Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Три основные ступени объединения В.Хальштейн, бывший председатель комиссии ЕС, образно сравнил с трехступенчатой космической ракетой: таможенный союз - первая ступень, экономический - вторая и политический - третья ступень. Полет «Ев-ропы-92» продолжается успешно. Второй этап - экономический союз, включающий согласование политики по вопросам производства, занятости, налогообложения, заработной платы, социального обеспечения и т.д. - начал свой разбег с 1 января 1993 г . Он должен подготовить почву для таких политических институтов, которые возьмут на себя роль «ядра европейского правительства». Ж.Делор, председатель комиссии ЕС, надеется, что эта идея найдет свое практическое воплощение в течение ближайших десяти лет.

Обращает на себя внимание следующее обстоятельство: к каким бы теоретическим школам и группам по вопросам интеграции не принадлежали те или иные авторы, все они признают первенство экономических факторов, первоочередность закладки экономического фундамента в строительство общеевропейского дома.

Некоторые теоретики, принадлежащие к неофункциональной школе интеграции, предложили в начале 60-х гг. модернизированную трактовку взаимодействия экономических и политических факторов. При признании исходной роли экономики, объективных процессов, они придавали значение не только вытекающим из этого прямым связям, но и обратным - от политики к экономике.

Итак, практически осуществляется модель перехода от экономического к политическому союзу государств. Такова внутренняя логика функциональных процессов. Критическая масса извращений в экономике, накапливаемая десятилетиями, не могла не отразиться на экономической взаимозависимости, а следовательно, и на сохранении целостности бывшего СССР и прочности сегодняшнего СНГ, что обернулось национальным сепаратизмом. Поэтому, экономическая реформа и преодоление центробежных тенденций - звенья одной цепи.

Для руководства государств, возникших на территории бывшего Советского Союза, необходимо в центр своего внимания ставить не проблемы распределения «основного политического ресурса» - власти, а проблемы проведения своих экономических реформ. Неприемлемым становится подход, свойственный тоталитарной системе, когда анализ межнациональных (а сегодня межгосударственных) отношений обязательно начинали с политической стороны дела, а затем уже в экономическом плане (См.напри-мер:51;92).

На этом фоне предложения группы академика С.Шаталина были гораздо реалистичнее «политиков», когда в основе Договора об экономическом союзе суверенных государств лежала идея создания единого экономического пространства, т.е. проведение согласованной политики для свободной предпринимательской деятельности всех хозяйствующих субъектов; по защите рынка; запрет использования каких-либо торговых ограничений по обмену важнейшими товарами и т.д.

Включение рыночных рычагов хозяйственной деятельности в республиках ближнего зарубежья может непредсказуемо повлиять на «конечный продукт» - политическую надстройку «общего рынка» СНГ. Переход на рыночный механизм объективно перенесет отношения между республиками на уровень таможенного союза (в европейском понимании). Представляется, что задача формирования экономического союза сегодня значительно важнее любых других программ, в том числе и поисков политического союза.

В октябре 1991 г . в Кремле был подписан Договор об экономическом сообществе, но он до сих пор не был представлен для своего утверждения. Для вступления Договора в силу необходима была его ратификация в трех государствах.

Почему же Договор об экономическом Сообществе не вступил в действие? Политические амбиции лидеров новоявленных национальных образований, замешанных к тому же на сепаратистских устремлениях, взяли верх над экономической целесообразностью. Для Горбачева, как президента страны, в то время (октябрь 1991 г .) идея формирования политического союза продолжала быть важнее идеи экономического союза.

За последующие два года в экономике суверенных государств произошли серьезные изменения: появились национальные валюты, таможенные барьеры, различный правовой режим для хозяйствующих субъектов и т.д., и о сохранении общего экономического пространства говорить уже не приходилось. Дезинтеграционные проблемы из разряда внешних перешли во внутренние, усиливая кризисную ситуацию в своих странах. Поэтому остро встал вопрос об экономическом договоре-2. В сентябре 1993 г . руководители 9 государств подписали в Кремле Договор о создании экономического союза, многие пункты которого просто перенесены из Договора об экономическом Сообществе.

Россия и СНГ в целом могут существенно ослабить свои позиции и оказаться в изоляции. «Замкнутость на себя» будет характерна для интеграционных группировок в современном мире. Помимо западноевропейского региона идут мощные интеграционные процессы. В Северной Америке заметной тенденцией становится формирование единого рынка, где также предлагается свободная циркуляция рабочей силы, услуг и капиталов. В рамках Комитета по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству успешно преодолеваются препятствия к широкомасштабному интеграционному процессу.

Если Содружество независимых государств правильно выберет стартовую площадку, то подобно «Европе - 92» со временем сумеет достичь целей, занять достойное место в семье цивилизованных народов и государств.

•  Взаимодействие экономики и политики в условиях перехода к рынку.

В условиях трудного продвижения России к рыночной экономике и продолжающегося тяжелого экономического и социального положения активизировалась дискуссия по вопросам стратегии и тактики проводимых реформ, о способах и путях выхода из кризиса. Все резче стали выдвигаться обвинения в адрес тех, кто « пал жертвой безальтернативного, фаталистического понимания прогресса», что будто от любого общественного устройства можно уйти одной единственной дорогой и т.д.

Ставятся под сомнение понятия «переходный процесс», «переход», поскольку последние так и небыли наполнены конкретным историческим содержанием в недалеком большевистском прошлом. Сторонникам радикальной смены общественного курса стал приписываться «ленинизм наоборот».

В ходе реализации структурных реформ в Восточной и Центральной Европе, России увеличивается число противников идеологии « триумфаторского капитализма». Представления о повсеместном утверждении либеральных ценностей, связанных не посредственно с «капитализмом», были широко распространены после быстрого и успешного краха тоталитаризма (коммунизма). Переход к рынку на первых порах рассматривался как самодостаточный процесс, переламывающий на своем пути остаточные явле-ния.

Часть специалистов, занимающихся Россией, стали критически относиться к использованию концептуальных инструментов и рамок анализа. Это касается и терминов «переходности», «транзитивности» , «трансформации» и др. Так, французский ученый Бернард Шаванс в рамках научного проекта «Институты и регулирование систем в постсоветских экономиках» (рук. Н.Сапир) предлагает рассматривать процессы переходности и трансформации как процессы не только длительные и неравномерные (в разных сферах общественных отношений), но и неопределенные в своих конечных результатах. Среди специалистов получает распространение понятие трансформации как преобразования старого качества в новое. Одна из программных статей З.Бжезинского, посвященных анализу процессов посткоммунистических политических и экономических преобразований, названа «The Great Transformation» - «Великие преобразования».

Робер Делорм в рамках данного проекта рассматривает переходность как совокупность ряда процессов или механизмов, среди которых трансформация (преобразование) сочетается с адаптацией и комбинированием (180, 150).

В проблеме реформирования острым остается вопрос о том, должна ли быть особая, российская модель перехода к рынку или Россия пойдет курсом, общим для всех стран? Ранее уже шла речь о наличии универсальных законов, по которым проводятся преобразования в обществах с различными социально-экономическими условиями. Можно согласиться с оценкой ученых, занимающихся проблемами реформирования национальных хозяйств стран третьего мира. В своей книге «Опыт экономических реформ в развивающихся странах, они пишут: «...Как ни значительна специфика нашей страны и нашего общества, их развитие в конечном счете подчиняется единым универсальным законам, общим для всего человечества. То же относится и к осознанию, что многие из прошлых, как, впрочем, и возможных будущих наших ошибок уже в той или иной мере пройдены немалым числом других, прежде всего развивающихся стран, где накоплен богатый опыт решения или хотя бы подходов к решению аналогичных проблем» (122, 3-4).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Самая крупная коммунистическая партия в индустриально развитых странах итальянская компартия развития противоречий
Социализм революционный наносит непоправимый удар реалистической основе марксизма
Из него развивается гражданское общество
Постепенность мировая экономика
Борисов схематически изображает сложившуюся систему в виде пирамиды власти

сайт копирайтеров Евгений