Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

9*

ную к практическим потребностям концепцию Л., которая дает возможность измерить Л. эмпирическим путем.

Д. Истон и его последователи утверждают, что условием Л. политической власти являются определенные социально-психологические отношения, в основе которых лежит минимальный ценностный консенсус, обеспечивающий принятие и подчинение власти, согласие с ее требованиями и поддержку ее действий. Л. в их представлении — это «степень, в которой члены политической системы воспринимают ее как достойную своей поддержки». Данный ценностно-нормативный подход позволил Д. Истону провести различие в типах поддержки как по объекту и содержанию, так и по времени ее действия, выделив диффузную и специфическую Л.

Диффузная Л., согласно Д. Истону, представляет собой общую (фундаментальную), долговременную, преимущественно аффективную (эмоциональную) поддержку идей и принципов политической власти, независимо от результатов ее деятельности.

Специфическая Л. ситуативная, кратковременна, ориентирована на результат и основана на сознательной поддержке власти и того, как она действует. В 80-е гг. в политической науке наряду с диффузной и специфической Л. были введены смешанные типы поддержки: диффузно-специфическая и специфически-диффузная, с помощью которых можно точнее измерить Л. власти, политического режима или его отдельного института.

В современной политологической литературе существуют и иные подходы к типологии Л. Французский политолог Ж. Л. Шабо, подчеркивая, что в структуре властных отношений есть два главных фактора — управляемые и управители, указывает, что политическая власть легитимизируется, прежде всего, относительно них. Т.о., она должна ее ответствовать волеизъявлению управляемых (демократическая Л.) и сообразовываться со способностями управителей (технократическая Л.).

Демократическая Л. — это перенос на все общество механизма Принятие решения индивидом: выражение свободной воли, но в том смысле, что данная свободная коллективная воля проистекает от индивидуального проявления свободного суждения. В политической практике для операционализации перехода от индивидуального к коллективному используется простой арифметический механизм — мажоритарный принцип (принцип большинства). Его применение в демократических режимах универсально — как для выбора представителей народа, так и для сования законов или принятия решений в рамках исполнительных коллегиальных структур. Однако в истории немало случаев, когда демократические механизмы в определенных исторических обстоятельствах способствовали подтверждению авторитаризма и тоталитаризма.

Технократическая Л. связана с умением властвовать, а последнее обусловлено двумя параметрами: способами доступа к власти и содержанием процесса ее осуществления. На начальных этапах истории человеческого общества, когда сила была преимущественным способом достижения власти, владение оружием, армиями и людьми ценилось выше всего. В современных условиях таким преимущественным способом называют знания. Однако и этот тип Л. может иметь свои «извращения», когда к власти приходит «компетентная, элита, культивирующая вкус к тайне и веру в свое превосходство».

Кроме того, согласно Ж. Л. Шабо, политическая власть может легитимизировать себя относительно субъективных представлений о желаемом социальном порядке (идеологическая Л.) или в соответствии с космическим порядком, включающим также и социальный порядок (онтологическая Л.).

Идеологическая Л. основывается на определенных представлениях о социальной действительности и способах и проектах ее изменения.

Онтологическая Л. — это соответствие политической власти универсальным принципам человеческого и социального бытия. Она измеряется уровнем соответствия «тому глубинному порядку бытия, который человек ощущает врожденно, но которому он может противостоять».

В политологической литературе выделяются также три уровня Л. власти:

1) идеологический: власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены; источник легитимности — идеологические ценности;

2) структурный: правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности, установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; источник легитимности — специфические политические структуры; 3) персональный: в основе — одобрение данного властвующего лица; источник легитимации — личный авторитет правителя.

Для поддержания Л. власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения Л. власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др.

Показателями Л. власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.

Л. политического явления не означает его юридически оформленной законности. Л. не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.

ЛЕНИН Владимир Ильич (1870— 1924) — организатор, теоретик и лидер коммунистического (большевистского) движения в России, основатель советского государства, председатель Совета Народных Комиссаров (октябрь 1917 — январь 1924). Англо-американская социальная энциклопедия включает его в «первую десятку» выдающихся личностей мировой истории.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Трактовал развитие общества как естественноисторический процесс

О выборах президента рф от 17 мая 1995 г
В своей лекции философские основы деспотизма он определяет деспотизм как господство человека над человеком
Он одновременно является главой исполнительной власти

сайт копирайтеров Евгений