и объяснить мир, исходя из своих предпосылок и на своем языке. И получается заранее готовая критика. Люди н организации наделены защитным инстинктом, который позволяет им видеть факты, противоречащие их мировоззрению лишь в той мере, в какой это не требует его радикального изме нения. Церкви обладают поразительной способностью выхола щивать всякую критику: они модифицируют ее удобным для себя образом, а затем включают в программу бесконечного и бесполезного самобичевания, которое совершается во всех церковных организациях. Прошлогодняя критика становится темой занятий в женских кружках в следующем году. Упреки в излишней осторожности, неэффективности и отсталости церквей часто с жаром произносятся в спорах церковных функционеров, которые затем возвращаются к своим обычным занятиям. Эти по-семейному уютные обсуждения критических замечаний вы полняют ту же функцию, что битье посуды. Таким образом, всего лишь выпускается пар, и ничего не меняется. Возможно, это позволяет церковным функционерам сохранить трезвость и здравый смысл, однако такие дискуссии не просто не меняют церковные структуры, но хуже того, они создают видимость каких-то реальных действий.

224

Сложное устройство конфессионально раздробленной Церкви означает, что непропорционально много времени должно тра титься на координацию запутанных связей. Каждая ячейка цер ковного бюрократического аппарата обязательно структурно свя зана с несколькими другими. Это создаст еще одно препятствие для связи с миром. У церквей просто-напросто не остается на это времени. Всякий, кто хоть раз бывал на собрании церковных функционеров, пытающихся выбрать удобную для всех дату следующего собрания, наверняка заметил, какое невероятное количество дат, мероприятий и разнообразных связей они должны учитывать, причем обычно их деятельность распланирована на два или три года вперед. Но как эти организационные труд ности конфессионально раздробленного христианства влияют на задачу христиан & университете?

Нам нужны отважные люди, готовые бороться за контроль над церковной организацией. Но вовсе не каждый должен ны рять в пучину пересекающихся местных, штатных, национальных и международных комитетов и комиссий. Вот тут и требу ется некоторая аскеза, Я попросту сомневаюсь в том, что среднестатистический студент или профессор, наивно стремящийся помочь Церкви «двигаться в новом направлении», имеет хотя бы отдаленное представление о колоссальных силах, тол кающих ее в другую сторону. Кроме всего прочего, в Церкви мы находим аналог революции менеджеров. В своем качестве миря нина благонамеренный студент или профессор может участво вать в конференциях и комитетах, но большая часть работы де лается за кулисами, и для этого существуют профессиональные штатные сотрудники. Именно так реально принимаются реше ния и осуществляется власть церковным бюрократическим аппа ратом 4 . Благонамеренный мирянин, решившийся работать *изнутри», вскоре столкнется с новым затруднением. Он обна ружит, что все (или почти все) его предложения принимаются с горячей благодарностью. Однако они будут осуществляться (если, конечно, не затеряются) внутри конфессиональной структуры н лишь постольку, поскольку это нс угрожает орга низации в ее нынешней форме. Эти предложения мало что изменят в направлении ее деятельности. Мирянину будет при ятно знать, что его голос услышан, лестно полететь через всю страну, чтобы выступить на конференции, где его соображения будут тщательно записаны. Но в конце концов у него возникнет ощущение, будто он пробивается сквозь толстый слой ваты, по- глошающий самые горячие его порывы, в то время как жела емые перемены происходят смертельно медленно.

Я не думаю, что студент или профессор наилучшим образом использует свое время, став членом какого-нибудь местного или национального комитета. Разумное размещение человеческих ресурсов подсказывает, что подобное перетягивание людей с

225

кампуса вредит работе в университете. В то время как кто-то ведет борьбу внутри церковных структур, большинству следует заняться тем, что происходит в мирских организациях.

Консерватизм американских церквей тоже имеет структурные основания. Хотя большинство протестантских церквей в США красноречиво вешают о священстве всех верующих и пуб ликуют новейшие экуменические документы о служении мирян, в действительности ничего подобного не происходит. Эти церкви решили не тратить деньги и силы на подготовку мирян, а пред почли нанимать и оплачивать штат профессиональных миссионеров и пасторов. На это требуются миллионы долларов ежегодно. Кроме того, для этого нужно иметь технический персонал, т.е. специалистов по сбору пожертвований, администраторов, машинисток и т.п., которые стояли бы за спиной миссионеров. Понятно, что каждый из этик чиновников материально заинтересован в сохранении существующей структуры «миссий», несмотря на то что в странах — адресатах большинство людей считают, что подобные модели давно устарели и изжили себя. Меня здесь тревожит не столько теологическое искажение понятия "миссия", сколько то влияние, которое потребность в огромных суммах оказывает на способность Церкви положительно отзываться на социальные перемены.

Невозможно точно оценить, сколь велико финансовое участие церквей в американской экономике. Вполне вероятно, что с учетом всех местных, региональных и национальных вкладов процент участия церквей окажется весьма значительным. Это ставит церкви б прямую зависимость не только от самой экономической системы, но также и от процветания тех компаний, которые обеспечивают их средствами. Финансовая зависимость делает для церквей почти невозможной критику экономической системы. Я вовсе не хочу этим сказать, что церкви могут или должны полностью отказаться от какого-либо участия в амери канской экономике. Вероятно, это невозможно, пока Церковь воспринимает себя как гигантское конфессиональное предпри ятие в рамках национальной экономики. Однако это означает, что американские церкви по меньшей мерс столь же сильно ма териально заинтересованы в сохранении нынешней структуры американской экономики и общества в целом, как средневековая Церковь — в сохранении феодализма, а дореволюционная католическая церковь Восточной Европы — в сохранении частной собственности. Материальная заинтересованность Церкви несовместима со cтремлением к социальным переменам. Американская церковь стала «государственной». Она неспособна на радикальную критику, потому что ее институциальная жизнь зависит от американскок экономики и потому что в большинстве вопросов социально консервативные силы опираются на нее как на союзника.

226

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Пропорционально этому возрастет число студентов на старших курсах университе тов
Секуляризацию секса парализует упорное стремление общества сохранить сексу альный этос времен городской общины
Включающая существа из мира природы в структуру племени
Однако пропонедь евангелия подразумевает н проповедь за кона
Молодого окулиста радуют пери одические визиты в его офис жены

сайт копирайтеров Евгений