Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Теперь это огромное скопление стало ключом к желаниям людей. Они сбросили не только диктатуру, тайную полицию и контроль над мышлением, но все, что отгораживало их от мира за стеной. Даже сама стена пала под напором рыночных сил, была разбита на кусочки и продана на сувениры в память о моменте, быстро исчезавшем в вихре опосредованной истории.

Проще говоря, капитализм праздновал триумф. Цены, конечно, выросли. "С более красивыми упаковками и большим разнообразием новых западных товаров, пришли также и более высокие цены", - писала одна канадская газета. Только со временем одержимые покупатели поймут, какова реальная цена этого. Они меняют диктатуру нищеты на стремительное обнищание под диктатурой денег. Их социализм потерпел неудачу, и теперь они заново усваивают азы капитализма, главный из которых - "Без денег ты какашка, а с деньгами - человек". К несчастью для себя они оказались на противоположном от "настоящих людей" конце. То, что всегда составляло сильную сторону Маркса, - его критика товара, рынка и отчуждения, - теперь легло тяжким грузом на плечи живущих, но не потому, что это был груз прошлого, а потому, что все это демонстрировало бремя настоящего, гнетущее людей.

"Способность всех продуктов, деятельностей, отношений к обмену на нечто третье, вещное, на нечто такое, что в свою очередь может быть обменено на все без разбора, - то есть развитие меновых стоимостей (и денежных отношений) - тождественна всеобщей продажности, коррупции", - писал Маркс в своих рукописях. "Всеобщая проституция выступает как необходимая фаза развития общественного характера личных задатков, потенций, способностей, деятельностей. Выражаясь более вежливо: всеобщее отношение полезности и годности для употребления". ("Экономические рукописи 1857-59 гг.") Бывшие заключенные Восточного блока сбросили свои цепи, но мир, который они обрели, оказался универсальной проституцией, о которой писал их официальный пророк. Этот мир мы, заключеные Западного блока, знаем слишком хорошо. "Мы их макдональдизируем", - заявил в интервью "Нью-Йорк Таймс" управляющий "Макдональдс", комментируя "культурное завоевание" Советского Союза и открытие своего ресторана в Москве.

Капитализм праздновал триумф. "Свободный мир" одержал победу. Восточный блок стал свободен, - его теперь можно свободно макдональдизировать.

В том же отрывке "Экономических рукописей" Маркс отметил, что в обществах с "неразвитыми" системами обмена (феодализм, традиционные или не имеющие письменности общества, а теперь к ним можно условно отнести и бюрократические коллективистские общества Восточного блока), люди вступают в общение друг с другом, будучи "заключенными" в строго определенные роли (и здесь он показал свою собственную несвободу от буржуазной идеологии прогресса в той степени, в какой рассматривал все отношения как строго определенные, несмотря на обоснованность альтернативы, которую он пытался предложить). Роли, о которых говорил Маркс, могут включать господина и вассала, или роли, определяемые родовыми отношениями, но, возможно, также партийного бюрократа и работника в партийно-бюрократических государствах Восточного блока.

Однако, при развитом капитализме ("и эта видимость обольщает демократию", - пишет он, как бы говоря о нынешней победе "демократии" над "коммунизмом") "узы личной зависимости, различия происхождения, образования и т.д. действительно подорваны и разорваны... кажется, будто индивиды независимо (эта независимость вообще есть только иллюзия, и ее правильнее было бы назвать безразличием в смысле индифферентности), свободно сталкиваются друг с другом и обмениваются друг с другом в рамках этой свободы, но такими они кажутся лишь тому, кто абстрагируется от тех условий, тех условий существования,... при которых эти индивиды вступают в соприкосновение друг с другом..." То есть, говоря на языке капитализма, ничего бесплатного не бывает; свобода, обещанная капиталом, тоже имеет свою скрытую цену. Сами "свободные отношения" определяются диктатурой, более сложной по своей сути, чем та, какой государственно-коллективистские диктатуры когда-либо могли стать.

"Отдельное лицо может случайно с ними справиться," - продолжает Маркс (и нам на ум приходят многочисленные бывшие функционеры из коммунистической бюрократии, которые теперь становятся новыми капиталистами), - "но не масса, закабаленных ими людей, ибо само существование такой массы выражает подчинение, и притом неизбежное подчинение индивидов этим отношениям". Иначе говоря, макдональдизация требует низкооплачиваемых чернорабочих, если подразумевается существование инвесторов, получающих высокие прибыли. Все не могут быть богатыми. Капитализму нужна колония, и кто-то должен ею стать.

Когда исследователь Дэвид Лемперт спросил советского экономиста, какими экономическими правами и защитой от эксплуатации будут пользоваться те, у кого нет собственного капитала, после перехода к "свободному рынку", он услышал в ответ: "У них будет право на труд. Право работать на тех, у кого есть капитал". В Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге, была создана "свободная экономическая зона" с тем, чтобы, говоря словами одного из депутатов горсовета, превратить его в город "как Мехико". Студент юридического факультета, продолжает Лемперт, сформулировал это еще более прямолинейно. "Нас не интересуют идеи демократии", - сказал тот. - "Нам нужно есть. Помогите нам выучить английский, чтобы мы могли работать на совместных предприятиях". ("Soviet Sellout"//Mother Jones, Sept.-Oct. 1991)

Владелец киоска мечтает о большом супермаркете и говорит иностранцу: "Мы должны постепенно расти, с неудачами и прогрессом, чтобы через 10-15 лет дорасти до ваших колен". Это показывает, что в бывшей могущественной империи развивается не только дух предпринимательства, но также зависть и чувство неполноценности, воспитываемое колониализмом. (The New York Times, 24.1.92)

"Это неизбежно", - шептал Лемперту редактор газеты. "Мы превращаемся в колонию". А старый сибиряк восклицал: "Будем продавать леса. Будем продавать ископаемые. Пусть Запад возьмет все, что ему надо. Пусть они придут и дадут нам то, с чем мы можем начать". Конечно, Запад с радостью даст им все, что нужно... чтобы стать как Мехико.

2

--------------------------------------------------------------------------------

Театр, подобно чуме... распутывает конфликты,

он высвобождает силы, он создает возможности,

и если эти возможности и эти силы черны, -

виноваты тут не чума или театр, но сама жизнь.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Появление триумфа капитала на русском языке сильно запоздало
Все это достигается с помощью все увеличивающихся затрат на обеспечение поддержки со стороны населения
Брэдфорд Д. Триумф Капитала политологии 2 капитализм

сайт копирайтеров Евгений