Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Светское образование (преимущественно рыцарское) дава лось в основном при дворе монарха или феодала. Зачатки тако го воспитания появились уже в римский период, при дворах императоров. Это было главным образом физическое развитие, которое в рыцарстве стало самоцелью, превратившись в систему -военных упражнений. Юношам преподавали и основы военного искусства, однако большинство даже знатных рыцарей не умело читать и писать. Первые светские университеты появились толь ко в XII в., сначала в Италии, а затем и во Франции, в Париже.

Таким образом, можно сказать, что именно духовенство, церков ные и монастырские школы являлись в тот период главными оча гами культуры, так как сохраняли в своих .библиотеках накоп ленные предыдущими поколениями знания.

Схоластика, которая первоначально была прогрессивным яв лением, так как развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и логично строить свою речь, со временем приобрела догматический характер и превратилась в набор сил логизмов. В церковных школах обучение сводилось в основном к развитию"памяти, ученики заучивали тексты наизусть, писали только под диктовку преподавателя, обучались ораторскому ис кусству, в котором главным было умение вести дискуссию по строго определенным правилам, установленным высокими авторитетами. Такое обучение препятствовало развитию творческой активности детей, превращая их в пассивных проводников чужих мыслей. Несмотря на то что и в церковных и впоследствии в светских школах уделялось большое внимание этике, формиро ванию социально адаптированной личности, нравственное пове дение понималось прежде всего с его внешней, формальной стороны – как развитие благообразных привычек и обычаев, а не мыслей и самостоятельности суждений.

Разрабатывались в то время и способы снижения внутренней напряженности, стресса, технологии преодоления невротических состояний. К этим способам относились прежде всего элементы карнавальной культуры, так как возможность на время изменить свой статус, забыть а жестких, регламентированных обязанностях и нормах поведения открывала простор для катарсического очищения в карнавальной деятельности. Нарушения всех зацре- тов, которые так регламентировали жизнь, давали возможность снизить уровень эмоциональной напряженности, избавиться от страха и чувства тревоги.

Способы эмоциональной разрядки, избавления от страха и чувства вины разрабатывались и в церковной культуре. Тера певтический эффект церковных обрядов был тесно связан с глубокой верой, которую прививали детям с самого раннего возраста. Это были прежде всего обряды исповеди и индульген ции, которые давали людям уверенность в возможности прощения и искупления сделанных ими ошибок и проступков. Таким обра зом, недовольство собой не накапливалось, что способствовало уменьшению внутренней напряженности детей, предотвращало снижение их самооценки.

С VIII в. по XI в. исследования психического развития и спо собов влияния на этот процесс велись главным образом на Вос токе, куда переместились основные психологические и философ- .ские школы из Греции и Рима. Большое значение имел и тот факт, что арабские ученые настаивали на том, что исследования психического развития детей должны основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.

Известный арабский мыслитель Ибн Рушд (латинизирован ное имя Аверроэс) жил в Испании, Марокко, где занимал должность судьи и придворного врача. Основные его труды представ ляли собой оригинальный комментарий к сочинениям Аристоте ля.Этот комментарий приобрел значение самостоятельного уче ния, которое оказало большое влияние на западноевропейскую мысль эпохи средневековья.

Ибн Рушд доказывал, что, следуя Аристотелю, необходимо изучать неразрывные связи между функциями организма и теми ощущениями, чувствами, мыслями, которые человек испытывает в качестве процессов, присущих его душе. Как врач, Ибн Рушд, тщательно изучая устройство человеческого тела и его органы чувств, показал зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.

Главный вывод Ибн Рушда заключался в том, что вместе с рас падом тела индивидуальная душа человека тоже уничтожается. * Вместе с тем арабский мыслитель выдвинул необычное представление о том, что универсальный для всех людей разум сохраняется и после распада тела и это свидетельствует о богоподобии человека. Мир вечен и подчиняется собственным законам, которые можно логически объяснять. Возможно и опытное исследование природы вещей, в том числе души человека, и каждый обладает способностя ми к такому познанию. Не отрицая индивидуальных различий, ог раничивающих возможности каждого отдельного человека, Ибн Рушд подчеркивал, что принципиальные возможности людей в постиже нии истины неограниченны и важно только научить детей правиль но мыслить, привить им желание размышлять.

Кроме того, большое значение для детской психологии имели работы другого выдающегося арабского мыслителя Ибн Сины (латинизированное имя Авиценна), который был одним из са мых выдающихся врачей в истории медицины.

Обобщенное знание, накопленное вековым опытом изучения поведения живых существ, с которым имеет дело практическая медицина, было изложено в трактате Ибн Сины «Канон врачеб ной науки» Этот трактат на протяжении нескольких столетий пользовался популярностью и авторитетом не только на Востоке, но и в странах Западной Европы (начиная с XII в., когда он был переведен на латинский язык). В Европе этот трактат затмил труды великих древних врачей Гиппократа и Галена. Уже одно это говорит о том, что Ибн Сина не ограничился представления ми о функциях организма, которые накопила прежняя наука, а обогатил их новыми сведениями и обобщениями; Следует иметь в виду, что под медициной тогда понималась не узкоспециальная область врачевания. Она охватывала объяснения, которые в даль нейшем стали относить к таким дисциплинам, как химия, бота ника, астрономия, география и др. И, конечно, во всех этих дис циплинах имелось реальное эмпирическое знание, умело обобщенное Ибн Синой в «картину человека».

В своем объяснении жизнедеятельности Ибн Сина неуклон но придерживается идеи о зависимости психики от головного мозга. Определяющей служила установка на выяснение зависимости душевных явлений от телесного устройства и общих сил приро ды, которые действуют по открытым для опыта (в том числе ме дицинского) законам.

Положение о зависимости психических явлений от физиологических выдвигалось Ибн Синой применительно к чувствительности организма, его способности реагировать на внешние раздраже ния, а также применительно к его эмоциональным состояниям. Познание функций души было направлено на познание матери- "ального, органического тела, доступного чувственному наблюде нию, воздействию лекарственных и хирургических средств и т.д.

Ибн Сина не ограничивался опорой на факты, почерпнутые при изучении простейших реакций организма. Он учил, что, ис пользуя эти факты, можно объяснить и такие сложные явления психической .жизни, как воображение, когда человек воссоздает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы вещей.

Во всех случаях Ибн Сина апеллировал к своему врачебному опыту. Он был одним из первых исследователей в области возра стной психофизиологии, изучал связь между физическим разви тием организма и его психологическими особенностями в раз личные возрастные периоды. При этом важное значение прида валось воспитанию. Именно посредством воспитания, учил он, осуществляется воздействие психики на организм, так что оно, являясь активной силой, способно физиологические свойства этого организма изменять в определенном направлении. Особое место при этом отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает дитя в различные возрастные периоды. Аффекты же эти возника ют обычно при общении с родителями, при их воздействии. Соот ветственно, вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру, его организм, всю систему его психофи зиологических функций

Нельзя не обратить внимание на то, что за всеми этими положениями скрыта общая мысль о способности регулировать внут ренние, психические состояния человека путем воздействия на его поведение. Идея взаимосвязи психического (как зависящего от этого поведения) и физиологического разрабатывалась Ибн Си- ной исходя из принесшего ему мировую славу медицинского опыта. Сохранились сведения, что он в ряде случаев выступал как пре восходный психотерапевт, в частности, излечил юношу, который погибал от истощения из-за нежелания принимать пищу. При лечении использовался прием, который в современной науке на зывается ассоциативным экспериментом. По изменению пульса этого юноши Ибн Сина, называя различные объекты, установил какие именно из этих объектов вызывают у него аффект, препят ствующий приему пищи.

Ибн Сине также приписывают постановку опыта, который пред восхитил изучение явления, названного «экспериментальным нев розом». Двум баранам давалась одинаковая пища. Но один пи тался в нормальных условиях, тогда как около второго стоял на привязи волк. Страх влиял на пищевое поведение этого барана. Он, хотя и ел, но быстро худел и погиб. Неизвестно, какое объяс нение давалось этому опыту, но его схема говорит об открытии роли «сшибок» противоположных эмоциональных установок (потребность в пище – с одной стороны, срах – с другой) в воз никновении глубоких соматических сдвигов. Сказанное дает основание видеть у Ибн Сины зачатки экспериментальной психо физиологии эмоциональных состояний.

Против схоластических и авторитарных, не учитывающих интересы и индивидуальные стремления детей, подходов к их воспитанию, выступили ученые-гуманисты в эпоху Возрожде ния, стремясь восстановить основы классического образования, развить у воспитателей интерес к личности ребенка. Большое внимание уделялось и разработке новых принципов обучения, ведущими из которых стали наглядность и природосообразность, о которых впервые заговорил еще Аристотель.

Эразм Роттердамский считал, что честолюбивые притя зания, которые использовались как средства стимулирования обучения Плутархом и Квинтилианом, вредны для нравствен ного развития. Заимствуя идею сочетания наглядности с поло жительными эмоциями, испытываемыми детьми во время занятий, он заменил буквы из слоновой кости на «печеные бук вы», т.е. на буквы, которые выпекались из муки и в процессе обучения съедались детьми. Таким образом, наглядность оста лась, хотя эмоциональные проявления стали связываться с более непосредственными и, с его точки зрения, моральными и уп равляемыми эмоциями. Эта система, основанная на том, чтобы увеличить у учеников усердие и любознательность путем по ощрения со стороны преподавателей, особенно последователь но была разработана иезуитами. Вюртембергский школьный закон 1559 г. сделал достижения гуманистов й реформаторов принципами, поскольку он требовал «доставлять ребенку лю бовь и радость» и учить в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Эти новые подходы к образованию базировались на данных, полученных в работах Р. Бэкона, X . Вивеса, X Уарте.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Марцинковская Т. История детской психологии психологии 3 развития
Марцинковская Т. История детской психологии психологии 13 человека
Подход к проблеме психиЧеского развитиЯ детей в основных психологиЧеских школах 54
Пассивные личности
Поэтому главные дискуссии 20 х годов проходили в борьбе этих направлений многие психологи развития личности

сайт копирайтеров Евгений