Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ф. полагает, что в основе власти как социального феномена лежит свободный акт веры в годность и признанность властвующего. И объект, и субъект властных отношений выступают активными соучастниками «служения правде», которая понимается Ф. двояко: как истина и как моральное естественное право. В своей лекции «Философские основы деспотизма» он определяет деспотизм как господство человека над человеком, причем со стороны одного человека — неограниченное, произвольное господство, со стороны другого — бесправность и слепое повиновение. Он называет это понятие общесоциологической, морально-правовой и политической категорией, отражающей вполне определенное явление в различных сферах человеческой жизни — личной, семейной, гражданской, политической. Непосредственным источником деспотизма, по его мнению, является естественное неравенство людей или божественное дарование им власти. Ф. полагает, что возникновение деспотизма в политической жизни является следствием грубого морального искажения: придания какой-л. политической идее или избранному идеалу статуса непогрешимой истины и абсолютной святыни. Непременным спутником деспотизма является фанатизм.

Ф. анализирует различные виды деспотизма — античный, средневековый, демократический. Преодоление деспотизма лежит на путях изживания идеи непогрешимости, которое начинается с признания того, что «все общественно-политические, социальные принципы на свете относительны». Демократия определяется у него преимущественно отрицательно: это освобождение от опеки, уничтожение привилегий немногих на господство, отмена различия между «активными» и «пассивными» гражданами. Ф. различает демократию, основанную на свободе, называя ее наилучшей из возможных форм политического устройства, и демократию якобинскую, основанную на деспотизме, определяя ее наиболее несостоятельной формой. Он считает, что демократическая деспотия содержит в себе внутреннее противоречие двух антагонистических идей — идеи деспотизма или опеки и идеи самоопределения, и это противоречие исторически проявляется в том, что деспотизм большинства является переходной ступенью к деспотизму немногих или одного.

В работе «По ту сторону «правого» и «левого»» (1931) Ф. предложил оригинальную типологию политических идеологий, движений и партий. Эта типология весьма актуальна и научно плодотворна для анализа политических партий и движений современной России и i может служить методологической основой для их классификации.

Основные работы: «Введение в философию» (1922), «Очерк методологии общественных наук» (1922), «Духовные основы общества» (1930).

ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (1856— 1939) — австрийский психолог, создатель психоанализа (см. Политический психоанализ).

ФРЕЙДОМАРКСИЗМ — леворадика-листская ветвь фрейдизма, представителями которой были В. Райх, Г. МаркуV и др. Ф. стремится соединить учения К. Маркса и З. Фрейда на том основании, что оба они будто бы являются в равной мере революционными теоретиками. Согласно Ф., социальная революция должна органически сочетаться с сексуальной, в противном случае результатом может быть лишь новая форма репрессивно-тоталитарного общества.

ФРОММ (Fromm) Эрих (1900—1980) — немецко-американский философ, социолог и психолог, представитель Франкфуртской школы (см. Политический психоанализ).

ФРУСТРАЦИЯ (лат. frustratio обман, Неудача) — 1) обман, введение в «заблуждение; 2) напрасная надежда, неудача: в политической психологии — •• ситуация дискомфорта из-за несоответствия внешней и внутренней картин общественно-политической действительности.

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ — идеология и политика, отличающаяся безоговорочной приверженностью каким-л. идеям, ценностям и целям. В политике нередко

сопровождается террором и насилием по отношению к «инакомыслящим». Ф. возник как крайне консервативное течение в протестантизме, направленное против либерального протестантского рационализма и критического пересмотра устаревших религиозных понятий (США, начало XX в.). В настоящее время является определяющей чертой политики в ряде исламских стран (исламский Ф.).

ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ — 1) гносеологическая, познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций и противоречий; 2) функция рационализации политической жизни. Политология обосновывает необходимость создания одних и ликвидации др. политических институтов, разрабатывает оптимальные модели и политические структуры управления, прогнозирует развитие политических процессов, тем самым создает теоретическую основу политического строительства, политических реформ; 3) функция политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры населения. Знание научных основ политики позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государственных, групповых и личных интересов, выработать отношение к существующим политическим структурам, партиям, определенную линию политического поведения; 4) прогностическая функция. Политология способна дать: а) долговременный прогноз возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе; б) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия; в) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы развития политической ситуации в стране или регионе, перспектив и возможностей тех или иных политических лидеров, партий и т.д.

ФУНКЦИОНЕР (лат. functio исполнение) — 1) в некоторых странах — работник партийной или профсоюзной организации, активист; 2) чиновник, работник государственного аппарата.

ФУТУРОЛОГИЯ (лат. futurum будущее + гр. logos учение) — собирательный термин для обозначения различных исследований будущих состояний общества и социальных процессов вообще. Термин «Ф.» был введен в научный оборот в 1943 немецким социологом О. Флехтхеймом для обозначения социальной дисциплины, основным предметом которой должно было стать будущее человеческого общества.

Футурологические исследования касаются мира и человечества в целом, мировой экономики (Римский клуб), будущего конкретных стран (Г. Кан), грядущих изменений мирового порядка (Ж/ Ж. Серван-Шрайбер), возможных изменений этических ценностей и социальных приоритетов (С. Ниринг).

ХАРИЗМА (гр. charisma божественный дар) — экстраординарная способность, свойство, качество индивида, выделяющее его среди остальных и, что самое главное, не столь приобретенное им, сколько дарованное ему природой, Богом, судьбой.

Харизматический тип господства впервые был описан Р. Зомом в работе, посвященной анализу церковного права древнехристианских общин. Понятие «X.» играет важнейшую роль в социологии М. Вебера. Если для Зома X. — это мистический дар, то для М. Вебера — сверхъестественные свойства личности, позволяющие ей подчинить себе массы. X., по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки, выдающиеся политики, основатели мировых религий (Будда, Иисус Христос, Магомет), великие завоеватели (Александр Македонский, Цезарь, Наполеон). Харизматический лидер современности, согласно Веберу, — это политик-демагог, который любыми путями добивается доверия масс, указывая им цели действия.

Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, которые приписывают вождям необыкновенные свойства. При этом вождями могут быть пророки или герои, волшебники или демагоги, врачи или шарлатаны и даже предводители бандитских шаек. Вождь-харизматик всегда стремится подорвать основы существующего порядка и отличается политическим радикализмом. Вебер рассматривал X. как «великую , революционную силу», существовавшую в традиционном типе обществ и способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ. Источником личной преданности харизматическому лидеру является не традиция и не признание формального права вождя, а эмоционально окрашенная вера в его X. и преданность ей. Такая вера — основа легитимности лидера-харизматика. Именно поэтому он должен постоянно заботиться о сохранении своей X. и доказывать ее существование. Для поддержания X. необходимы регулярные «великие» деяния вождя, приносящие крупный успех, победу, эпохальные и «судьбоносные» решения и т.п. Как только они иссякают, так сразу же исчезает вера в его необыкновенные качества, а следовательно, разрушается и основа харизматического господства. Со стабилизацией социальной системы оно трансформируется в традиционное или бюрократическое, происходит «рутинизация X.».

В последние десятилетия в политической науке возрождается интерес к концепции X. Стимулом обращения к ней стали реальные процессы: рост влияния религии в разных странах мира, религиозный экстремизм, исламская революция в Иране (1979), переход от тоталитаризма (авторитаризма) демократии в странах Восточной Европы и СССР.

А. М. Гантер выделяет шесть основных характеристик, присущих харизматическому лидеру: 1) «обмен энергией», или умение воздействовать на людей эмоционально, способность заряжать энергией окружающих; 2) «завораживающая внешность», или образ, вызывающий симпатиrу массы; 3) «хорошие риторические способности и некоторый артистизм», или выдающиеся коммуникативные способности, искусство и дар увлекать своими выступлениями большие скопления людей; 4) «положительное восприятие восхищения своей персоной», или состояние психологического комфорта при повышенном внимании и восхищении со стороны общества; 5) «независимость характера», проявляющаяся в способности полагаться только на себя; 6) «достойная и уверенная манера держаться», или имидж сильного человека, способного добиваться великих целей.

ХАРТИЯ (гр. chartion < chartes бумага, грамота)— 1) документ публично-правового и политического характера в средние века и Новое время; 2) в международном праве, как правило, синоним декларации — международный акт,

формулирующий общие цели и принципы, не имеющий обязательной силы.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Государство трактуется как большая семья
Совместно принятых социальных норм

КоммуникациЯ массоваЯ разновидность социальной коммуникации
вляющимися избирательными объединениями в соответствии с федеральными законами о выборах депутатов

сайт копирайтеров Евгений