Пиши и продавай! |
Эти респонденты пережили крах иллюзий относительно того, что рыночные отношения откроют перед ними «новые социальные возможности», «возможности самореализации» и т. п., и явно пребывают в состоянии социальной фрустрации. Многие из них (что типично для фрустрации) демонстрируют повышенный уровень тревожности и переполнены страхами — отчасти за себя, но гораздо чаще за своих маленьких детей. Их конформистское поведение и демонстративная аполитичность часто связаны с лихорадочными попытками заложить таким образом основы возможного благополучия своих детей в будущем (то, что эти дети будут жить в лучшем, чем сейчас, мире, респонденты явно не верят). Рекламная и брэнд-агрессия сплошь и рядом воспринимается (хотя и не всегда осознается) этими возрастными категориями как дополнительный фактор стресса. Реакция на рекламную и брэнд-агрессию в городской среде (или память об этой реакции) у респондентов указанных возрастов совпадает с описанным специалистами «стрессом при неожиданном “вторжении” в личное пространство» [29] . В целом приходится констатировать, что лишь очень незначительная часть провинциальной молодежи оказалась готова к рекламной и брэнд-агрессии, оказалась способна трезво оценить ее последствия и противостоять ей в индивидуальном плане. Это — наиболее развитая, социально активная и в то же время нонконформистская часть молодежи. Однако численность ее настолько мала, а социальное положение часто так неустойчиво и даже маргинализировано, представители этой молодежи до такой степени разобщены и нередко настолько экономически подавлены, что не существует ни малейшего шанса, что они окажутся способны перевести индивидуальное сопротивление в коллективное, общественное «стихийно», то есть эволюционным путем, путем «гражданских инициатив», создания «самодеятельных добровольных объединений граждан» и т. п. А дальнейшая коммерциализация и деградация социально-культурной среды и все более откровенное восприятие этой среды как агрессивно-враждебной должны будут подталкивать представителей этой категории молодежи либо к полной апатии и депрессии, либо к «внутренней эмиграции», либо к эмиграции настоящей, либо к выраженной радикализации. ПРИМЕЧАНИЯ [1] Brande — вересковая пустошь (франц.). [2] Что типично для городских жителей в условиях «массового общества» (см. Т. Шибутани. Социальная психология. Ростов н/Д., 1998, стр. 513—514). [3] Brand — гангрена (нем.). [4] Н. Кляйн. NO LOGO. Люди против брэндов. М., 2003, стр. 101. [5] Э. Фромм. Бегство от свободы. М., 1990, стр. 159. [6] См. Г. Маркузе. Одномерный человек. Исследование идеологии Развитого Индустриального общества. М., 1994, стр. 13—14. [7] Brand — пожар (нем.). [8] См. Д. Л. Томпсон, Д. Пристли. Социология. М. — Львов, 1998, стр. 151. [9] См. S. Backlash. Faludi. The Undeclared War against American Woman. N. Y., 1991. [10] Н. Кляйн. NO LOGO. Люди против брэндов, стр. 74—75; Д. Рашкофф. Медиа вирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003, стр. 149—208. [11] См., в частности: Н. Хомский. Прибыль на людях. Неолиберализм и новый мировой порядок. М., 2002; его же. Классовая война. Интервью с Дэвидом Барзамяном. М., 2003. [12] Brand в англ. также «факел»; в данном случае использовано написание этого слова, используемое в названии омерзительного журнальчика г-на Грымова. [13] Д. де Грааф, Д. Ванн, Т. Х. Нэйлор. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. М., 2003, стр. 99. [14] Там же, стр. 95—105; Д. Рашкофф. Медиа вирус! стр. 119—148; Н. Кляйн. NO LOGO. Люди против брэндов, стр. 195—199. [15] S. de Beauvoir. Nature of the Second Sex. L., 1963, p. 23. |
|
|
|