Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как было показано в данной работе, за прошедшее столетие психоанализ и религия прошли долгий путь развития, от взаимной неприязни и отвержения друг друга, к взаимному признанию важности и значимости как психоанализа, так и религии. В частности, Иоанн Павел II, еще до занятия им папского престола, в своей книге "Личность и действие" дал психоанализу очень высокую оценку. В ХХ веке человечество начинает осознавать губительную ошибку представления о том, будто одна лишь наука может создать всю культуру со всеми ее атрибутами чисто рациональным путем из ничего. Подобное заблуждение, по мнению К.Лоренца, приносит гибельные плоды. "Оно побуждает "научно просвещенную" молодежь выбрасывать за борт бесценные сокровища мудрости и знания, заключенные в традициях любой старой культуры и в учениях великих мировых религий" 47). В ходе прошедшего столетия происходило дальнейшее примирение религиозной веры с научным мировоззрением. Для примера достаточно привести слова известного "теолога откровения" Джона Бейли, который в своей книге "Чувство присутствия бога" писал о том, что "мы слишком задержались с формированием жизнеспособного синтеза нашей христианской веры с научным мировоззрением, которое мы всецело разделяем" 48). Согласно известному протестантскому теологу ХХ века Паулю Тиллиху, который писал о пост-религиозной вере, в структуре секулярного сознания таятся религиозные элементы, к которым он относил желание освободиться от авторитарной зависимости, жажду справедливости, научную честность, стремление к более полному развитию человечества и надежду на прогрессивное преобразование общества. "Наступление секуляризма на все современные религии, - пишет Тиллих, - возможно, имеет не только негативный характер. Если христианство отрицает себя как религию [т.е. считает себя верой - В.С.], то и секуляризм можно понять в новом смысле, а именно как косвенный путь, который избирает история, чтобы привести человечество к религиозному единству, а если включить сюда квазирелигии, то и к объединению политическому" 49). Таким образом, по мнению Тиллиха, секуляризация значительной части современного человечества может стать путем к их религиозной трансформации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1) Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1, с.100.

2) Там же, с.168.

3) Серж Московичи: Машина, творящая богов. М., Издательство "КСП+", 1998, с.209.

4) Я.Я. Вейш: Аналитическая философия и религиозная апологетика. Рига, "Зинанте", 1989, с.132.

5) К. Лоренц: Восемь смертных грехов цивилизованного человечества, в кн.: Оборотная сторона зеркала, М., издательство "Республика", 1998, с.17.

6) А.М. Руткевич: Психоанализ. М., "Форум". 1997, с.105.

7) См. С.Н. Табачникова: Работы и идеи Фуко второй половины 70-80-х годов ХХ века. В кн.: История философии. Запад-Россия-Восток, книга четвертая, М., 1999, с.321.

8) Относительно проблемы "научности" психоанализа, см.: В.В. Старовойтов. Современный психоанализ: интеграция субъект-объектного и субъект-субъектного подходов. М., 2004, с.36-45.

9) Э. Джонс. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1997, с.259.

10) К.Р. Поппер. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002, с.45.

11) См. Пауль Тиллих. Избранное. Теология культуры. М., 1995, с.214.

12) Э. Джонс. Цит.соч., с.117.

13) Зигмунд Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992, с.76.

14) Там же, с.53.

15) Там же, с.63.

16) Там же, с.86.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На нравственном начале в человеке как главном условии сохранения им своей личности
Психоанализ

сайт копирайтеров Евгений