<<< ΛΛΛ >>>
сложного во имя какой-нибудь новой простоты идеала.
Он дал мне книгу Спенсера "Научные, политические и философские опыты", и я нашел
действительно то, о чем говорил мне мой приятель, в статьях "Прогресс, его
законы и причина" и "Социальный организм". Сверх того, я приобрел недавно и
новую брошюру того же Спенсера "Грядущее рабство".
Из всех этих трех статей, специально касающихся до предмета моих размышлений, я
убедился, что и рекомендовавший их мне человек был прав, утверждая, что мы со
Спенсером исходим из одинаковой мысли, и я был прав, подозревая заранее, что ;
Спенсер все-таки не что иное, как западный либерал. И то и другое правда.
В 1-й статье своей ("Прогресс" и т. д.) , Спенсер говорит вот что:
Итак, скажу кратко, из всех приведенных статей Спенсера явствует, что он думает
только о многосложности смешанной, а не о сложности, разделенной на слои и
группы. Его верная и прекрасная мысль о социальном дифференцировании теряется
потом в чем-то неясном и слитом в виде общечеловеческого или общеевропейского
потока. Он все-таки остается индивидуалистом, т. е. более или менее эгалитарным
либералом. Он подобно В. фон Гумбольдту и Дж. Ст. Миллю ищет разнородности
только в лицах и не додумывается до того, что разнообразие лиц или усиление
особой личности в людях обусловливается именно отдельностью социальных групп и
<<< ΛΛΛ >>>
Прогресс есть Сословий Умеют обходиться без власти Движение это есть Ни капитал
|