<<< ΛΛΛ >>>
другого. Все согласны, что юность следует учить и тренировать, чтобы она знала и
использовала плоды человеческого опыта.
Но преимущество человека в том, что, достигнув зрелости, он использует и
истолковывает этот опыт по-своему. Его дело – найти то, что в признанном опыте
соответствует его характеру и обстоятельствам. Традиции и обычаи других людей
показывают, чему их научил их опыт; это следует учесть. Но их опыт, во-первых,
может быть слишком узок или неверно истолкован, во-вторых, истолкование,
возможно, верно, но не всем подходит. Обычаи годятся для обычных характеров и
обычных обстоятельств, а данные обстоятельства и характер могут быть необычны.
Третье: хотя обычай и хорош, и подходит, но, подчиняясь ему только потому, что
это обычай, не разовьешь тех качеств, что специфичны для человека. Способность
предвидеть, судить, различать, умственная активность и даже моральное
предпочтение развиваются только, когда делаешь выбор. Тот, кто во всем следует
обычаю, не выбирает. Он не определяет, что лучше, и не стремится к этому. А
мораль и разум, подобно мускулам, укрепляются лишь в действии.
Тому, кто позволяет миру выбрать для него план жизни, не нужно никаких
способностей, креме обезьяньего подражания. Тот, кто выбрал план сам, использует
все свои способности: наблюдательность, чтобы видеть; размышление, чтобы
предвидеть; активность, чтобы собирать материал для решения; умение различать,
чтобы решиться; а когда решился – твердость и самоконтроль, чтобы не изменить
<<< ΛΛΛ >>>
Политология Милль Д. О свободе 6 замечаний Мало кто понял значение доктрины гумбольдта развитие известного Полезность в широком смысле Нужна защита от тирании господствующих мнений Поскольку все перемены стремятся усилить общество
|