Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

2 Ibid

167

В 1947 г. потребление внутри страны стало падать. Оно было намного ниже того, которое требовалось для поддержания промышленности на соответствующем уровне. Время военного бума кончалось. Капиталисты искали путей и средств, чтобы разместить «излишние» товары стоимостью в 20—30 млрд., произведенные американскими рабочими, которые не имели возможности покупать их Капиталисты начали грандиозную кампанию за увеличение экспорта. Но пострадавшие от войны государства мало что могли предложить взамен, а покупательная способность колониальных стран была весьма ограниченной из-за страшной нищеты населения. Некоторые прежде отсталые в промышленном отношении страны создали собственную промышленность и ревниво охраняли свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Таким образом, после войны, несмотря на огромный повсеместный товарный голод, несмотря на усиленную кампанию за расширение экспорта, общая стоимость оплаченного экспорта США (если не принимать во внимание повышения цен) едва превысила уровень наиболее прибыльных довоенных лет.

Контуры надвигающегося кризиса вырисовывались очень явственно. О его огромных масштабах и международных последствиях свидетельствовали сами меры, принятые для его предотвращения. Деловые круги понимали, что через нормальные каналы внешней торговли им удастся сбыть товаров на 8—10 млрд. долл., но этого было бы недостаточно, чтобы предотвратить кризис «перепроизводства». Они потребовали, чтобы правительство использовало миллиардные средства, собранные с налогоплательщиков, на предоставление кредитов зарубежным странам для оплаты ими экспорта из США. Под прикрытием лозунга антикоммунизма около 20 млрд. были первоначально розданы в виде субсидий, займов, оружия и т. д. ; и когда эти деньги иссякли, новые миллиарды должны были быть ассигнованы на поставки по «плану Маршалла».

Однако и это был только паллиатив. Товары были завезены прежде всего в те страны, где требовалось поддержать обанкротившиеся правящие классы. Рост военных расходов привел к еще большей инфляции, к дальнейшему повышению цен, сильнейшей эксплоатации и

168

снижению жизненного уровня американского рабочего класса.

Покупательная способность американского пролетариата еще более сократилась. Для монополистов становился все более острым вопрос о том, как получить миллиардные прибыли, добившись оплаты наличными за товары, производимые их разросшимися предприятиями.

Отсюда отчаянная, истерическая кампания за «спасение мира от коммунизма» — лозунг, придуманный для того, чтобы добиться политического и экономического господства над более слабыми странами и принудить их к покупке все больших количеств американских товаров. В странах с более развитой промышленностью это наступление уже встречало все растущее противодействие местных капиталистов, чьи предприятия оказались под угрозой быть задушенными лавиной американских товаров. К тому же, в связи с частичным восстановлением промышленности в Западной Европе, мировой рынок снова стал ареной конкурентной борьбы. Склады Бельгии и Голландии были завалены товарами, не находившими сбыта. Другие страны оказались в подобном же положении. Американский демпинг и поставки по «плану Маршалла» привели к дальнейшему ухудшению их положения.

В начале 1948 г. индекс вздутых оптовых цех на товары начал, подобно глетчеру, сползать вниз. На фондовых и товарных биржах воцарилась атмосфера неуверенности. Капиталисты, в руках которых скопилось товаров на 40 млрд. долл, начали впадать в панику. Экспорт также сокращался из месяца в месяц. Оптимизм бизнесменов сразу же сменился пессимизмом. Экономисты мрачно предсказывали неминуемый крах.

К. Ф. Хьюджес, экономический обозреватель «Нью-Йорк таймс», сообщал 9 мая 1948 г, что «с апреля 1947 г. производство начало затухать, а оптовые цены пошли на снижение. Промышленный индекс Федерального резервного управления показывал снижение со 190 в марте до 176 в июле... Товарные запасы, скопившиеся у производителей, достигли рекордной цифры — 28,9 млрд. долл. Отсюда ясно, что почти все торговые каналы забиты товарами и только использование продукции для нужд обороны может способствовать сохранению устойчивости цен.

169

Дополнительной иллюстрацией создавшейся обстановки может также служить удвоение числа банкротств по сравнению с первым кварталом прошлого года».

„Лучше война, чем кризис

Финансовые и промышленные круги Европы также со страхом наблюдали падение цен в США «Лучше война, чем кризис»,— гласил заголовок одной из статей в журнале «Ви франсэз», финансируемом французскими монополистами. «Европейские деловые круги,— сообщал Гаролд Каллендер,— ожидают, что Вашингтон произведет большие расходы на вооружение, чтобы ликвидировать дефляцию Некоторые полагают даже, что США предпочтут войну новому крупному кризису» 1.

Таким образом, напуганные владельцы инструментальных и машиностроительных предприятий, хозяева трестов добывающей промышленности и заводов тяжелой промышленности поспешили в Вашингтон, чтобы доказать «жалкое состояние» американской национальной обороны и военных сил перед лицом «русской опасности». Рассказы о летающих дисках и тарелках, якобы изобретенных Советским Союзом, наводнили страницы американской прессы. Затем в марте 1948 г. морской министр в кромешной тьме ночи разглядел перископы советских подводных лодок в Тихом океане Газеты начали публиковать «письма в редакцию» от людей, выведенных из равновесия «ужасом перед коммунизмом» и требовавших немедленно обрушить на Москву атомные бомбы. Демократия и христианская цивилизация, оказывается, были поставлены на карту. Сенаторы и члены палаты представителей вкупе с военными предупреждали о близкой войне. В феврале, марте и апреле 1948 г. военная истерия достигла, казалось, своего апогея.

Капиталистам было сделано «впрыскивание» — с ними были заключены новые миллиардные контракты на поставку вооружения. Удивительно, с какой быстротой стала возрастать «коммунистическая опасность» и параллельно с нею требования монополий о все больших заказах на вооружение. С каждым миллиардом, ассигнован-

1 New York Times, February 19, 1948

170

ным на самолеты, бомбы и винтовки, вопли милитаристов становились все истошнее. В одном только 1949 г. предполагалось израсходовать на вооружение 20 млрд долл.— больше, чем США израсходовали за целое десятилетие 1930—1940 гг, когда Япония и Германия угрожали безопасности Соединенных Штатов и миру во всем мире. Эти грандиозные военные ассигнования в мирное время сразу привели к повышению курсов акций и товарных цен на биржах.

Страх перед грозящим кризисом временно исчез. Прибыли корпораций, в 5 раз превосходившие средний довоенный уровень, поднялись еще выше. К монополистам вновь вернулся оптимизм. Капиталистическая печать открыто призывала к войне и расширению военного производства, чтобы спасти от гибели систему «свободного предпринимательства». «Все опасения по поводу возможности сокращения деловой активности, кажется, исчезли теперь, когда стало известно, что план военной помощи, согласованный с трумэновской программой европейского сотрудничества, будет в числе первых законопроектов представлен на рассмотрение конгресса в январе,— писал орган Уолл-стрита «Баррон'с» 4 октября 1948 г.— До тех пор, пока производство вооружений поддерживает деловую активность, трудно предположить, что нам угрожает падение спроса» 1.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ismnew yo
Рура направлена единственно против якобы имеющегося у советского союза намерения советизировать всю германию
Вывод американских оккупационных войск из германии привел бы к снижению прибылей гигантских
Ни один правящий класс
Именно американские коммунисты хранят великие демократические традиции америки прошлого

сайт копирайтеров Евгений