Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

90.Следовательно, если какая-нибудь беременная римская гражданка будет изгнана из пределов отечества, и, сделавшись таким образом иностранкою, родит, то многие думают, что дитя признавалось римским гражданином, если она зачала в законном браке; если же она зачала к незаконной связи, то от нее рождается иностранец.

91    Равным образом весьма многие полагают, что если какая-либо римская гражданка, будучи беременною, сделается, согласно сенатскому постановлению Клавдия, рабынею вследствие того, что вступила в сношения с чужим рабом против воли и запрета его господина, то от нее рождается римский гражданин, если только он был зачат в законном браке; если же он зачат в незаконной связи, то рождается рабом того, чьей рабынею сделалась мать.

92   Точно также, если иностранка зачнет в незаконной связи и затем, сделавшись римскою гражданкою, родит, то она рождает римского гражданина; если же она вступила в сношения с иностранцем и от него зачала согласно законам и обычаям иностранцев, то по сенатскому постановлению. изданному по почину б. Адриана, рождается римский гражданин, если и его отец приобрел права римского гражданина.

93    Если чужеземец получит для себя и для своих детей права римского гражданства, то сыновья будут под его властью только в том случае, если император подчинит их власти родителя, что он делает лишь тогда, когда после исследования дела такое подчинение окажется выгодным для сыновей. Добросовестнее и подробнее император рассматривает вопрос относи­тельно лиц малолетних и отсутствующих. Все это постановляется на основании эдикта блаженного Адриана.

94   Точно также, если кто-либо вместе с беременною женою приобретет римское гражданство, то, хотя тот, кто рождается, и будет, как выше сказано, римский гражданин, но он все-таки не переходит под власть отца. И это постановлено рескриптом блаженной памяти Адриана. Посему тот, кто знает, что у него жена беременна, должен в то время, когда испрашивает у императора для себя и для жены римское гражданство, вместе с тем у него же ходатайствовать, чтобы иметь под властью будущего ребенка.

95   Другое положение тех, которые по латинскому праву приобретают права римского гражданства вместе с детьми, ибо дети их будут под отцовскою властью.

96   Право это предоставлено было некоторым иноземным общинам, которые пользовались латинским правом большого объема, ибо есть различие между латинским правом больших размеров и меньших; первая форма juris Latii бывает тогда, когда приобретают права римского гражданства как те, которые отправляют высшие должности, так и их родители, дети и жены; вторая имеет место тогда, когда приобретают римское гражданство только те, которые исполняют общественную или почетную должность. И это постановлено на основании многих императорских рескриптов.

97   Однако ж, не только родные дети, согласно тому, что мы сказали, состоят во власти нашей, но и те, коих мы усыновляем.

98   Акт же усыновления совершается двумя способами: или властью народа, или по приказу высшего сановника, например претора.

99.   Властью народа можно усыновлять тех, которые пользуются правовой незасимостью; этот вид усыновления называется arrogatio, потому что того, кто усыновляет, спрашивают, желает ли он того, кого намерен усыновить, считать законным сыном, и того, кто усыновляется, спрашива-ют, желает ли он этому подвергнуться; спрашивается и народ, одобряет ли он усыновление. Властью сановника усыновляем тех, которые состоят под отеческою властью, все равно, занимают ли они первую степень нисходящих, каковы сын и дочь, или дальнейшую, каковы внук и внучка, правнук и правнучкка.

100.  Первый вид усыновления, т.е. совершающийся при помощи народа, может происходить только в Риме, а второй обыкновенно совершается тоже в провинциях в присутствии их наместников.

101.   Равным образом, властью народа не усыновляются женщины (это именно казалось более соответственным). В присутствии же претора (в Риме). А в провинциях перед проконсулом или легатом усыновляются также женщины.

102. Точно также в одних случаях усыновление малолетнего - в присутствии народа воспрещено, а в других дозволено. В наше время рескриптом императора Антонина, изданным на имя понтификов, усыновление дозволяется при известных условиях, если только причина усыновления окажется законною. Но перед претором, а в провинциях перед проконсулом и лега-том мы можем усыновлять всякого, какого бы он ни был возраста.

Оба вида усыновления имеют то общее, что даже те, которые не могут рождать, каковы например скопцы, могут усыновлять..   Женщины же ни в каком случае не могут усыновлять, ибо они и родных детей не имеют в своей власти.

105.  Точно также, если кто-либо усыновит властью народа, или перед претоом, или перед наместником провинции, то он может того же отдать на усыновление другому.

106.  Известный вопрос: может ли младший усыновить старшего - относится одинаково к обоим видам усыновления.

Свойство усыновления, которое совершается властью народа, тако-чго если тот, кто имеет детей в своей власти, отдает себя на усыновлениев другому, то не только сам подчиняется власти усыновителя, но и дети его становятся во власти усыновителя в качестве внуков.  Теперь поговорим о тех лицах, которые находятся под властью мужей; это право свойственно тоже только римским гражданам.   Под властью отца обыкновенно бывают и мужчины и женщины, семейной же власти мужа подчиняются только женщины.

110  Итак некогда этот переход под власть мужа совершался тремя способами: давностью, жертвенным хлебом и куплею.

111   Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою; сделавшись вследствие как-бы годового владения собственностью мужа, она вступала в его семью и занимала место дочери. Поэтому законом XII таблиц постановлено, что если какая-нибудь женщина не захочет таким образом вступить во власть мужа, то она должна ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи сряду и таким образом прерывать ежегодное давностное владение. Но все это право частью уничтожено законодательным путем, частью исчезло вследствие неприменения.

112  Конфареационным образом женщины вступают во власть мужа через некоторого рода священнодействие, которое совершается невестой, и при котором употребляется пшеничный хлеб,- почему этот торжественный обряд брака называется также confarreatio. Сверх того, для укрепления этого правоотношения совершается и делается весьма многое при сопровождении известных торжественных слов и в присутствии 10 свидетелей. Это право даже в настоящее время еще применяется. Именно, в старшие фламины т.е. фламины Дия, Марса и Квирина, точно также в первосвященники назначаются только те, которые родились от брака,заключенного посредством торжественного акта конфареации, потому что без конфареации они даже не могут получить священнической должности.

113  Что касается "купли", то на основании ее женщины вступают во власть мужа путем манципации, т.е. на основании символической продажи; в присутствии не менее 5 свидетелей из совершеннолетних римских граждан, а также весовщика, покупает жену тот, под чью власть она переходит.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

46   равным образом недвижимые имущества в провинциях изъяты были из под действия давностного владения
Между опекуном
Институции Гая истории права

сайт копирайтеров Евгений