<<< ΛΛΛ >>>
В ней вы найдете тоже очень ясное расположение ко всеобщему однообразию. В одном
месте он смеется над провинциальным собственником, который робеет в присутствии
префекта, забывая, что префект одет хорошо и живет хорошо на подати, платимые
этим собственником; смеется над матерями, которые хотят одеть сыновей своих в
мундиры, вместо того чтобы учить их торговать или хозяйничать... (И мы готовы
смеяться над мундирами, но не за то, что ими поддерживается хоть какое-нибудь
отличие в нравах и быте, а за то, что они пластически безобразны и европейски
опошлены.) В другом месте Абу говорит: "Конечно, храбрый генерал, искусный
дипломат (un diplomate malicieux) и т. п. полезны, но они полезны для мира в том
виде, в каком он есть теперь, а придет время, в которое они не будут нужны". Вот
и еще две-три формы людского развития, человеческого разнообразия, психического
обособления индивидуумов и наций уничтожаются. Не позволены уже более ни
Бисмарки, ни Талейраны, ни Ришелье, ни Фридрихи и Наполеоны... Царей, конечно,
нет и подавно. Про духовенство Абу прямо в этом месте не говорит, но он во
многих других места своей книги отзывается или с небрежностью, или даже с
ненавистью о людях верующих. "Пускай себе кто хочет ходит в синагогу, кто хочет
в протестантскую церковь и т. д." Подразумевается: "Это не страшно, с этим
прогресс справится легко!"
Кто же ему нужен?
Ему для прогресса нужны: агрономы (смотри дальше об излишней обработке земного
шара, у Дж. С. Милля и Риля) профессора, фабриканты, работники, меш-ники и,
<<< ΛΛΛ >>>
Государства запада Сословий
|