Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

1 Руссо Ж--Ж- Об общественном договоре, или Принципы политического права //Трактаты. М., 1969. С. 160.

Идея общественного договора господствовала в английской и французской критической философии XVIII века. Ее основой, с одной стороны, была предпо сылка не связанного с аристократическим строем и естественного, развивающегося по собственным зако нам порядка, который только и может создать государство, а с другой стороны, растущее осознание того, что история, а тем самым социальное и политическое уст ройство, не даны божьим соизволением и, следователь но, являются не «священным порядком», а делом рук человеческих и потому могут и должны быть изменены человеком, если человечество реализует заложенные в них возможности прогресса.

Дж. Локк разработал теорию «естественных прав», к которым он прежде всего относил право человека на жизнь, свободу и собственность. Джон Миллар, Адам Смит и Адам Фергюсон, основатели шотландской шко- г лы моральной философии, рассматривали развитие «гражданского общества» ( civil society ) в рамках естественной истории человечества, которая осуществляется поэтапно. Однако прогресс общества зависит от развития разделения труда и отношений собственности и потому может быть замедлен или ускорен вмешательством государства. Государство же должно руководствоваться принципами социальной полезности, которая соразмерна степени уравнивания сословий и равенству прав всех людей.

Политика laisser faire , или, как выражается А. Смит, естественной свободы, прямо вытекает из его взглядов на человека и общество. Если экономическая деятельность каждого человека ведет в конечном счете к благу общества, то ясно, что эту деятельность не надо ничем стеснять.

В отличие от Англии, во Франции более сильной была тенденция решать социальные проблемы и проблемы экономического развития путем рационального регу лирования; основой для этого должна была служить наука. Эту тенденцию можно отметить уже у Монтес кье, особенно в работе «О духе законов», представляющей большую ценность для социологии. Понятие зако на было основным для Монтескье: «Законы в самом широком значении этого слова суть необходимые отно шения, вытекающие из природы вещей; в этом смысле все, что существует, имеет свои законы: они есть и у божества, и у мира материального, и у существ сверх человеческого разума, и у животных, и у человека». 1 Хотя все люди подчиняются естественным законам, последние являются лишь исходными условиями, формирование которых в обществе происходит с помощью законов, созданных человеческим разумом. У Монтес кье появляется та напряженность между природой и разумом, которая столь существенна для французской концепции общества.

Наиболее впечатляюще идею государства как воп лощения разума развил Г.В.Ф. Гегель. Государство ре ализует идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. «... Государство, — пишет Гегель, — это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю». 2 Гегель видел в государстве как абстрактном принципе субъект истории, который конкретизируется в ее объекте, обществе. Государство заботится о примирении отдель ных интересов, которые существуют в обществе. Одна ко эта новая идея государства имеет мало общего с реальным старым государством, династическим госу дарством и его реальностью. Это, скорее, то рациональ ное, цивилизаторское образование, которое Просвеще ние представляло себе как дополнение и регулятор экономически обоснованного общественного порядка. Об щество в Пруссии воспринималось как принцип, ме шающий идеальному действию рационального государ ства, а позднее, после реставрации всевластного государства идентифицировалось с сомнительной капита листической рыночной экономикой.

1 Монтескье Щ. О духе законов. С. 163.

2 Гегель Г.В.Ф. Философия права. М, 1990. С. 284.

 

Лоренц фон Штейн рассматривал отношения госу дарства и общества как антиномическое движение всего человеческого сообщества. Государство не может реально осуществлять управление, поскольку общество как совокупность отношений отдельных людей опреде ляется стремлением каждого человека приобрести те средства, которые поставили бы других в зависимость от него. Интерес, нацеленный на приобретение, обла дание и зависимость, является принципом общества. Принципы государства и общества находятся в явном противоречии. Однако это противоречие господствует и определяется законами движения человеческого сообщества.

В этих концепциях основных принципов разума и природы, государства и общества отражается не что иное, как либеральная идея государства и историчес кая реальность «гражданского общества».

Либерализм XIX века, так же как и Просвещение XVIII века, является идейной основой современного по нятия общества. Автономия экономического общества от государства базируется при этом на свободе каждо го, которая, однако, как бы сама собой способствует всеобщему благу.

Гражданское общество в XIX веке все в большей степени обусловливается формами собственности и ог раничивает политическое участие слоем имущих. В этом смысле Карл Маркс говорит о «буржуазном государ стве» как о государстве, в котором господствует один класс. Общество стало социальным порядком, опира ющимся на обычаи, традиции и интересы «третьего сословия». Выделение рыночной системы из социальной структуры Карл Поланьи считает показательным для «открытия» общества, но в то же время и для возник новения социального вопроса: «Пауперизм, нацио нальная экономика и открытие общества были тесно переплетены друг с другом». 1

Таким образом, социально-философские представления о гражданском обществе связаны с его пониманием как разновидности общества как такового. Дей ствительно, с философской точки зрения, понятие «об щество» соотносится по содержанию с понятием «граж данское общество» как общее и частное.

В рамках социально-философского анализа граж данское общество определяется как целостная совокуп ность неполитических, духовных и экономических отно шений в обществе; сфера жизнедеятельности людей, характеризующаяся спонтанной самореализацией прав и свобод индивидов, гарантируемых законом.

Способность к саморегуляции, или гомеостазис, яв ляется главной особенностью гражданского общества. Гомеостазис определяется как тип динамического рав новесия, характерный для сложных саморегулирующих ся систем и состоящий в поддержании существенно важных для сохранения системы параметров и функ ций в допустимых пределах. Основой данной способно сти выступает умение сложных систем противостоять воздействиям со стороны внешней среды за счет авто номности и стабильности их внутренней организации. 2

1 PolanyiK. The Great Transformation. Wien. 1977. P . 114.

2 Новейший философский словарь. Минск, 1998. С. 177.

 

Механизм саморегуляции гражданского общества как системы основывается на прямых и обратных свя зях и позволяет ему противостоять воздействию извне (со стороны государства) и перестраиваться в целях самосохранения. Опираясь на теорию систем, которая различает отрицательную и положительную обратную связь, необходимо подчеркнуть, что в гражданском обществе положительная обратная связь, когда резуль таты процесса усиливают его действие, становится до минирующей, постоянной. Она приводит к ускоренно му развитию различных процессов, техническим и со циальным инновациям. Первым и главным механизмом этого типа обратной связи стал мировой и национальный рынок, причем не рынок обмена потребительскими стои мостями, как это было в античности, а рынок меновых стоимостей. Товарный обмен и рынок рассчитаны на са мовозрастание, тем самым их гомеостазис (равновес ность) становится все более относительным, а изменение абсолютным. Очевидно, под напором этой нестабильно сти, этой объективной и от воли людей не зависящей экономической регуляции разрушилось в свое время аб солютистское государство и олигархическое общество.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Касьянов В., Нечипуренко В. Социология права права 9 общества
Институционализация процесс
Касьянов В., Нечипуренко В. Социология права права 13 соглашения
Религиозные нормы поведенческие стандарты
В формировании нового понимания права на основе понятия интересов

сайт копирайтеров Евгений