Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Галати и Скиаки, например, обнаружили, что предпосылки гнева, отвращения, страха, счастья, печали и удивления были похожи в северной и южной Италии. Буунк и Хупка отмечают, что во всех семи исследованных ими культурах сообщалось, что флирт пробуждает ревность. Леви делал вывод о том, что многие ситуации, вызывающие эмоции на Таити, будут вызывать эмоции и у людей из других стран.

КУЛЬТУРНЫЕ ОТЛИЧИЯ В ПРЕДПОСЫЛКАХ ЭМОЦИЙ

Исследование в значительной степени подтверждает культурные отличия в предпосылках эмоций. Так, Шерер и его коллеги обнаружили много различий в культурах между относительной частотой различных предпосылок событий, указанных их респондентами (вместе с культурными сходствами, указанными ранее).

События в культуре, рождение нового члена семьи, «базовые удовольствия», связанные с телом, и ситуации успеха были гораздо более значимыми предвестниками радости для европейцев и американцев, чем для японцев. Смерть членов семьи или близких друзей, физическое расставание с любимым и мировые новости чаще провоцировали печаль у европейцев и американцев, чем у японцев. Однако проблемы во взаимоотношениях вызывали больше печали у японцев, чем у американцев или европейцев. Незнакомые люди и ситуации успеха вызывали у американцев больше страха, в то время как новые ситуации, транспорт и отношения с другими чаще вызывали страх у японцев. Наконец, ситуации, включающие незнакомых людей, чаще вызывали гнев у японцев, чем у американцев и европейцев. Ситуации, включающие родственные связи, пробуждали больше гнева у американцев, чем у японцев. Такие данные делают очевидным, что один и тот же тип ситуации или события не обязательно вызывает одну и ту же эмоцию у представителей разных культур.

Проблемы во взаимоотношениях вызывают больше печали у японцев, чем у американцев или европейцев.

Некоторые другие исследования дают схожие или сопоставимые результаты. Все эти работы позволяют сделать вывод о том, что предпосылки эмоций существенно отличаются в разных культурах.

СОСУЩЕСТВОВАНИЕ СХОДСТВ И РАЗЛИЧИЙ В ПРЕДПОСЫЛКАХ ЭМОЦИЙ

Скрытое и явное содержание предпосылок эмоций

Учитывая то, что кросс-культурное исследование обнаружило как сходства, так и различия в предпосылках эмоций в разных культурах, как мы можем примирить между собой данные этих исследований? В других работах я предположил, что единственный полезный способ интерпретировать кросс-культурные данные о предпосылках эмоций - разграничить скрытое и явное содержание событий и ситуаций, производящих эмоции.

Явное содержание - это реальное событие или ситуация, такая как встреча с друзьями, похороны или случай, когда кто-то влезает перед вами в очередь. Скрытое содержание - это психологический смысл, связанный с явным содержанием, которое лежит в основе ситуации или события. Например, скрытым содержанием дружеской встречи может быть достижение психологических целей тепла и близости с другими людьми. Скрытое содержание, лежащее в основе посещения похорон, вероятно, потеря любимого человека. Скрытое содержание того, что кто-то встал перед вами в очереди, - ощущение несправедливости или препятствие к достижению цели.

Универсальность скрытого содержания предпосылок эмоций

На основании моего обзора кросс-культурных исследований можно сделать вывод об универсальности скрытого содержания предпосылок эмоций. То есть некоторые психологические темы порождают одинаковые эмоции у большинства людей во многих культурах. Скрытое содержание подразумевает, что печаль неизменно связана с утратой объекта любви. Скрытое содержание подразумевает, что счастье неизменно связано с достижением определенной цели, имеющей большое значение для человека. Скрытое содержание подразумевает, что гнев зачастую - следствие ощущения несправедливости или препятствие на пути достижения цели. Точно так же несколько основных конструктов скрытого содержания включают каждую из универсальных эмоций, обнаруживающихся последовательно в разных культурах. Эти основные конструкты, по-видимому, создают некую универсальную культурную базу.

Связь явного и скрытого содержания предпосылок эмоций

В то же время культуры отличаются между собой в зависимости от ситуаций, событий или происшествий, ассоциирующихся со скрытым содержанием. Не всегда можно установить однозначное соответствие между скрытым и явным содержанием события. Так, в одной культуре смерть вызывает состояние печали, а в другой способствует другой эмоции. В одной культуре явное содержание смерти может ассоциироваться со скрытым содержанием утраты любимого объекта и привести к ощущению печали; в другой культуре явное содержание смерти может ассоциироваться с иным скрытым содержанием, таким как достижением более высокой духовной цели, и вызывает противоположную эмоцию - радость. Таким образом, одно и то же явное событие может ассоциироваться с разными психологическими темами, лежащими в его основе и вызывающими разные эмоции.

Одни и те же скрытые темы, в зависимости от культуры, могут ассоциироваться с разным явным содержанием. Например, угрозы личному благополучию человека могут образовывать психологическую тему, в основе которой - страх. В одной культуре эта тема может выражаться в том, что человек оказывается один в большом городе поздно ночью. В другой культуре она связана скорее с поездками, чем с пребыванием на пустынной улице. Несмотря на различия в явном содержании и та и другая ситуация может вызывать страх в соответствующей культуре из-за сходства скрытого содержания.

Одно и то же явное событие может ассоциироваться с разными психологическими тема ми, лежащими в его основе и вызывающими разные эмоции.

Люди в разных культурах учатся ассоциировать события, конкретные для каждой культуры, ситуации и происшествия (явное содержание) с ограниченным набором психологических тем (скрытого содержания), вызывающего эмоции. Хотя в разных культурах природа скрытого содержания очень похожа, явное содержание событий, вызывающих эмоции, варьирует. Такое различие объясняет, почему кросс-культурное исследование обнаруживает как сходства, так и различия в предпосылках эмоций. Концепция скрытого содержания также полезна для объяснения еще одного процесса, связанного с эмоциями - оценкой.

КУЛЬТУРА И ОЦЕНКА ЭМОЦИИ

КУЛЬТУРНЫЕ СХОДСТВА В ОЦЕНКЕ ЭМОЦИИ

Оценку эмоции можно приблизительно определить как процесс, при помощи которого люди оценивают события, ситуации или происшествия, которые ведут к тому, что люди испытывают эмоции. Этот аспект изучения человеческих эмоций имеет долгую и сложную историю, однако основные вопросы о природе процесса оценки в связи с культурой остаются неизменными. Как люди в разных культурах думают о событиях, которые провоцируют их эмоции, или как оценивают их? Действительно ли эмоции и провоцирующие их ситуации имеют кросс-культурные сходства? Или люди в разных культурах по-разному представляют предпосылки эмоций?

Универсальность процессов оценки

За прошедшее десятилетие в ряде важных и интересных исследований было обнаружено, что многие процессы оценки проявляются одинаково в разных культурах и, возможно, они универсальны. Мауро, Сато и Такер попросили участников экспериментов в США, Гонконге, Японии и Китайской Народной Республике заполнить обширную анкету, в которой требовалось описать ситуацию, провоцировавшую одну из 16 эмоций, в том числе 7 универсальных. Для каждой эмоции они составили исчерпывающий список вопросов, связанных с рядом параметров оценки: удовольствие, внимание, определенность, способность справиться, контроль, ответственность, предвкушение усилий, польза для достижения цели/удовлетворения потребности. Ученые обнаружили всего несколько культурных отличий лишь в двух параметрах: законность и совместимость с нормами или личностью. Они интерпретировали эти данные как доказательство универсальности процессов оценки эмоций.

Семь параметров оценки эмоций

Хотя выбор параметров оценки, включенных в это исследование, был обоснован теоретическими соображениями, Мауро и его помощники проверили эмпирически и обнаружили наименьшее число параметров, необходимых для описания различий между эмоциями. Они использовали статистическую технику, называемую анализом основных компонентов : переменные объединялись в небольшой ряд факторов на основании взаимосвязи в первоначальном ряду переменных. Результаты этого анализа показали, что только семь параметров было необходимо для объяснения возбуждения эмоции: приязнь , определенность , усилие , внимание , кажущийся контроль других людей , уместность и ситуационный контроль .

Когда в соответствии с этими параметрами тестировались культурные отличия, ученые обнаружили те же результаты: культурных отличий не было в более примитивных параметрах и лишь некоторое количество проявлялось в более сложных. Эти результаты позволяют сделать вывод, что данные параметры оценки эмоций универсальны, по крайней мере, для эмоций, включенных в исследование Мауро и его коллег.

Для объяснения возбуждения шестнадцати основных эмоций необходимо лишь семь параметров: приязнь, определенность, усилие, внимание, кажущийся контроль других людей, уместность и ситуационный контроль.

Оценка эмоций у американцев и индусов

Роузман и коллеги использовали другую методологию для изучения процессов оценки печали, гнева и страха у американских и индийских участников экспериментов. Они показывали респондентам выражения лица, соответствовавшие одной из этой эмоций, и просили их называть изображаемые эмоции, описать, что случилось, что заставило человека испытать эту эмоцию, а также ответить на 26 вопросов об оценке события.

Ученые обнаружили, что и американцы и индусы одинаково оценивали, что ситуации беспомощности пробуждали гнев и страх, а оценка относительного неравенства сил вызывала гнев. Кроме того, в обеих культурах оценка событий, вызванных кем-то еще, пробуждала гнев, а не печаль и страх, а события, обусловленные обстоятельствами, пробуждали печаль или страх, а не гнев. Такие данные подтверждают культурное сходство в процессах эмоциональной оценки.

Процессы оценки в исследовании Шерера и его коллег

Пожалуй, самое серьезное кросс-культурное исследование процессов оценки эмоций - это исследование Шерера, включающее 3000 участников в 37 странах. В этом исследовании, как вы помните, респондентов просили описать событие или ситуацию, когда они переживали одну из семи эмоций: гнев, отвращение, страх, счастье, печаль, стыд и вину. Затем участники исследования отвечали на серию вопросов, предназначенных оценить их мнение о событии, в том числе и вопросы, касающиеся ожидания новизны, внутренней приязни, пользы для достижения целей, справедливости, потенциальной возможности справиться с ситуацией, норм и идеальных представлений о своем «Я».

Анализы этих данных показывают, что хотя существовали различия и между эмоциями и между странами, различия между странами были намного меньше, чем различия между эмоциями. Иными словами, процессы оценки эмоции имеют больше сходств, чем различий в разных культурах. Процессы оценки оказались связанными с семью эмоциями.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Одна из наиболее известных оптических иллюзий - иллюзия мьеллера-льера
Исследования последних двух десятилетий существенно расширили наши представления об организационной культуре
Профилирующей психологии предстоит еще сделать очень многое
Я-концепция имеет смысл внутри именно этой культурной среды
ЛиЧностный опросник айзенка одной из наиболее широко используемых в кросс-культурных исследованиях

сайт копирайтеров Евгений