Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

36   Не всякий желающий может отпускать раба на волю.

37   Отпущение раба на волю во вред кредиторам или патрону, не имеет значения, так как закон Элия Сенция уничтожает свободу.

38   Точно также по тому же самому закону господин, которому менее двадцати лет, только тогда может отпускать на волю, когда отпущение совершается посредством суда, и когда законное основание отпущения доказано перед советом.

39   Законным же основанием отпущения на волю считается, например, когда кто отпускает на волю отца, или мать,или воспитателя, или молочного брата. Однако и те причины, которые мы исчислили выше при освобождении раба, не достигшего тридцатилетнего возраста, могут быть отнесены тоже к настоящему случаю. С другой стороны основания, изложенные по отношению к господину, которому менее 20 лет, можно отнести тоже к рабу, которому не менее 30-ти лет.

40   Так как законом Элия Сенция для господ, которым менее 20 лет, установлены известные пределы и ограничения при отпущении на волю, то отсюда следует, что достигший 14-летнего возраста, хотя и может составлять завещание, назначать себе в нем наследника и установлять отказы, но не может предоставлять рабу свободы, не достигши 20 лет.

41    Если бы господин, которому меньше 20 лет, захотел сделать раба только латином, то он тем не менее должен исходатайствовать одобрение со стороны совета и затем отпустить раба на волю между друзьями.

Кроме того закон Фуфия Каниния установил: известные пределы при отпущении рабов на волю по завещательному объявлению. И так, тому, у кого более двух и не более десяти рабов, дозволяется отпускать на волю половину этого числа; тому же, у кого будет более 10 и не более тридцати рабов, дозволяется отпускать на волю не более трети. Имеющий опять от 30 до 100 рабов, может по усмотрению отпустить на волю четвертую часть рабов. Накониц тому, кто располагает от ста до пятисот рабами, дозволяется освободить пятую часть рабов. Большее число не принимается в рассчет, но закон предписывает, чтобы никто не имел права отпускать на волю более сотни, а если кто имеет всего только одного двух рабов, то закон по отношению к нему ничего не определяет, и вследствие этого ему предоставляется возможность отпускать по усмотрению на волю.

44.  Упомянутый закон не относится вообще и к тем, которые отпускают на волю не завещательным объявлением. Посему те, которые отпускают рабов на волю посредством суда, или занесением в цензорский список, или в присутствии друзей, могут освобождать всех своих рабов, конечно, если освобождению не препятствует какая-нибудь другая причина,

45.    Сказанное нами о числе рабов, отпускаемых по завещанию, следует понимать в том смысле, что из того числа, из которого может быть освобождена| половина, третья, четвертая или пятая часть, дозволено во всяком случае отпускать на волю столько, сколько дозволялось и из предшествующего числа. Это предусмотрено и самим законом, ибо было бы нелепо, если бы из десяти рабов можно было освободить 5 рабов, так как господину дозволяется отпускать до половины этого числа, а располагающий, например, 12 рабами мог бы освобождать только четырех. Но тем, у которых больше 10 и не больше 30 рабов, можно во всяком случае отпускать на волю тоже пять рабов, подобно тому, кто владеет десятью.

Если рабам, перечисленным в завещании без известного порядка, дана будет свобода, то никто не будет свободен, так как нет определенной очереди отпущения на волю, да и закон Фуфия Каниния отменил и уничтожил все то, что совершено во вред и ущерб его; существуют даже особые сенатские постановления, которые делают недействительным все то, что было придумано для обхода этого закона.   Вообще следует знать, что на основании закона Элия Сенция рабы, отпускаемые на волю во вред и для обмана верителей, не получают свободы;то же самое относится и к иностранцам, потому что так порешил сенат по приказанию императора Адриана. Остальные определения этого закона не касаются иностранцев.

48. Следует другое деление в праве лиц. Именно, одни лица самовласт-, другие подчинены чужому праву.

49   Из-подвластных опять одни находятся под властью отца, другие под властью мужа, третьи в кабальной зависимости от другого.

50   Рассмотрим сперва тех, которые подчинены чужому праву, потому что, если мы узнаем, что это за лица, то вместе с тем поймем, какие лица самовластны.

51    Сперва разберем тех, которые находятся под властью другого.

52   Итак под властью господ состоят рабы; эта власть над рабами есть институт общенародного права; ибо у всех вообще народов мы можем заметить, что господа имеют над рабами право жизни и смерти и что все, что приобретается рабом, приобретается господину.

53   Но в настоящее время никому из-подданных римского народа не дозволяется чрезмерно жестоко поступать с своими рабами без законной причины. Именно по постановлению императора Антонина Благочестивого тот, кто без причины убьет своего раба, подвергается не меньшей ответст­венности, чем тот, кто убил чужого раба. И даже излишняя суровость господ обуздывается указом того же императора. Ибо Антонин, получив запрос от некоторых наместников провинций, как поступать с теми рабами, которые ищут убежища в храмах или у статуй императоров, предписал: в случае если бы жестокость господ показалась невыносимою, их нужно принуждать продать своих рабов в другие руки. И то, и другое по справедливости, так как мы не должны злоупотреблять предоставленным нам правом. На том же основании расточителям воспрещено управлять своим имуществом.

54   Впрочем, так как римские граждане имеют двоякую собственность (ибо раб считает собственностью каждого или по преторскому, или по квиритскому праву, или по тому и другому вместе), то мы будем считать раба только тогда под властью господина, когда он принадлежит ему по преторскому праву, хотя бы в тоже время господин и не обладал по отношению к нему квиритским правом; ибо тот, кто только по квиритскому праву есть собственник раба, не считается полным его господином.

55   Равным образом под нашею властью состоят наши дети, рожденные в законном браке; право это есть особенность (исключительное достояние) римских граждан, ибо нет почти других народов, которые имели бы над детьми такую власть, какую мы имеем. Это и высказал император Адриан в своем эдикте, объявленном тем, которые ходатайствовали о признании римского гражданства за ними и их детьми; я впрочем хорошо знаю, что народ Галатов верит, что дети их находятся во власти своих родителей.

56   Римские граждане тогда вступают в законный и действительный брак и имеют над родившимися у них детьми власть, когда они женаты на римских гражданках, или даже латинках и иностранках, с которыми существовало jus connubii (т.е. признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями); а так как connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делаются римскими гражданами, но состоят также во власти отца.

57. Вследствие этого и некоторым ветеранам предоставляется императорскими указами право вступать в брак с теми латинянками или иностранками, на которых женились после отставки от военной службы, и дети, рожденные от этого брака, делаются римскими гражданами и состоят под отцовской властью.

58. Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключать настоящего  брака.

58а.С другой стороны, и не на всякой свободной женщине позволено нам жениться; ибо от брака с некоторыми женщинами надлежит воздержаться.

59.В самом деле, браки не могуть быть заключаемы между теми лицами, которые состоят в родственной связи, и не обладают jus connubii, как наример между отцом и дочерью, между сыном и матерью, или дедом и внучкой; и если такие лица соединятся, то брак, ими заключенный, счита-естся преступным и кровосмесительным. И это так строго наблюдается, что, хотя бы они стали друг к другу в отношении восходящих и нисходящих чрез усыновление - они не могут сочетаться браком, так что даже по прекращении усыновления существует то же запрещение. Таким образом мы не можем жениться на той, которая в силу усыновления стала нашей дочерью или внучкою, хотя бы мы освободили ее из-под отеческой власти.

60. Нечто подобное, хотя не в столь большой степени, наблюдается между теми лицами, кои соединены узами бокового родства.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Принадлежат к категории вещей человеческого права
E другому до принятия наследства
Рассмотрим каждую группу отдельно сперва поговорим о покоренных с оружием в руках юристов провинциях
Находятся под властью другого

сайт копирайтеров Евгений