Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Во второй серии исследований, проведенных Шерером и его коллегами, использовалась в основном та же методика - анкетирование 2921 участника в 37 странах на пяти континентах. Первоначальная анкета была модифицирована и включала еще три эмоции - стыд, вину и отвращение - всего семь эмоций. Кроме того, многие вопросы были приспособлены так, чтобы ответы на них можно было выбрать или были даны уже готовые ответы, в том исле в качестве альтернатив были даны и ответы респондентов из предыдущих исследований. Анализ данных позволяет сделать следующие выводы.

Во всех сферах реагирования - субъективных ощущениях, физиологических симптомах и паттернах моторного выражения - семь эмоций различались друг от друга сильно и значительно (с точки зрения относительной величины эффекта). Географические и социокулътурные факторы также влияли на эмоциональные переживания, однако их степень воздействия была намного мень-ше, чем отличия между самими эмоциями. Выявленные эффекты сильного взаимодействия свидетельствуют о том, что географические и социокулътурные факторы могут оказывать разное воздействие на конкретные эмоции, но величина этих эффектов относительно мала. Эти результаты подтверждают вывод о существовании сильных и последовательных отличиях между паттернами реакций для семи эмоций и они не зависят от того, в какой стране изучаются. Можно доказать, что универсальные отличия в самоотчетах об эмоциональных реакциях свидетельствуют о психобиологическом эмоциональном паттерне.

Данные исследований снова подтверждают, что переживание этих эмоций универсально и что независимо от культуры люди обладают одними и теми же базовыми эмоциональными переживаниями. Хотя культура действительно влияет на переживание семи эмоций, это влияние не столь значительно, как кажущиеся врожденными отличия между самими эмоциями. Опять-таки, в эмоциональных переживаниях намного больше сходств, чем отличий. Еще одно исследование участников из четырех культур - США, Японии, Гонконга и Китайской Народной Республики - было проведено другой группой ученых, причем дало похожие результаты, подтверждающие универсальность эмоциональных переживаний.

КУЛЬТУРНЫЕ ОТЛИЧИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ

Хотя культурные отличия, обнаружившиеся в только что описанных исследованиях, были значительно меньше, чем различия между эмоциями, они, тем не менее существуют. Например, когда Шерер и его коллеги сравнили европейцев, американцев и японцев, то японцы указывали, что переживают все эмоции - радость, печаль, страх и гнев - чаще американцев и европейцев. Американцы, в свою очередь, отмечали, что испытывают радость и гнев чаще европейцев. Американцы указывали, что дольше и интенсивнее переживают эмоции, чем европейцы или японцы. Японские респонденты в целом реже жестикулировали руками, меньше совершали телодвижений и меньше реагировали голосом или лицом на эмоции, чем американцы или европейцы. Американцы проявляли самую высокую степень экспрессивности, как в реакциях лица, так и голоса. Американцы и европейцы также описывали намного больше физиологических ощущений, чем японцы. Эти ощущения относились к температуре тела (люди краснели, чувствовали себя горячими), сердечно-сосудистой системе (учащалось сердцебиение, изменялся пульс) и состоянию пищеварительного аппарата (появлялись проблемы с желудком).

Японцы переживают все эмоции - радость, печаль, страх и гнев - чаще американцев и европейцев. Американцы испытывают радость и гнев чаще европейцев, причем все эмоции - дольше и интенсивнее, чем европейцы или японцы.

Для того чтобы объяснить выявленные культурные отличия, ученые использовали два метода, оценивая культуры с точки зрения их экономического статуса и параметров Хофстеде.

Зависимость стыда и вины от параметров культуры

Уолботтом и Шерером было проведено изучение связи между переживаниями стыда и вины и четырьмя параметрами культуры Хофстеде: индивидуализмом/коллективизмом, дистанцией власти, избежанием неопределенности и маскулинностью. Ученые выбрали из своей второй серии исследований страны, которые были ранее включены в многонациональное исследование культурных ценностей Хофстеде, и разделили их на три группы: с высокой, средней или низкой степенью выраженности параметров культуры, а затем совместили эту классификацию с данными о различиях в эмоциональных переживаниях.

Уоллботт и Шерер получили воистину поразительные результаты. Например, стыд переживался участниками экспериментов из коллективистских культур в течение более короткого времени, считался менее аморальным и это переживание чаще сопровождалось смехом и улыбками, чем у представителей индивидуалистических культур. Стыд в коллективистских культурах часто характеризовался высокой температурой и низким трофотропным возбуждением. Те же самые данные были получены в культурах с высокой дистанцией власти и слабо выраженным избежанием неопределенности. Эти результаты тем более интересны, поскольку противоречат тому, что можно было бы предсказать на основании предыдущих работ, которые характеризовали коллективистские культуры как «культуры стыда».

Стыд переживался участниками экспериментов из коллективистских культур в течение более короткого времени, считался менее аморальным и это переживание чаще сопровождалось смехом и улыбками, чем у представителей индивидуалистических культур,

Эмоции и валовой национальный доход

В еще одной попытке раскрыть возможные основы культурных отличий в эмоциональных переживаниях Уоллботт и Шерер сопоставили данные своих исследований с валовым национальным продуктом каждой из исследованных ими стран. Они обнаружили «значительные негативные корреляции валового национального продукта с недавним эмоциональным переживанием, его продолжительностью и интенсивностью. Эти корреляции указывают, что чем беднее страна, тем дольше и интенсивнее эмоции. Испытуемые из более бедных стран сообщают о "более существенных и серьезных эмоциональных случаях"».

Чем беднее страна, тем дольше и интенсивнее эмоции у ее граждан...

Культурное построение эмоции

Ряд исследователей под руководством Китаямы и Маркуса, а также Вержбицка и Шведер воспользовались другим подходом для описания того, как культура влияет на эмоциональные переживания. Применяя так называемый функционалистский подход, эти исследователи рассматривают эмоцию как ряд «социально общих сценариев», состоящих из физиологических, поведенческих и субъективных компонентов. Такие сценарии формируются по мере того, как люди усваивают нормы культуры, которая их породила и с которой они взаимодействуют. Эмоция, следовательно, отражает культурную среду, в которой люди развиваются и живут, и является такой же неотъемлемой ее частью, как мораль и этика. Маркус и Китаяма цитируют данные многочисленных источников, подтверждающие эту точку зрения, в том числе исследования, демонстрирующие различие между культурами в переживании социальных и несоциальных эмоций и культурных паттернов ощущений радости и счастья.

С этой точки зрения культура формирует эмоцию. Поскольку различные культуры имеют разную реальность и идеалы, продуцирующие различные психологические потребности и цели, то они вызывают различия в переживании привычных эмоций.

Универсальность эмоций с точки зрения функционалистского подхода

Многие авторы, использующие функционалистский подход, заходят дальше простого описания роли культуры в построении эмоциональных переживаний и подвергают сомнению универсальные и, возможно, биологически врожденные аспекты эмоций. В основном их аргументация состоит в том, что именно из-за врожденных и сложных отношений между эмоцией и культурой эмоцию нельзя рассматривать как «биологически фиксированную» для всех людей. Такие функционалисты считают, что говорить об универсальности эмоций методологически неправильно и что подтверждающие эту концепцию данные - всего лишь следствие экспериментальных и теоретических предубеждений некоторых исследователей.

Дополнительность подходов к изучению эмоций

Мне лично не кажется, что функционалистский подход к эмоциям, основанный на культурной конструкции и общих социальных сценариях, противоречит универсальности эмоций. Во-первых, функционалисты и сторонники универсальности изучают разные эмоции. Позиция универсальности ограничивается узким набором разрозненных эмоций, характеризующихся уникальным выражением на лице. Исследования, проведенные функционалистами, вобрали широкий спектр эмоциональных переживаний, выходящих за пределы универсальных эмоций. Кроме того, эти исследователи изучили различные аспекты эмоции.

Универсальность эмоции основывается на существовании общекультурных сигналов выражения эмоций на лице. По большей части исследование культурной конструкции эмоции основано на субъективном переживании эмоции и лексиконе эмоций в языке, который используется, чтобы описать и представить соответствующие переживания. Понятно, что один компонент эмоции может быть универсальным, а другой - относительным для каждой культуры. Наконец, существование универсальных и врожденных биологических субстратов эмоции не ограничивает возможность того, что культуры тоже формируют большую часть переживания. Как уже говорилось раньше, универсальное основание эмоции может предоставить стандартную платформу, на которой строится такая конструкция. Поэтому мне кажется, что культурное построение эмоциональных переживаний может происходить не только в рамках базовых эмоций и их универсальных выражений. Будущие исследования в этой области могут руководствоваться такими дополняющими друг друга представлениями, а не антагонистическими категоричными точками зрения.

КУЛЬТУРА И ПРЕДПОСЫЛКИ ЭМОЦИЙ

Предпосылки эмоций - это события или ситуации, провоцирующие или вызывающие эмоцию. Например, потеря любимого человека может предшествовать печали; получение отличной оценки на интересном для вас учебном курсе - пробудить ощущение счастья или радости. В научной литературе предпосылки эмоций иногда называются возбудителями эмоций.

На протяжении многих лет ученые обсуждали, схожи или отличаются предпосылки эмоций в разных культурах. С одной стороны, ряд ученых считает, что предпосылки эмоций должны быть похожи в разных культурах, по крайней мере это касается универсальных эмоций, поскольку эти эмоции похожи во всех культурах и все люди обладают общей базой переживаний и выражений. Результаты кросс-культурных исследований, о которых мы упоминали раньше, когда писали о выражении эмоций, восприятии и переживаниях, как будто подтверждают эту позицию. С другой стороны, многие авторы отстаивают точку зрения, согласно которой в разных культурах должны быть разные предпосылки эмоций; т. е. одни и те же события в разных культурах могут и действительно провоцируют совершенно разные эмоции в этих культурах. Не обязательно во всех культурах на похоронах люди печалятся, а получение оценки «отлично» не всегда пробуждает радость. Существует множество примеров таких кросс-культурных отличий эмоциональных предпосылок, и исследования в значительной степени подтверждают эту точку зрения.

КУЛЬТУРНЫЕ СХОДСТВА В ПРЕДПОСЫЛКАХ ЭМОЦИЙ

Исследования Ваучера и Брандта: универсальные предпосылки эмоций

Многие исследования подтвердили универсальность предпосылок эмоции. Ваучер и Брандт, например, попросили участников в США и Малайзии описать ситуации, когда кто-то заставлял другого человека испытывать гнев, отвращение, страх, счастье, печаль или удивление. Выбор эмоций для исследований основывался на предыдущих исследованиях по универсальности эмоций. Всего было найдено 96 предпосылок различных эмоций. Затем отдельная группа американских участников эксперимента оценила предпосылки и попыталась идентифицировать, какую эмоцию пробуждала каждая из них. Результаты показали, что американцы классифицировали предпосылки одинаково верно, независимо от того, пробуждались ли эмоции у американских участников эксперимента или у малазийцев. То есть культура - источник эмоции - не влияет на ее классификацию.

Впоследствии Брандт и Ваучер воспроизвели эти данные, используя испытуемых из США, Кореи и с островов Самоа. Результаты исследований указывают, что предпосылки были общими в разных культурах, и тем самым подтверждаются взгляды об общекультурном сходстве в предпосылках эмоций.

Предпосылки эмоций в исследованиях Шерера

В работе Шерера и его коллег, описанной нами ранее, делалась попытка изучить предпосылки эмоций в разных культурах. Психологи просили респондентов описать ситуацию или событие, когда те испытывали гнев, радость, страх, печаль, отвращение, стыд и чувство вины (четыре эмоции в первой серии исследований; все семь эмоций изучались во второй серии). Опять-таки выбор эмоций обусловливался результатами предыдущего исследования универсальности (некоторые исследования, не приводящиеся здесь, показали, что стыд и чувство вины - это тоже универсальные эмоции). Опытные сотрудники затем кодировали ситуации, описанные испытуемыми в общие категории, такие как хорошие новости и плохие новости, временная или постоянная разлука, успех и неудача в ситуации. При кодировке этих данных не понадобилось никаких категорий предпосылок, специфических для конкретной культуры, все категории событий, как правило, происходили во всех культурах и вызывали все семь эмоций, которые исследовали ученые.

Кроме того, Шерер и его коллеги сравнили относительную частоту, с которой каждая из предпосылок пробуждала те или иные эмоции. Опять-таки в разных культурах было обнаружено множество общих черт. Например, чаще всего в разных культурах вызывали состояние счастья «взаимоотношения с друзьями», «встречи с друзьями» и «ситуации успеха». Чаще всего пробуждали гнев «взаимоотношения с другими» и «несправедливость». Чаще всего пробуждали печаль «взаимоотношения с другими» и «смерть». Эти данные также подтвердили представление о том, что предпосылки эмоций похожи в разных культурах.

Другие исследования предпосылок эмоций

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Однако в следующем разделе мы рассмотрим феномен индигенной личности
В области кросс-культурного изучения гендерных стереотипов наибольшую известность получило

Различающие половые
Эти исследования

сайт копирайтеров Евгений