Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Кожев стремился оживить Гегеля – автора “Феноменологии духа”, Гегеля, провозгласившего приход конца истории в 1806 г .

В поражении Прусской монархии, которое ей нанес Наполеон в битве при Йене, Гегель видел победу идеалов Французской революции, неминуемую универсализацию государства, основывающегося на принципах свободы и равенства. Кожев, далекий от отрицания Гегеля в свете бурных событий последующих полутора веков, настаивал на его принципиальной правоте. Битва при Йене знаменовала конец истории, так как именно в данный момент авангард человечества (термин, хорошо известный марксистам) привел в действие принципы Французской революции. Несмотря на то, что после 1806 г . еще предстояла значительная работа – отмена рабства и работорговли, предоставление избирательного права рабочим, женщинам, неграм и другим расовым меньшинствам и так далее – основные принципы либерально-демократического государства не нуждались в дальнейшем совершенствовании. Две мировые войны этого столетия и сопутствующие им революции и перевороты лишь способствовали территориальному распространению данных принципов, в результате чего провинции человеческой цивилизации были подняты до уровня ее наиболее передовых форпостов, а общества Европы и Северной Америки выдвинулись в авангард цивилизации в целях возможно более полного осуществления либерализма.

Заявление Кожева о конце истории должно было показаться его современникам в середине века типичным эксцентрическим солипсизмом французского интеллектуала, возникшим на исходе Второй мировой войны и в разгар холодной войны.

Исчезновение марксизма-ленинизма сначала из Китая, а затем из Советского Союза будет означать гибель его как действующей идеологии мирового исторического значения. Несмотря на то, что в таких местах, как Манагуа, Пхеньян, Кембридж или Массачусетс могут оставаться отдельные

298

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС

правоверные, тот факт, что нет ни одного крупного государства, в котором эта идеология имела бы реальный вес, окончательно подрывает ее претензии на место в авангарде человеческой истории. Гибель этой идеологии означает расширение “Общего рынка” международных отношений и снижение вероятности крупномасштабного конфликта между государствами.

Это ни в коем случае не означает завершения международного противостояния как такового, так как в это время мир был бы разделен на две части, одна из которых являлась бы исторической, а другая постисторической. Конфликт между государствами, остающимися в истории, и государствами, находящимися в конце истории, был бы по-прежнему возможен. Сохранялся бы и, вероятно, возрастал уровень этнического и националистического насилия, т.к. эти импульсы не исчерпаны полностью даже в постисторическом мире. Палестинцы и курды, сикхи и тамилы, ирландские католики и валлийцы, армяне и азербайджанцы будут сохранять свои неисчерпанные обиды. Это обусловливает сохранение терроризма и национально-освободительных войн в международной повестке дня. Однако крупномасштабный конфликт должен охватывать крупные государства, все еще находящиеся во власти истории, а они, как оказывается, уходят со сцены.

Конец истории будет очень печальным временем. Стремление к признанию, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, всемирная идеологическая борьба, которая требовала дерзости, отваги воображения и идеализма, будут заменены экономическими подсчетами, бесконечным решением экономических и экологических проблем и удовлетворением извращенных запросов потребителя. В постисторический период не будет ни искусства, ни философии, а лишь вечная забота о музее человеческой истории: я ощущаю в себе самом и замечаю в окружающих мощную ностальгию по времени, когда история существовала. В течение некоторого времени эта ностальгия, по сути, будет питать соперничество и конфликт даже в постисторическом мире. Признавая неизбежность цивилизации, созданной в Европе после 1945 г . с ее атлантической и азиатской ветвями, я испытываю к ней противоречивые чувства. Может быть,

299

РЕВОЛЮЦИЯименно перспектива многовековой скуки в конце истории вынудит историю начаться вновь.

РЕВОЛЮЦИЯ (от лат. revolutio – поворот, изменение) – способ перехода от одного общественно-политического строя к другому, более прогрессивному, посредством активных действий самих граждан. Главный вопрос революции – вопрос о государственной власти, хотя чаще всего революция – это социальный сдвиг и качественный переворот во всей социально-экономичекой структуре общества.

Вопреки утверждениям вульгарной политологии, пытающейся изобразить революцию как нечто всегда разрушительное и негативное в ходе истории, действительная революция – по своему существу позитивная, созидательная форма общественного развития, нацеленная не на разрушение, а на спасение и умножение главного общественного богатства – уже созданных обществом производительных сил. Разрушительная функция любой настоящей революции ограничивается устранением сил, препятствующих общественному прогрессу, ставящих свои эгоистические интересы выше интересов всего общества, большинства его граждан. Но случается и так, что революционный процесс, выйдя за свои естественно-исторические рамки, разрушает не только препятствующие прогрессу силы и структуры, но и сами общечеловеческие механизмы прогресса. Тогда речь идет уже не о революции, а о ее трансформации, перерождении в принципиально иной процесс.

Экономической основой революции всегда являются противоречия экономического развития, но вовсе не всегда они сводятся к противоречию между ростом производительных сил и отжившими, ставшими тормозом производственными отношениями, как это считают марксистские догматики. Истории, особенно в XX в., известны революции (например, антитоталитарные, посткоммунистические), экономической основой которых является противоречие между возросшими экономическими потребностями общества и застоем, деградацией

300

РЕВОЛЮЦИЯмобилизационной экономики казарменного псевдосоциализма, оказавшегося в социально-экономическом тупике. Поэтому историческое призвание революции может состоять как в том, чтобы разрушить отжившие производственные отношения, утратившие стимулы развития производительных сил, ставшие оковами их развития, так и в том, чтобы порвать с тупиковой линией эволюции и восстановить общечеловеческие механизмы прогресса. Но во всех случаях революция – это локомотив истории, ускоритель ее развития, ибо, спасая уже созданные производительные силы от разрушения, она вместе с тем утверждает новые, эффективные стимулы их быстрого роста.

Творцами или движителями революции являются общественные группы, слои, классы, граждане, объективно заинтересованные в назревших переменах, чье недовольство существующими порядками выпивается в активные выступления против них. Так как степень нужды и бедствий у разных таких групп различна, а уровень их сознания и организованности неодинаков, то не каждый класс, социальный слой и группа, составляющие народ, объективно заинтересованный в общественном прогрессе, активно действует, вершит революцию. Революцию творят только политически активные, передовые представители этих социальных групп и сил, составляющие революционный народ, т.е. активно действующий авангард народа. Общественнополитическая сила, класс, группа, действующая в революции наиболее последовательно, решительно и радикально, как правило, оказывается гегемоном революции, сплачивающим вокруг себя всех ее творцов.

Главным вопросом любой революции является вопрос о власти, ибо, не свергнув прежнюю государственно-политическую власть, стоящую на страже устаревших порядков, и не утвердив власть передовых сил, заинтересованных в переменах нельзя решить социально-экономические задачи революции обеспечить замену одного строя другим, прежнего – новым. Эти два главных аспекта центрального вопроса – вопроса о власти свержение прежней и утверждение новой – чаще всего осуществляются одними и теми же революционными силами – революционным народом страны. Но обстоятельства

301

РЕВОЛЮЦИЯмогут сложиться и так, что эти задачи история возлагает на разные силы, как это было при освобождении от фашизма стран Центральной и Юго-Восточной Европы, где задачи по свержению и разрушению гитлеровского “нового порядка” выполняла советская армияосвободительница в союзе с внутренними силами этих стран (воссозданными армейскими формированиями и партизанами), которые, учитывая мощь гитлеровской военной машины, сами, в одиночку были не в состоянии решить эту задачу. Вторая же задача – утверждение новой политической власти в этих странах – решалась уже их народами в присутствии советских войск, что породило особый комплекс проблем.

С точки зрения форм борьбы за власть, форм политического переворота, принципиальное значение имеет разграничение мирной и немирной форм развития революции. Суть этого разграничения сводится к тому: имело ли место в ходе революции применение вооруженного насилия, было ли кровопролитие при свержении прежней власти, утверждении и защите новой? Так, относительно бескровное вооруженное восстание Октября 1917 г . в России было сопряжено с кровопролитной гражданской войной 1918-1921 гг. в целях защиты этой власти “красными” от “белых”. Мирным был переход от первого ко второму этапу революций в странах “народной демократии” в конце 40-х гг., мирными и немирными, “бархатными” и “небархатными” были антитоталитарные революции в этих странах в конце 80-х гг.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как политика есть борьба за справедливый порядок
Позже интеллигенция стала обозначать также совесть нации
Перестройка горбачева
И само гражданское общество
Иной идеологии

сайт копирайтеров Евгений