Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

19. Законной же причиной отпущения на волю будет, например, тот случай, когда в присутствии совета отпускает кто-либо на волю родного сына или дочь, брата или сестру, питомца или воспитателя или раба, для того чтобы иметь в его лице поверенного, или когда кто-либо отпускает на волю рабыню для вступления с нею в брак,

О собрании совета.

20.   Что касается совета, то он состоит в городе Риме из пяти сенаторов и пяти совершеннолетних римских всадников, в провинциях же из двадцати рекуператоров (третейских судей), римских граждан; это собрание бывает в последний день судебных заседаний, в Риме же отпускаются рабы на волю в присутствии совета в определенные дни. Впрочем рабы, старшие тридцати лет, обыкновенно отпускаются на волю в каждое время, так что они получают свободу даже по дороге (мимоходом) например, когда претор или прокунсул идут в баню или в театр.

21. Кроме того, раб моложе 30 лет, будучи отпущен на волю, может сделаться римским гражданином в том случае, когда он в завещании получает свободу и назначается наследником своего господина, несостоятельного должника, если только другой раб не становится прежде наследником с признанием свободы или кто-нибудь другой в силу сего завещания. Это определяет  тот же самый закон Элия Сенция. То же самое постановление применяет Прокул, из уважения к свободе и относительно того раба, которого господин назначил наследником без свободы.

21а. Так как по закону Элия Сенция только тот невольник делается римски гражданином, который перед всеми другими установлен был наследником, то решено, что, если кто-нибудь сделал свободными и назначил наследниками детей, рожденных от собственной рабыни, то все-таки дети эти останутся рабами, потому что из его определения нельзя с точностью заключить, кто из них прежде всего назначен наследником; притом убыток нескольких рабов из имущества во вред кредиторам не может иметь места;наконец, по дополнительным постановлениям сената, последовавшим за законом Фуфия Каниния, должник наперед лишался возможности подрывать такою уловкою значение этого закона.

21Ь  По квиритскому праву мы приобретаем в собственность раба не на основании только того, что мы покупаем его за наши деньги, но законное приобретение раба связано еще с дальнейшими условиями, так как существуют тоже некоторые незаконные способы приобретения: и так вещи, которые отчуждаются посредством передачи, хотя и принадлежат к разряду res mancipi, но все-таки не приобретаются ни в силу манципации, ни посредством мнимой виндикации, ни на основании давности, а считаются только бонитарною собственностью приобретателя.

22  Латином делается по закону Элия Сенция раб, моложе 30 лет, если он в завещании объявляется свободным, хотя сам закон Элия Сенция не делал его еще латином. Равным образом латином считается тот, кто, достигшие 30-летнего возраста, отпущен был на волю тем господином, который владел рабом на праве преторской собственности, хотя бы отпущение на волю производилось по квиритскому праву; точно также латином делается тот, кто между друзьями получил свободу, если нет какого-нибудь другого препятствия, которое могло бы помешать приобретению свободы. Все выше упомянутые лица прежде считались свободными, потому что претор защищал их свободу, хотя они по квиритскому праву были рабами; теперь же, отпущенные на волю, при указанных выше обстоятельствах.они в самом деле свободны и называются Latini Juniani латинами потому, что образовались по образцу латинян наз. coloniarii; юнианскими потому, что приобрели свободу на основании закона Юния, между тем как прежде они казались рабами.

23   Однако Юниев закон не позволяет им ни самим составлять завещаний, ни приобретать по завещанию, ни назначать их в завещании опекунами.

24   Ежели мы сказали, что они не могутъ приобретать по завещанию, то это следует так понимать, что они не могут непосредственно получать ни наследства, ни отказа. Впрочем они могут приобретать посредством фидеикоммисса.

25   Те же, которые причисляются к покоренным, никоим образом не могут ничего приобретать по завещанию, как каждый иностранец; и по мнению большинства юристов они не могут также составлять завещания.

26   Таким образом свобода тех, которые поступили в число покоренных, самая незавидная; никакой закон, никакое сенатское постановление, никакой императорский указ не дает им прав римского гражданства.

27   Они даже не могут оставаться в Риме или в округ его на сто миль, под страхом публичной продажи их самих вместе с имуществом, с тем условием чтобы не исполняли рабских обязанностей ни в Риме, ни в его округе на сто миль и чтобы никогда не получали свободы. А если бы они были отпущены на волю, то они опять делаются рабами римского народа. Так это выражено в закони Элия Сенция.

О способах приобретения латинами римского гражданства.

28.   Латиняне приобретают права римского гражданства многими способами.

29.   И так уже по закону Элия Сенция рабы, отпущенные на волю в возрасте, меньшем тридцати лет, и сделавшиеся латинскими гражданами, приобретают римское гражданство, после того как они женятся или на римских гражданках, или на латынянках, поселившихся в колониях, или на женщине того же состояния какого они сами, и засвидетельствуют брак в присутствии совершеннолетних римских граждан, в числе, не меньшем семи, и после того как сыну, которого они приживут, будет год. По упомянутому закону такой латин имеет право обращаться к претору, а в провинциях к наместнику, и доказать, что он, латин, женат по закону Элия Сенция, и что у него от жены годовалый сын и, если претор или наместник заявят, что дело доказано, то и сам латин, и жена его, если она того же состояния, что и муж, и их сын, если и он того же состояния, признаются согласно приказу римскими гражданами

Мы прибавили к последнему выражению "если и он (сын) того же состояния", потому что дитя римской гражданки, жены латина рождается в силу нового сенатского постановления, которое издано по почину блаженной памяти Адриана, римским гражданином. )  Хотя право получить римское гражданство имели по закону Элия Сенцпя только те, которые сделались латинами, будучи отпущены на волю не достигнув 30-тилетнего возраста, однако впоследствии в силу сенатского постановленя, изданного во время консульства Пегаса и Пузиона, это право предоставлено было и тем, которые, будучи отпущены на волю в возрасте старшем тридцати лет, сделались латинами.  Впрочем, если бы латин и умер раньше, нежели доказал для годовалого ребенка право римского гражданства, то и мать может защищать дело сына, и в таком случае она получает римское гражданство; сын, как рожденный в законном браке, становится преемником отцовского наследства в качестве как бы postum'a, т.е. родившегося как бы после смерти отца. Если же родители умерли, то сын, для которого важно получить вместе с римским гражданством и наследство, может сам предъявлять свои права, но так, чтобы опекун несовершеннолетнего доказывал и вел дело.

32а  Все, что сказано здесь о ребенке мужского пола, имеет силу и в отношении ребенка женского пола.

32b  Если раб становится бонитарною собственностью одного господина и квиритскою другого, то один из них может дать начало освобождению его, а другой дополнить таковое посредством вторичного отпущения на волю.

32с  Кроме того, латин может приобретать квиритское право, если построил морской корабль, вмещающий не менее десяти тысяч мер хлеба в зерне, или если постарается приобрести другие корабли, или же если тот же самый корабль или другой, представленный вместо потонувшего будет шесть лет доставлять хлеб в Рим; это постановляется на основании эдикта блаженной памяти Клавдия.

33   Кроме того эдиктом Нерона постановляется, чтобы латинянин получал квиритское право, когда будет иметь имущество, перешедшее по наследству от отца, ценностью в 10,000 сестерций и коль скоро построит в Риме дом, на который он израсходует не менее половины имущества, перешедшего от отца.

34   Наконец Траян постановил, чтобы латину предоставлять квиритское право, если он содержал в Риме в течение трех лет мельницу, выработы-вавшую ежедневно не менее 100 мер хлеба.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Властью народа
Самый акт освобождения совешается следующим образом отец продает сына кому либо как бы в кабалу
Становится прежде наследником с признанием свободы
Институции Гая истории права 4 наследство

сайт копирайтеров Евгений