Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

 

Социальная структура придает нашему группово му опыту целенаправленность и организованность. Бла годаря социальной структуре мы связываем в своем сознании определенные факты нашего опыта, называя их, например, «семья», «суд», «квартал» (в смысле района проживания). Точно так же семья, система пра воохранительных органов, армия, коммерческая ком пания, религиозная община — это социальные струк туры. Таким образом, социальная структура предпо лагает наличие постоянных и упорядоченных взаимо связей между членами группы или общества. Соци альная структура дает ощущение того, что жизнь орга низована и стабильна.

Социологи рассматривают социальную структуру как социальный факт в дюркгеймовском понимании. Мы воспринимаем социальный факт как нечто суще ствующее вне нас, как независимую реальность, со ставляющую часть нашего окружения. Следовательно, социальные структуры ограничивают наше поведение и направляют наши действия в определенное русло.

Понятие «социальной структуры» выражает идею, что люди формируют социальные отношения, которые не произвольны и случайны, но обладают некоторой ре гулярностью и постоянством. Социальная жизнь не аморфна, но дифференцирована на социальные груп пы, позиции и институты, которые взаимозависимы или функционально взаимосвязаны. Взаимосвязанные характеристики человеческих групп, хотя и образуются социальными действиями индивидуумов, не являются прямым следствием их желаний и намерений; напро тив, индивидуальные предпочтения формируются и ог раничиваются социальной средой. Иными словами, понятие социальной структуры подразумевает, что люди не полностью свободны и автономны в выборе своих действий, но ограничены социальным миром, в котором они живут, и социальными отношениями, в которые они вступают друг с другом.

Под социальной структурой понимаются устойчивые, упорядоченные отношения между элементами (частя ми) общества. Но что же считать такими «элемента ми»? По мнению одних социологов, это группы людей, по мнению других — социальные роли, чаще всего — социальные институты как организующие, упорядочи вающие модели социального поведения. Функционали сты уточняют, что социальные структуры — это функ циональные отношения между социальными институ тами, которые являются базовыми предпосылками су ществования общества.

Обобщая высказанное, можно сказать, что соци альная структура охватывает весь комплекс отноше ний, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного уровня. В качестве ее элементов выступают социальные инсти туты, социальные группы и общности разных типов; базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности.

Необходимо учитывать особенности формирования и развития социальных структур конкретных обществ как целостностей, в рамках которых и происходит вос производство материальных средств существования и самого человека. В этом смысле подобные целостности называются «социальными организмами», поскольку их основной функцией является обеспечение необходимых условий для воспроизводства средств существования и самовоспроизводства людей. В число таких условий входят: единство территории, единство экономического и правового пространства, общность языка (или нали чие языка, служащего, наряду с другими, средством общения), единство социальных норм, стереотипов и ценностей, позволяющих группам людей вступать в устойчивые формы взаимодействия, и т.д.

Подобными социальными организмами в современном обществе следует, видимо, признать национально- государственные общности с их правовыми система ми. Эти общности осуществляют нормативно-правовую регуляцию взаимоотношений и взаимосвязей классов, социальных ролей, институтов и групп. Их важнейшей функцией является интеграция социума в единую це лостность, в рамках которой осуществляются соци альные взаимодействия и процессы.

Нормативные структуры. В обществе имеются нор мативные структуры, оказывающие влияние на пове дение индивидов. Различные действующие в обществе нормы существуют не независимо друг от друга, но во взаимосвязи. Так, во-первых, существуют различные по содержанию приоритетные правила (чаще всего, правовые), которые вступают в силу, когда в опреде ленной ситуации возникает конфликт норм. Соответ ственно, вполне обоснованные, а следовательно, неслу чайные идеальные отношения между нормами называ ют «нормативными структурами». Можно было бы рассматривать существующие нормативные структу ры (или «структурированные нормы») как часть соци альной действительности, то есть также как часть «со циальной структуры».

К социальной действительности относятся и формы руководящего действиями сознания. Под «норматив ными структурами» подразумевают структурирован ные содержания сознания, которыми люди обменива ются в процессе коммуникации в обществе и которые транслируются традицией, тем самым приобретая со циальную значимость. Они влияют на действия, но им не тождественны. Взаимосвязь поступков отнюдь не является только результатом действия нормативных установок. На поступки оказывают влияние многие случайные факторы; кроме того, здесь действуют и другие закономерности, которые не определяются дей ствующими нормами.

Итак, в обществе постоянно сосуществуют структурные элементы нормативного и ненормативного ха рактера. Это необходимо учитывать, ибо исходя из структурно-функциональной теории легко прийти к зак лючению, что можно рассматривать социальную сис тему, поскольку она является «системой», а следова тельно, обнаруживает регулярность, как систему норм, а события, которые в нее не укладываются, расценить как «отклонения». Последние в теоретическом отноше нии приобретают тогда второстепенное значение.

5.2. Социальные нормы

Нормы существуют в любом обществе. Это чисто человеческое явление. Только у людей действия и поступки оцениваются с точки зрения соответствия нор мам. Поведение животных регулируется иначе.

В обществе нормы играют чрезвычайно важную роль. Они служат не только для реализации определенных желательных состояний, а способствуют формированию всеобщих ожиданий в отношении индивидуального поведения. Благодаря нормам последнее становится в зна чительной степени предсказуемым для других и про считываемым. Если бы мы в той или иной степени не могли предвидеть поведения других людей, мы сами не могли бы действовать.

Социальные нормы — это всеобщие постоянно дей ствующие предписания, регламентирующие челове ческое поведение, которые прямо или косвенно ориен тируют индивидов на распространенные в данном обществе ценностные представления и предполага ют их практическую реализацию. Нормы призваны регулировать поведение людей в различных ситуа циях. Они формируют социальные ожидания по от ношению к индивидуальному поведению каждого чле на общества и поддерживаются санкциями. Нормы всегда связаны с ценностными представлениями, су ществующими в сознании людей. Речь идет не о личных, субъективных ценностных представлениях, а о таких, которые имеют всеобщее значение в обществе ил и социальной группе. Такие представления восприни маются индивидом как нечто объективно существующее независимо от воли конкретных людей.

Несмотря на то, что нормативная регуляция челове ческого поведения никогда не может приблизиться к инстинктивной регуляции животного существования хотя бы только потому, что она создана человеком и имеет «искусственный» характер, тем не менее в боль шинстве случаев она в состоянии обеспечить управление и стабильность большей части человеческого по ведения. Здесь мы подходим к вопросу: каким образом возникает сам социальный порядок?

Социальный порядок создается индивидами и группами в процессе постоянного взаимодействия на осно ве экстернализации раннее усвоенных социальных и правовых норм. П. Бергер и Т. Лукман почеркивают, «что экстернализация как таковая есть антропологическая необходимость. Человеческое существование невозможно в закрытой сфере внутреннего бездейст вия. Человек должен непрерывно экстернализироватъ себя в деятельности. Эта антропологическая необходи мость коренится в биологическом аппарате человека. Внутренняя нестабильность человеческого существования вынуждает его к тому, чтобы человек сам обеспечивал стабильное окружение для своего поведения. Человек должен сам классифицировать свои влечения и управлять ими. Эти биологические факты выступают в качестве необходимых предпосылок создания соци ального порядка» 1 .

 

1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. С. 89.

Нормы касаются поступков, поступки совершаются в ситуациях, но в общем-то нормы выходят за пределы этой ситуации. Действие сохраняет свой смысл благо даря прогнозированию будущей ситуации и исходит из событий и ориентации, которые были пережиты в про шлом и имеют отношение к настоящему. Нормы действуют в ситуации лицом-к-лицу, но могут существовать и самостоятельно. Корни гипостазирования нор мы — в ее символических и коммуникативных функци ях, в способности передавать императивные сообще ния, которые непосредственно не связаны с индивидом, с его наличным бытием. Это свойство присуще не толь ко нормам, но и другим знаковым системам, однако обобщенно-абстрактный характер нормы делает ее зна чительно более отдаленной от ситуации лицом-к-лицу. Правовые, религиозные, моральные нормы содержат регуляцию и тех ситуаций, которые мы лично никогда не переживали и не будем переживать непосредствен но. Так что нормативные системы становятся объек тивным хранилищем огромного разнообразия накоплен ных ситуаций, жизненного опыта, которые можно со хранить во времени и передать последующим по колениям.

Как символическая система, норма объективна. Мы сталкиваемся с ней как с внешней по отношению к нам фактичностью, и она оказывает на нас принуждающее влияние. Норма подчиняет нас своим структурам. Она предоставляет готовую возможность непрерывной иде альной типизации нашего возрастающего опыта. Ина че говоря, норма так широка и гибка, что позволяет типизировать огромное множество ситуаций на протя жении всей нашей жизни. Типизируя наши жизненные ситуации и опыт, она позволяет распределить их по более широким категориям, в контексте которых они приобретают значение не только для нас, но и для других людей. В той мере, в какой норма типизирует опыт, она делает его анонимным, так как опыт, подвергший ся типизации, в принципе может быть воспроизведен любым, кто попадает в рассматриваемую категорию. Например, у меня ссора и развод с женой. Этот конк ретный и субъективно уникальный опыт с помощью нормативно-правовых структур типизируется в кате горию «развода». Такая типизация приобретает смысл для меня, для других и, вероятно, для моей жены, но при этом остается анонимной. Не только я, но любой (точнее, любой из категории «муж») может иметь «раз вод». Так что мой биографический опыт теперь классифицирован и в силу этого становится для меня как бы еще более объективно и субъективно реальным.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Поэтому с социальной точки зрения право гораздо важ нее нравственности
1 руссо ж ж об общественном договоре государства общество
Таких понятий
Для обозначения специфически деструктив ных форм поведения
И личность подсудимого личность преступника

сайт копирайтеров Евгений