Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Основополагающими принципами Г.п. являются: 1) верховенство права, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закрепленными конституцией Г.п.; 2) реальность прав и свобод граждан. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения. В этом смысл традиционного для идей Г.п. противопоставления неотчуждаемых прав индивида феодальным представлениям об их октроированном (дарованном, жалованном) характере; 3) взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, др. государствами и всем международным сообществом. Не менее важна и ответственность перед обществом и государством; 4)разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного лица, органа .или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения; 5) наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов. К ним относятся суд, прокурорский надзор, арбитраж.

Особое место занимает проблема положения личности в Г.п. Само по себе Г.п. — не самоцель, а социально-исторически обусловленная всеобщая форма выражения, организации, упорядочения и защиты свободы в общественных отношениях людей. Содержание и характер свободы, ее широта и объем определяются уровнем развития общества. Свобода относительна в смысле ее фактической незавершенности, исторического изменения и развития ее содержания, но она абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может служить критерием человеческого прогресса, в том числе и в области государственно-правовых форм, общественных отношений, положения личности. В этой связи было бы неправильно считать правовым любое государство лишь на том основании, что в нем есть право, закон, ибо сами законы могут быть разными. Поэтому важно иметь критерии, позволяющие определять степень демократичности законов, действующих в той или иной стране. На основе многовекового исторического опыта сложились общечеловеческие представления о правах и свободах личности в демократическом Т.п., которые положены в основу документов, принятых мировым

сообществом. К ним относятся: Устав ООН, а также принятые этой международной организацией Всеобщая декларация прав человека, Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Пакт о гражданских и политических правах и ряд конвенций (напр., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция против дискриминации в области образования, труда и занятий, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и др.). В совокупности изложенные в этих документах нормы в области прав и свобод личности составляют международные стандарты. Только соотнося с ними национальное законодательство любой страны, можно делать выводы о степени демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого государства.

ГОСУДАРСТВО СОЦИАЛЬНОЕ — разновидность государства, характеризующегося развитой системой социального обеспечения, гарантирующей минимальный уровень жизни и снижение социального риска для наемных работников. Термин «Г.с.» был введен в научный оборот в XIX в. немецким мыслителем Л. фон Штайном: Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949. Концепция Г.с. окончательно сформировалась во второй половине XX в.

Принципами Г.с. провозглашаются: индивидуальная свобода; солидаризм; справедливость, понимаемая как равенство всех перед законом; демократия; социальная защита и социальный мир. Основными целями Г.с. являются: помощь нуждающимся, обеспечение минимального социального неравенства, защита от социальных рисков, со-

действие росту благосостояния людей. Для их достижения государство использует совокупность методов: правовое вмешательство, гарантирующее реальное равноправие; экономическое вмешательство с целью увеличения доходов и улучшения окружающей среды; педагогическое вмешательство, ориентированное на развитие образования и информированности населения. Существование Г.с. связывается с наличием демократии, становлением постиндустриального общества.

Выделяются три модели Г.с.: либеральная, консервативная и социал-демократическая.

В либеральной модели Г.с. (функционирует в Австралии, Великобритании, Канаде, Швейцарии, США, Японии); степень защиты от стихийных рыночных сил достаточно слаба, гарантии] занятости отсутствуют, однако существует социальная поддержка бедных; высок удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет адресной направленности; средний удельный вес перераспределяемых ресурсов.

Для консервативной модели (действует в Бельгии, Ирландии, Италии, Нидерландах, ФРГ) характерны средняя степень защиты от стихийных рыночных сил, зависимость гарантий занятости от состояния экономики, действие социального права, средний удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; адресная направленность социальной помощи; средний удельный вес перераспределяемых ресурсов.

Социал-демократической модели (Дания, Норвегия, Швеция) присущи высокая степень защиты от стихийных рыночных сил, гарантии занятости, действие социального права; низкий удельный вес частных ассигнований, направляемых на социальные нужды; система социальной помощи не имеет адресной направленности; большой удельный вес перераспределяемых ресурсов.

Статус Г.с. официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др. Так, Конституция РФ (1993) провозглашает, что «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства: а)охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

ГОСУДАРСТВО УНИТАРНОЕ (< лат. unitas единство) — форма государственного устройства, административно-территориальные образования которой не имеют политической самостоятельности. Для Г.у. характерны следующие черты: единая конституция, действующая на всей территории страны; единая система высших государственных органов власти, юрисдикция которых распространяется на всю Территорию; единая правовая система; подчинение муниципальных органов власти общегосударственным.

Существуют две разновидности Г.у.: Децентрализованные и централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу относятся Г.у., в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).

Унитарная форма государственного устройства имеет наибольшее распространение в мире.

ГРАЖДАНИН — 1) подданный государства, человек, имеющий гражданство, удостоверяющее его принадлежность к определенному государству (иногда допускается двойное гражданство). Индивид получает гражданство от рождения или в результате предоставления такового государством; 2) свободный, полноправный член государства, осознающий себя равноправным членом политического сообщества, активно и ответственно участвующий в его делах, способный контролировать правительство и заботящийся о благе своего государства.

В политологии термин. «Г.» чаще употребляется во втором значении.

В истории понятие «Г.» меняло свое содержание. Так, в античности Г. назывались лишь свободные эллины, обладавшие политическими правами, в противоположность апатридам — лицам, не имеющим гражданства. В Новое время утверждается современное значение этого понятия.

Согласно Конституции РФ (1993), Г. РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

ГРАЖДАНСТВО — устойчивая правовая связь лица с конкретным государством. Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей. В свою очередь, гражданин безусловно соблюдает законы государства, выполняет установленные им обязанности. Основные способы приобретения Г. — по рождению и в порядке натурализации. Различают два принципа приобретения Г. по рождению: на основе «права крови», т.е. национальной принадлежности родителей, как в Афганистане, Дании, или «права почвы» — месту рождения, как в Аргентине, Бразилии, США. Чаще всего законодательства предусматривают сочетание обоих принципов. В РФ, как и во многих др. федерациях, помимо общегосударственного (федерального) Г., существует Г. субъектов Федерации.

ГРАМШИ (Gramsci) Антонио (1891 —1937) итальянский мыслитель и общее: пенный деятель, один из создателей и руководителей Коммунистической партии Италии. Г. стремился найти альтернативу экономическому детерминизму, присущему ортодоксальному марксизму; утверждал, что классовое угнетение зависит главным образом не от экономических мер или принудительных акций со стороны государства, но от принятия их рабочим классом.

ГРАНИЦА ГОСУДАРСТВЕННАЯ — линия, фиксирующая пределы государственной территории. В политологическом плане под границей понимают рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет, В геополитике, согласно определению американского теоретика Н. Спайкмена, граница трактуется как «некий символ, который ориентирует ландшафт вовнутрь, к сердцевине нации, и таким образом является мощным централизующим элементом». Граница — это не просто линия, механически обозначающая размежевание государственных территорий. Граница является одним из важнейших факторов, обеспечивающих жизнеспособность и безопасность государства. Она определяет ареал формирования национального самосознания и национальной идентичности. Способность государства обеспечивать неприкосновенность и защиту своих границ является показателем его силы и авторитета в международном сообществе. Как показывает исторический опыт, распад государств часто начинался с размыва их границ, возникновения конфликтов в приграничных областях и ослабления их связей с центром (подобные проблемы способствовали падению Римской империи, в начале XX в. — Австро-Венгрии, а в его конце — распаду Советского Союза).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Характеризующийся неограниченной властью одного лица

Численность движения
Государственное устройство
Определял государство как искусственное тело

сайт копирайтеров Евгений