Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как только идеи становятся менее абстрактными и приобретают более прикладной характер они становятся цементом, связывающим политические движения, партии и революционные группы. Для того , чтобы бороться и идти на жертвы людям необходима идеологическая мотивировка. Они должны во что-то верить. Американцы иногда бывали неспособны ухватить этот важный момент. С их склонностью к умеренности и прагматизму выражавшимся в принципе “если это годится, используй”, они не понимали возбуждающего эффекта, который идеология производила в современном мире. “Наши” и южные вьетнамцы физически не отличались от вьетконговцев и северных вьетнамцев. И “наши” были лучше вооружены. Но вьетнамцы, вооруженные доктриной, в которую они верили, представлявшую смесь идей Маркса, Ленина и Мао, замешанную на крутой дозе национализма и антиколониализма, – победили в войне против американцев, не имевших такой веры. Кроме того, американцы были поражены падением шаха, на смену которому пришли фанатичные политикорелигиозные революционеры. Это был и для нас большой сюрприз: нам следовало более внимательно следить за тем, чтобы у шаха всегда имелась наготове правдоподобная идеологическая подстилка для народа. Мы забываем, что более двух столетий назад американцы также имели идеологию и, вдохновленные жаждой свободы и самоуправления, не без помощи трудов Джона Локка и Томаса Пейна одолели более многочисленную и лучше вооруженную армию англичан и наемников, не имевших таких веских поводов сражать-

89

ИДЕОЛОГИЯ

ся. Разве мы забыли силу идей?

Большую часть идеологий составляет их экономический раздел. Большинство идеологий довольно много рассуждает об экономике, поскольку именно экономика обеспечивает основу для совершенствования общества. Это относится и к консерватизму Рейгана, и к коммунизму Горбачева: оба делают основной упор на экономику.

С некоторой степенью упрощения идеологии можно классифицировать, располагая их слева направо. Этот обычай берет свое начало с заседания Французской национальной ассамблеи в 1789 г . Для того, чтобы объединить делегатов со сходными взглядами и отделить их от горячих противников, которые сражались не только словами, но и кулаками, члены Ассамблеи были расположены в полукруглом зале заседаний в следующем порядке: консерваторы (поддерживавшие сохранение монархии) располагались справа от спикера, радикалы (стоявшие за свержение системы и создание республики свободы и равенства) сидели слева от него; и умеренные (предлагавшие лишь некоторые изменения в системе) занимали места в центре. С тех пор мы называем их идеологические уклоны левым, правым и центристским, хотя содержание их взглядов коренным образом изменилось. Теперь левые поддерживают равенство, программы повышения благосостояния и не возражают против правительственного руководства экономикой. Правые подчеркивают значение личной инициативы и частной экономической деятельности. Центристы пытаются смягчить и синтезировать обе точки зрения. Люди, разделяющие частично левые, частично правые взгляды, называются, соответственно, левые центристы и правые центристы. Политические партии Швеции представляют довольно четкий ряд в направлении слева направо: малочисленная коммунистическая партия, довольно многочисленная (правящая) социал-демократическая партия и средние по численности центристская (представляющая, в основном, фермеров), либеральная и консервативная партии.

Идеология представляет собой план. Как идеологии осуществляются на практике? Они никогда не действуют так, как предсказывали их создатели. Некоторые из них

90

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

просто никуда не годятся. Все идеологии содержат в той или иной степени неосуществимые идеи, которые разрушаются перед лицом действительности. Идеологии представляют воображаемый, совершенный мир; действительность же далека от совершенства. Классический либерализм Адама Смита содействовал экономическому росту в XIX в., однако он также привел к значительному неравенству в распределении богатства и периодически повторяющимся депрессиям: он нуждался в переосмыслении современным либерализмом. Коммунизм привел к ряду тиранических режимов. Коммунистическими странами, в которых еще была возможна жизнь, оставались Венгрия и Югославия, где коммунистическая доктрина была настолько разбавлена, что практически не действовала. Тысячелетние надежды движений за национальное освобождение постоянно терпели крах, как только революционеры вставали у власти. Если оценивать идеологии с точки зрения их применимости к действительности, все они имеют в большей или меньшей степени недостатки. Их необходимо воспринимать с определенной долей недоверия.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (от латинского слова intelligentis – понимающий, мыслящий) – первоначально совокупность образованных, мыслящих людей в обществе специально занимающихся умственным трудом и просвещением народа: позже интеллигенция стала обозначать также совесть нации, ее наиболее задумывающуюся о судьбах отечества, о долге перед страной часть.

Выполняя свое призвание – “болеть душой за народ”, быть, как писал П. Струве, “чувствилищем”, звать народ выполнить долг перед отечеством – интеллигенция постоянно менялась по своему составу и удельному весу, но всегда была призвана так или иначе решать вопрос об отношении народа к существующим порядкам и власти, о своем месте в этом отношении и собственных обязанностях перед страной и народом, а также проблему отношения своей страны и ее развития к собственной истории и к зарубежному опыту.

В каждой стране все эти вопросы решались поразному, а интеллигенция (не в силу своих особых, “врожденных” качеств, а по

91

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

объективным причинам) концентрировала свое главное внимание или на просветительстве, философии и объективном знании, или на общественно-политических вопросах борьбы за прогресс и социальную справедливость, или, что тоже случалось, сама включалась в реформаторскую деятельность. Важно и то, что эти приоритеты, никогда не вытесняя других функций, не оставались всегда одними и теми же: одни из них выходили на передний план на одном историческом этапе, другие – на другом, а само соотношение этих приоритетов, возобладание вполне определенных на протяжении длительного времени формировало традиции, лепило характерные особенности, “врожденные черты” самой интеллигенции той или другой страны.

Это и понятно, ибо в тройственном отношении народ – разум – власть интеллигенция каждой страны всегда занимает свое, никем и ничем не заменяемое место в зависимости от тот, какая функция оказывалась для нее более существенной – быть ли средоточием разума или общественным чувствилищем, а также в соответствии с тем, чей интерес – народа или власти – оказывался в центре ее забот. Здесь и истоки формирования облика самой интеллигенции – ставит ли она интерес выше истины или наоборот, а при сформировавшейся традиции и объяснение позиции интеллигенции.

Как, пользуясь таким подходом, можно обрисовать черты русской интеллигенции? “Русская история, – писал Н.Бердяев, – создала интеллигенцию с таким душевным укладом, которому противен был объективизм и универсализм, при котором не могло быть настоящей любви к объективной, вселенской истине и ценности. К объективным идеям, к универсальным нормам русская интеллигенция относилась недоверчиво, так как предполагала, что подобные идеи и нормы помешают бороться с самодержавием и служить “народу”, благо которого ставилось выше вселенской истины и добра. Это роковое свойство русской интеллигенции, выработанное её печальной историей, свойство, за которое должна ответить и наша историческая власть, калечившая русскую жизнь и роковым образом толкавшая интеллигенцию исключительно на борьбу против политического и эко

92

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

номического гнета, привело к тому, что в сознании русской интеллигенции европейские философские учения воспринимались в искаженном виде, приспособлялись к специфическим интеллигентским интересам, а значительные явления философской мысли совсем игнорировались”.* Однако сказать только это – мало. Не менее важно и то, что особенности российской истории сказались также и в том, что в среде самой русской интеллигенции, особенно когда подавляющая ее часть была охвачена пафосом борьбы за освобождение народа и социальную справедливость, стали наблюдаться и другие исторические перекосы – преимущественное внимание к проблемам распределения в ущерб проблемам производства и склонность к уравнительному распределению

Н.Бердяев так объясняет эти перекосы: “Психологические первоосновы такого отношения к философии, да и вообще к созиданию духовных ценностей можно выразить так: интересы распределения и уравнения

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

РеволюциЯ
Единственный тип общества
Другие формы общественного сознания
Необходимое условие общественного прогресса
Становились большевиками

сайт копирайтеров Евгений