Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Едва ли стоит труда выделять в особую тему историческое значение сновидений. В том, что какая-либо историческая личность благодаря сновидению решилась на смелый подвиг, оказавший решающее влияние на ход мировой истории, в этом можно усматривать особую проблему лишь до тех пор, пока сновидение в качестве какой-то непостижимой темы противопоставляется другим, более доступным душевным силам, а отнюдь не тогда, когда сновидение представляется в форме выражения чувств и мыслей, на которых днем тяготело сопротивление и которые ночью получили подкрепление из глубоких источников раздражения. Почтительное же отношение к сновидению со стороны всех древних народов является основанием, на вполне правильной психологической гипотезе, преклонения перед неукротимой и неразрушимой стороной человеческой души, перед демоническим элементом, из которого проистекает желание сновидения и которое мы находим в нашем бессознательном.

Я умышленно говорю "в нашем бессознательном", ибо то, что мы так называем, не совпадает с бессознательным у философов и с бессознательным у Липпса. Там оно означает лишь противоположность сознательному; что помимо сознательных есть еще и бессознательные психические процессы, - об этом все они спорят. У Липпса мы находим еще, что все психическое существует в форме бессознательного и лишь немногое, кроме того, и в форме сознательного. Но не для доказательства этого положения рассматривали мы процессы образования сновидений и истерических симптомов; для неопровержимого установления его достаточно наблюдения над нормальной дневной жизнью. То новое, что показал нам анализ психопатологических образований и особенно первого из их звеньев, - сновидения - состоит в том, что бессознательное, иначе говоря, психическое, обнаруживается в качестве функции двух раздельных систем; следы его мы находим и в нормальной душевной жизни. Есть, следовательно, двоякого рода бессознательное; этого разделения психологи не производят. И то и другое - бессознательное в психологическом смысле; но в нашем - то, что мы называем системой бессознательного, неспособно дойти до сознания, между тем как другое потому называется нами системой предсознания, что его раздражения, правда, по известным законам, быть может, лишь после преодоления новой цезуры, но, во всяком случае, без всякого отношения к системе бессознательного, - могут проникнуть к сознанию. Тот факт, что раздражения, для того чтобы проникнуть к сознанию, должны претерпеть последовательный ряд процессов, обнаруживающихся нами благодаря их цензурному изменению, послужил нам для сравнения с пространственными представлениями. Мы изобразили взаимоотношение обеих систем и их отношение к сознанию, сказав, что система предсознания стоит как бы ширмой между системой бессознательного и сознанием. Система предсознания преграждает не только доступ к сознанию, но главенствует и над доступом к произвольной моторности и распоряжается посылкой энергии, часть которой знакома нам в форме внимания.

Мы должны стоять в стороне и от подразделения - верхнее и нижнее сознание, - столь излюбленного в новейшей литературе психоневрозов, так как оно подчеркивает, по-видимому, именно тождество психического и сознательного.

Какая же роль выпадает на долю некогда столь всемогущего, оставляющего в стороне все остальное, сознания? Роль органа чувств для восприятия психических качеств. Согласно основной мысли нашего схематического опыта, мы можем представить себе сознательное восприятие исключительно в форме самостоятельной функции особой системы. По своим механическим свойствам система эта аналогична воспринимающей системе; она не способна запечатлевать следы изменений, т.е. лишена памяти. Психический аппарат, чувствующими органами воспринимающей системы обращенный к внешнему миру, сам служит внешним миром для органа системы сознания, телеологическое оправдание которой и покоится на этом взаимоотношении. Принцип прохождения инстанций, господствующий, по-видимому, в общей структуре аппарата, еще раз обнаруживается здесь перед нами. Материал раздражений притекает к чувствующим органам системы сознания с двух сторон: из воспринимающей системы, раздражение которой, обусловленное качествами, претерпевает, вероятно, новую переработку до тех пор, пока не становится сознательным ощущением, - и изнутри аппарата, количественные процессы которого ощущаются качественно в форме приятного или неприятного чувства, когда подвергаются определенным изменениям.

Философы, которые понимали, что вполне законные и в высшей степени сложные продукты мышления могут образовываться и без участия сознания, отступили, однако, перед трудной задачей: приписать сознанию такого рода функцию; это казалось им излишним отражением законченного психического процесса. Аналогия нашей системы сознания с воспринимающими системами выводит нас из этого затруднения. Мы видим, что восприятие при помощи органов чувств имеет в результате то, что внимание устремляется на те пути, по которым распространяется чувственное раздражение; качественное раздражение воспринимающей системы служит регулятором количественного распределения подкреплений в психическом аппарате. Такую же функцию можем приписать мы и органам системы сознания. Воспринимая новые качества, они способствуют направлению и целесообразному распределению подкреплений. При помощи восприятия приятного и неприятного ощущения они обусловливают прохождение подкрепления внутри в целом своем бессознательного психического аппарата, деятельность которого протекает путем перемещения определенных количеств. Весьма вероятно, что принцип неприятного ощущения вначале автоматически регулирует передвижение подкреплений; но возможно также, что сознание совершает второе, более точное регулирование, могущее противостоять даже первому и совершенствующее работоспособность аппарата: вопреки его первоначальной способности оно дает ему возможность укреплять и перерабатывать даже и то, что связано с проявлением неприятного чувства. Из психологии неврозов мы знаем, что этим регулированиям при помощи качественных раздражений органов чувств приписывается немаловажная роль в общей функциональной деятельности аппарата. Автоматическое главенство первичного принципа неприятного ощущения и связанное с этим ограничение работоспособности нарушается чувствующими регулированиями, которые сами, в свою очередь, являются автоматизмами. Мы видим, что вытеснение, которое, будучи вначале хотя и целесообразным, превращается в конце концов в пагубный отказ от парализования и психического господства, значительно легче совершается над воспоминаниями, чем над восприятиями, так как у первых отсутствует приток подкреплений, получаемый благодаря раздражению психических органов чувств. Если мысль, испытывающая сопротивление, не сознается потому, что подвергается вытеснению, то в другой раз она может быть вытеснена лишь на том основании, что она по другим причинам была удалена от сознательного восприятия. Таковы данные, которыми пользуется терапия с целью восстановления уже раз произведенного вытеснения.

Ценность сверхподкрепления, образуемого регулирующим воздействием системы сознания на количественную подвижность, телеологически не может быть показана лучше, чем путем создания нового качественного ряда, а тем самым и нового регулирования, образующего преимущество человека перед животными. Мыслительные процессы сами по себе бескачественны вплоть до сопровождающих их приятных и неприятных раздражений, которые в качестве расстройства мышления должны держаться в строгих рамках. Для придания качественности, они ассоциируются у человека со словесными воспоминаниями, качественных остатков которых достаточно для привлечения к ним внимания сознания и для того, чтобы последнее послало мышлению новое подкрепление.

Все разнообразие проблем сознания охватывается взглядом лишь при расчленении истерических процессов мышления. В этих случаях испытываешь впечатление, будто и переход от предсознательного к сознанию связан с цензурой, аналогичной цензуре между системами бессознательного и предсознания. И эта цензура устраняется лишь при известном количественном пределе, так что ее избегают лишь немногие мысли. Все возможные случаи отклонения от сознания, а также и неполного проникновения к последнему объединяются в рамках психоневротических явлений; все они указывают на наличие тесной и двухсторонней связи между цезурой и сознанием. Сообщением двух таких случаев я и хочу закончить это психологическое исследование.

В прошлом году я был приглашен на консилиум к одной интеллигентной девушке. У нее был странный вид; в то время как женщины обычно отличаются аккуратностью, она была одета очень небрежно: один чулок спустился чуть ли не до пятки, на блузе не хватало двух пуговиц. Она жаловалась на боль в ноге и тотчас же без всякого приглашения с нашей стороны подняла юбку. Главная же ее жалоба гласила буквально следующее: "У нее такое чувство в животе, будто там что-то есть. Там что-то движется взад и вперед. Иногда при этом все ее тело как бы цепенеет." Мой коллега посмотрел на меня, ему ее жалоба отнюдь не показалась двусмысленной. Обоим нам показалось, однако, странным, что мать больной ни о чем не догадывается, ведь она, по-видимому, не раз бывала в ситуации, о которой говорит сейчас ее дочь. Сама девушка не имеет и понятия о значении своих слов, иначе она не сказала бы этого. Здесь удалось так ослепить цензуру, что фантазия, обычно остающаяся в сфере бессознательного, здесь как бы невинно под маской жалобы была допущена к сознанию.

Другой пример. Я приступаю к психоаналитическому лечению четырнадцатилетнего мальчика, страдающего конвульсивным тиком, истерической рвотой, головными болями и т.п. Я уверяю его, что, закрыв глаза, он увидит картины или вспомнит мысли, о которых он и должен мне рассказать. В его воспоминаниях образно всплывает последнее впечатление до его прихода ко мне. Он играл с дядей в шашки и видит теперь перед собою шашечную доску. Он думает о различных положениях, о ходах, которые не следует делать. Потом видит вдруг на доске кинжал; он принадлежит его отцу. Затем на доске появляется сначала серп, а за ним и коса; он видит старого крестьянина, который косит траву на лужайке перед их отдаленной усадьбой. Через несколько дней мне удалось разъяснить последовательность этих образов. Возбужденное состояние мальчика объясняется неблагоприятными семейными условиями: жестокостью и вспыльчивостью отца, жившего не в ладах с матерью и не знавшего никаких педагогических средств, кроме угроз; развод отца с доброй и ласковой матерью; вторая женитьба отца, который в один прекрасный день привел в дом молодую жену, "новую маму". Через несколько дней после этого и проявилась болезнь мальчика. В прозрачные намеки превратила эти образы подавленная злоба по отношению к отцу. Материалом послужили воспоминания из мифологии. Серпом Зевс кастрировал отца, коса и старик изображают Хроноса, могучего титана, который пожрал своих детей и которому так не по-сыновнему отомстил Зевс. Женитьба отца послужила для мальчика поводом обратить на него те упреки и угрозы, которые он слышал от него за то, что играл половыми органами (игра в шашки; неверные ходы, которых делать не следует; кинжал, которым можно убить). Здесь в сознание проникают давно оттесненные воспоминания и их оставшиеся бессознательными слезы: они проскальзывают по обходным путям под маскою мнимо-бессмысленных образов.

Таким образом, теоретическую ценность исследования сновидений я нахожу нужным искать в освещении психологических проблем и в подготовке к пониманию психоневрозов. Кто может сказать, какое значение способно приобрести основательное знакомство со структурой и функциями психического аппарата, если уже нынешнее состояние нашего знания допускает весьма удачное терапевтическое воздействие на исцелимые формы психоневрозов? Но в чем же, спросят меня, в чем заключается практическая ценность этого исследования для познания психики и для раскрытия скрытых особенностей и свойств характера индивидуума? Разве бессознательные мысли и чувства, раскрываемые сновидением, не обладают ценностью реальных сил в душевной жизни? Следует ли придавать маловажное этическое значение подавленным желаниям, которые, создавая сновидения, способны и на создание других психических форм.

Я не считаю себя вправе отвечать на этот вопрос. Я лично не подвергал исследованию эти стороны проблемы сновидения. Я полагаю лишь, что римский император поступил несправедливо, приказав казнить своего подданного за то, что тому приснилось, будто он убил императора. Ему следовало бы поинтересоваться сперва, что означает это сновидение; по всей вероятности, его смысл предстал бы перед ним совершенно в другом свете. И даже если бы другое какое-либо сновидение имело такой преступный смысл, то все же было бы уместно запомнить слова Платона, что добродетельный человек ограничивается тем, что ему лишь снится то, что дурной делает. Признавать ли за бессознательными желаниями значение реальности и в каком смысле, я пока сказать затрудняюсь, Во всякого рода переходных и посредствующих мыслях она, разумеется, отсутствует. Поставив перед собой бессознательные желания в их конечной и истинной форме, мы вспомним, что и психически-реальное может обнаружиться не только в одной форме. Для практической потребности - суждения о характере человека - достаточно в большинстве случаев поступков и сознательно проявляемого мировоззрения. На первый план следует выделить, конечно, поступки, так как многие протекавшие в сознание импульсы устраняются реальными силами душевной жизни перед самым их переходом к осуществлению; зачастую даже они именно потому-то и не встречают на своем пути психических преград, что сфера бессознательного слишком убеждена в том, что они встретят непреодолимую преграду в другом месте. Во всяком случае, чрезвычайно поучительно ознакомиться ближе с той разрыхленной почвой, на которой горделиво вздымаются наши добродетели. Динамически подвижный во всех направлениях комплекс человеческого характера чрезвычайно редко может подлежать простой альтернативе, как того бы хотела наша мораль.

А значение сновидения для предсказания будущего? Об этом не приходится, конечно, и говорить. Вместо этого можно было бы сказать: для ознакомления с прошлым. Ибо сновидение всегда и в любом смысле проистекает из прошлого. Однако и вера в то, что сновидение раскрывает перед нами будущее, не лишена доли истины. Сновидение, рисуя перед нами осуществление желания, переносит нас в будущее, но это будущее, представляющееся грезящему настоящим, благодаря неразрушимому желанию представляет собою копию и воспроизведение прошлого.

Фрейд З. Толкование сновидений. - Киев, 1991.

Сновидения могут подарить вам многое: творческие находки, удивительные переживания, умение справляться с трудностями в реальной жизни, персональную лабораторию, в которой можете работать над любым проектом. Каждую ночь этот праздник проводится несколько раз. Вы - почетный гость на нем. Все, что требуется от вас, - прийти, хорошо провести время, взять с собой подарки и вернуться в реальную жизнь. Конечно, вы еще должны быть сознательными. В противном случае, если вы невнимательны или выпили больше, чем нужно, вы забудете, кто был на празднике, что на нем говорилось, что вы делали. Кроме того, по дороге домой вы можете потерять свой подарок. Вы можете научиться почти полностью запоминать все, что происходило на ваших ночных праздниках. Это позволит вам хранить и использовать полученные вами подарки в реалъной жизни.

Искусство запоминания сновидений начинается с вашего отношения ко снам. Цените ваши сны. Не отбрасывайте ни одного из них. Сновидение, которое вы отбросили, сочтя его нелепым или тривиальным, может обладать огромным потенциалом, как осиротелый ребенок. Обращайте внимание на любой запомнившийся вам сон. Отнеситесь к нему с уважением, запишите его. Придайте ему осязаемую форму. После того, как вы будете вести дневник сновидений в течение нескольких недель, вы с удивлением обнаружите, что незначительные на первый взгляд символы начнут возникать снова и снова. Они будут изменяться по форме и содержанию, но вы каждый раз будете узнавать их, записывая ваши сновидения. Они будут расти и развиваться у вас на глазах. Вы сможете проследить их развитие во времени. Каждое ваше сновидение - ваш собственный ребенок. Относитесь внимательно ко всем своим сновидениям, и вы станете болъше пониматъ себя.

Предположим, что вы уже осознали значимость сновидений, и когда они придут, готовы принимать их, какими бы они ни были, цельными или фрагментарными. Как вам приблизиться к ним настолько близко, чтобы запомнить и зафиксировать их с целью дальнейшего обращения к ним?

Ваше отношение непосредственно перед сном очень важно: планируйте запоминание снов. Предлагайте самому себе запоминать их. Один участник семинаров обнаружил, что лучше запоминает сновидения, если выпивает перед сном полстакана воды, внушая себе при этом, что должен запомнить все свои сновидения. Утром он допивал оставшуюся в стакане воду, одновременно стараясь мысленно воспроизвести увиденное во сне. Тот же эффект может быть достигнут при помощи самовнушения: "Этой ночью я запомню все свои сновидения". Напоминайте себе перед тем, как лечь спать, что вы должны запомнить сновидения.

Если у вас плохо получается запоминать сны, лучшее время для начала развития этого искусства - утро после естественного пробуждения. Просыпаясь утром спонтанно (а не от звона будильника или шума в доме), вы просыпаетесь сразу после БДГ-периода. Каждый раз, когда вы просыпаетесь самостоятельно, вы просыпаетесь прямо из сновидения. Утренние сновидения - самые длительные из всех ночных сериалов. Они длятся иногда полчаса, а иногда и три четверти часа. В это время у вас есть что вспоминать. Если же вы обычно просыпаетесь по будильнику и начинаете думать о делах даже до того, как откроете глаза, вы, возможно, потеряете следы своих ночных сновидений. Вы увидите, что легче всего запоминать сновидения, если вы отвели себе достаточное время для сна и проснулись естественно. Конец недели или отпускное время - наиболее благоприятны в это смысле. Я лично предпочитаю именно этот метод естественного пробуждения, который позволяет хорошо запоминать сновидения, потому что он может быть превращен в особую систему, описанную ниже. Этот метод позволяет вашим сновидениям завершиться естественно, чего нельзя достичь, если вы пользуетесь звонками и гудками (хотя последний подход может быть эффективен для тех, кто хронически не запоминает свои сны). Организуйте свой сон так, чтобы вы могли просыпаться естественно.

Если вы знаете, что при этом ваше сновидение только что завершилось, следующий важный шаг: не открывайте глаза! Лежите тихо с закрытыми глазами и позволяйте образам проплывать в воображении. Не начинайте думать о том, что вы планируете делать в этот день. Вы специально выбрали тихое время, чтобы спокойно все почувствовать. Очень часто уже только этого достаточно для того, чтобы образы увиденного сновидения вернулись к вам. Самый незначительный фрагмент увиденного сна может послужить зацепкой, которая поможет вам вспомнить весь ночной сериал. Часто я в первую очередь вспоминаю последнюю сцену сна. Я стараюсь удерживать ее в сознании, чтобы она не исчезла раньше времени, продлеваю ее и вспоминаю предшествующую сцену и так далее. Так в обратном порядке возникают образы минувшего сна. Это похоже на фильм, прокручиваемый от конца к началу, - целые эпизоды один за другим проходят перед мысленным взором: "Перед этим случилось то-то и то-то. А еще раньше?.." Иногда я вспоминаю все сновидение целиком, но чаще всего первой приходит последняя сцена. Один маленький лоскуток, на первый взгляд нелепый и ни к чему не пригодный, при пристальном рассмотрении может оказаться фрагментом великолепного одеяния. Так, достаточно вспомнить один эпизод увиденного сновидения, чтобы он вызвал ассоциацию с другими снами, увиденными вами этой ночью. Когда вы просыпаетесь естественно, закройте глаза (а лучше не открывайте их вовсе), лежите спокойно и позвольте образам снов проплыть перед вашими глазами.

Предположим, у вас не осталось даже незначительного фрагмента, за который можно было бы ухватиться. Вы можете просто знать, что видели сон, вы можете чувствовать что-то, но не помнить образов, или же вы можете не помнить вовсе ничего. Не отчаивайтесь. Если в течение нескольких минут вы ничего не вспомните, попробуйте следующее: позвольте своей памяти блуждать среди образов близких людей, подумайте о своей семье, о друзьях. Подобно перелистыванию страниц книги, вы можете случайно натолкнуться на образ, знакомый вам по сновидению. Вы узнаете его. Вы почувствуете, что об этом человеке вам недавно что-то приснилось. Так же вы вспоминаете забытое имя. Внешний вид записанного имени, отдельные буквы или звуки могут припомниться, но имя в целом неуловимо. Если же вы увидите его написанным где-то или кто-то вам подскажет, вы сразу же осознаете его полностью. Переберите в памяти имена людей, с которыми связано многое в вашей жизни. Это может вызвать у вас необходимые ассоциации с недавним сном.

Каким бы странным это ни казалось, но положение тела по пробуждении весьма важно для того, чтобы вспомнить сновидения прошедшей ночи. Изобретатель знаменитого метода тестирования с помощью кляксы Германн Роршах заметил, что, проснувшись утром, нужно лежать спокойно, потому что быстрое движение разрушает память о сне. Это действительно так, но вы можете пойти еще дальше. Заставьте себя запомнить все сны, которые приходят к вам в момент пробуждения. Лежите спокойно и позвольте образам сновидений возникать в воображении. Затем поменяйте положение тела. Если вы лежали на левом боку, перевернитесь на правый, а если на животе, перевернитесь на спину или на бок. По какой-то непонятной причине, дополнительное воспоминание о сне часто приходит после смены первоначального положения тела.

Один современный исследователь считает, что сновидения могут быть закодированы и стать более понятными, если мы занимаем положение, при котором то или иное сновидение возникло. Он говорит: "Стараться вспомнить сон в несоответствующей позе - все равно что стараться красиво писать левой рукой". Когда мы принимаем нужное положение тела, воспоминания гораздо легче приходят к нам. Когда вы почувствуете, что ваше воспоминание сновидений исчерпало себя в том положении, в котором вы проснулись, осторожно перевернитесь в другие привычные для вас положения, не открывая глаз. Очень часто при этом вы обнаружите, что способны к дополнительным воспоминаниям.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Психология сновидений. Антология психологии 3 психика
Пол ребенка часто указывает на качество энергии
Кто занимается практикой осознанных сновидений
Он давал в сновидении сновидениях сновидения
В приведенных нами примерах сновидений мы можем видеть

сайт копирайтеров Евгений