Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С. А. Рачинский - педагог-просветитель, деятель народного образования. Пытался создать новый тип русской национальной школы, на протяжении жизни построил 20 начальных школ, четыре из которых полностью содержал. Опыт работы своих школ обобщил в книге «Сельская школа». Задачу начальной школы видел в формировании у учащихся гармоничного мировосприятия, основанного на нравственных идеалах православия. Религиозно-нравственное воспитание, по его мнению, должно осуществляться в тесной взаимосвязи с трудовым и эстетическим. Распорядок жизни в школах Рачинского приближался к семейному. Использовался принцип индивидуального обучения и воспитания, особое значение придавалось работе с одаренными детьми.

Николай Александрович Корф (1834-1883)

Н. А. Корф - педагог, методист, земский деятель, создатель деревенской земской трехлетней школы. Разработал методику ведения занятия одним учителем с тремя отделениями школы. Автор книги «Наш друг» (1871), дополняющей «Родное слово» К. Д. Ушинского. Считал, что множеству национальных типов населения России необходимы соответствующие типы школ. Организовал работу учительских съездов и учительских курсов, которые повышали уровень подготовленности учителей и привлекали внимание общества к проблемам школы.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)

Д. И. Менделеев - ученый-химик, деятель народного образования, автор первых русских фундаментальных учебников химии. В педагогических статьях («О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей», «О народном просвещении в России») высказал мысли о высокой роли народного образования в развитии и процветании страны, об изучении в средней школе основ наук, о соединении теории с практическими занятиями.

Николай Федорович Бунаков (1837-1905)

Н. Ф. Бунаков - педагог, общественный деятель, теоретик и практик начального обучения. Сторонник демократизации народной школы, введения всеобщего бесплатного начального обучения. Руководитель учительских курсов и съездов, автор множества учебных пособий. В системе учебных знаний выделял три главных составляющих: обучение грамоте, объяснительное чтение, письменные упражнения.

Петр Францевич Лесгафт (1837-1909)

П. Ф. Лесгафт - педагог, врач, один из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании. В основу педагогики положил антропологический принцип, целью которого было единство физического и умственного развития личности ребенка. Разработал практическую типологию детей. В концепции процесса обучения раскрыл дидактическое значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью. Выделив в жизни человека пять основных периодов, вывел определенные правила воспитания в каждом из них. Так, например, в раннем возрасте (до школы) считал необходимым соблюдение гигиены, соответствие между словом и делом воспитателя, отказ от произвола в отношении воспитанников, уважение ребенка и права его личной неприкосновенности.

Лев Николаевич Модзалевский (1837-1896)

Л. Н. Модзалевский - педагог, соратник и последователь К. Д. Ушинского, детский поэт, историк педагогики. Один из первых исследователей педагогического наследия ЯЛ. Коменского, автор первого систематического пособия по истории педагогики «Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней» (1866).

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)

B. C. Соловьев - крупнейший религиозный философ, поэт, публицист. Создатель «философии всеединства», ищущей гармонию между космическим и социальным началами. Разрабатывал теорию «цельного знания» - интуитивного образно-символического постижения мира, основанного на личном усилии человека. Создал концепцию «богочеловечества», высочайшее значение в выполнении божественной миссии придавал образованию.

Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924)

В. П. Вахтеров - педагог, общественный деятель, один из организаторов Всероссийского учительского союза. Обосновал самостоятельность педагогики как науки, своеобразие методов педагогических исследований. Был сторонником демократической системы образования, предлагая ввести единую школу. Разработал самостоятельную концепцию «эволюционной педагогики», основу которой составляла идея развития, т. е. трактовка обучения и воспитания как средства поступательного движения в развитии личности. Выступал за обновление и расширение образования в народной школе, за активные методы обучения, способствующие развитию самостоятельного мышления ребенка.

Василий Васильевич Розанов (1856-1919)

В. В. Розанов - религиозный мыслитель, литератор. Основные темы философских размышлений — религия, семья, образование. Проблемам воспитания посвящен ряд книг и статей: «Сумерки просвещения», «Три главных принципа образования», «Педагогические трафаретки» и др. Основными принципами образования считал: принцип индивидуальности, принцип целостности, принцип единства типа (несмешение в одном учебном заведении трех разнородных типов образования, в основе которых лежат разные мировоззрения, а именно: античная классика, христианство, позитивная наука; ученик должен черпать впечатления из «источника одной какой-нибудь исторической культуры»). Центральной задачей образования считал воспитание культурного человека. Критикуя государственную систему образования, возлагал свои надежды на развитие образования в России с распространением частных учебных заведений. Отстаивал идею гармоничного сочетания общечеловеческого, национального и индивидуального в формировании «цельного» человека.

Константин Николаевич Венцель (1857-1947)

К. Н. Венцель - педагог, представитель теории свободного воспитания. Отвергая старую школу, настаивал на организации таких учебно-воспитательных учреждений, где детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития. Организовал Дом свободного ребенка (1906-1907), где основной упор делался на ручной труд и воспитание активного альтруизма (нравственной любви). Автор одной из первых в мире «Декларации прав ребенка» (1917).

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927)

В. М. Бехтерев - невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Разработал новые методы психолого-педагогических исследований. Основатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии. Разработал теорию поведения. Изучал рефлекторную деятельность ребенка раннего возраста (до 3-4 лет). Проводил мысль о необходимости взаимосвязи социально-трудового, умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. По мнению Бехтерева, воспитание разносторонне развитой личности требует совершенствования форм и методов учебной и воспитательной работы, важнейшими среди который являются внушение, пример, поощрение, убеждение. Репрессирован за диагноз «паранойя», поставленный Сталину.

Михаил Иванович Демков (1859-1939)

М. И. Демков - теоретик, историк и популяризатор педагогики, издатель учебных пособий. Автор книг «Очерки по истории русской педагогики», «Русская педагогика в главнейших ее представителях», «Старые и новые педагоги, их жизнь, мысли и труды», в которых представил биографии крупнейших педагогов.

Александр Петрович Нечаев (1875-1943)

А. П. Нечаев - психолог, педагог, создатель первой в России лаборатории экспериментальной педагогической психологии (1901, СПб.). Его теоретические взгляды на личность ребенка как совокупность психических процессов и ее развитие как процесс внутреннего созревания организма под воздействием психофизических законов послужили обоснованием психологического эксперимента. Исследовал проблемы памяти, индивидуальных различий, показал принципиальные различия между психологическими и педагогическими способами исследования личности ребенка.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой был также выдающимся педагогом-гуманистом. Образование народа он считал важнейшим делом своей жизни: «А дело не то, что первой важности, а самое важное в мире, потому что все, что мы желаем осуществить, может осуществиться только в следующих поколениях». Мировоззрение Льва Николаевича было противоречивым. В различные периоды его жизни оно во многом определяло его педагогические взгляды и деятельность. Условно можно выделить три периода.

1 период. Основная деятельность. 1859-1962

Благотворительная деятельность по открытию школ для крестьянских детей. Создание школы свободного воспитания. Резкая критика и отрицание существующей школы. Пропаганда идей свободного воспитания и их реализация в Яснополянской школе. Издание журнала «Ясная поляна».
В Яснополянской школе Толстым была предпринята попытка реализовать на практике идеи свободного воспитания. Как теория была претворена в жизнь, свидетельствуют отрывки из журнала «Ясная поляна» (март-апрель 1862 г. ): «Школа помещается в двухэтажном каменном доме. Две комнаты заняты школой, одна — кабинетом. . . (физическим). Предметов - 12, классов - 3, учеников - всех 49, учителей - 4, уроков в продолжение дня от 5 до 7. . . Предметы по расписанию распределяются следующим образом: 1) чтение механическое и постепенное; 2) писание; 3) каллиграфия; 4) грамматика; 5)священная история; 6) русская история; 7) рисование; 8) черчение; 9) пение; 10) математика; 11) беседы из естественных наук; 12) закон божий». «Уроков на дом не задают. . . . Никакого урока, ничего сделанного вчера, он (ученик) не обязан помнить нынче. Его не мучит мысль о предстоящем уроке». «Садятся они, где кому вздумается: на лавках, столах, подоконнике, полу и кресле. По моему мнению, внешний беспорядок этот полезен и незаменим, как он ни кажется странным и неудобным для учителя. . . Школьники - люди, хотя и маленькие, но люди, имеющие такие же потребности, какие и мы. . . Им весьма легко будет дойти до заключения, что надо подчиниться известным условиям для того, чтобы учиться». «Учителя составляют планы преподавания на будущую неделю. Планы эти каждую неделю не исполняются, а изменяются сообразно требованию учеников».

2 период. Методический. 70-е годы

Написание «Азбуки», «Новой азбуки», «Книги для чтения», составление курса арифметики. В 1874 г. статья «О народном образовании» (рассмотрение вопроса о школе с позиции патриархального крестьянства: примитивные сельские школы). Буквослага-тельный метод обучения грамоте. Особенности учебных книг Л. Н. Толстого: высокая художественность, лаконичность, простота, доступность детскому пониманию, занимательность, превосходный русский язык. Преобладает форма художественных рассказов из русской жизни, особенно деревни. Много материала на нравственные темы. Ценный вклад в детскую литературу. «Новая азбука» и «Книги для чтения» выдержали свыше 30 изданий.

3 период. Религиозно-нравственный. 70-90-е годы

В основе воспитания и образования - «толстовская» религия: признание, что человек носит бога в самом себе, всеобщая любовь к людям, всепрощение: «Религия есть единственное законное и разумное основание воспитания»

Ведущие педагогические идеи Л. Н. Толстого (разных периодов)

«Глубокая любовь и уважение к ребенку, гуманистический подход к его воспитанию».
«Родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра».
Показал несостоятельность абстрактной педагогики, оторванной от практики: «Школа хороша только тогда, когда она осознала те основные законы, которыми живет народ».
Школа должна давать детям широкий круг знаний, всесторонне развивать их творческие силы.
Учение должно основываться на интересе: «Всякое учение должно быть ответом на вопрос, возбужденный жизнью».
Детей надо учить так, чтобы они самостоятельно формулировали выводы, вытекающие из наблюдений, опытов. Изучать предметы и явления надо преимущественно в естественной обстановке.
Толстой призывает к творческому поиску, эксперименту. Школа может стать орудием образования только тогда, «когда каждая школа будет, так сказать, педагогической лабораторией. . . »

Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870)

К. Д. Ушинский - сын небогатого дворянина. Высшее . образование получил в Московском университете (1840-1844), с блеском окончив юридический факультет. За отличные успехи удостоен степени кандидата наук. В 1846 году двадцатидвухлетний Ушинский назначен исполняющим обязанности профессора Ярославского Демидовского лицея - одного из старейших высших учебных заведений, однако в 1849 году был негласно уволен за свои прогрессивные убеждения. В 1854 году Ушинскому удалось получить назначение учителем, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, где он значительно улучшил постановку обучения и воспитания.
Во второй половине 50-х годов он публикует ряд статей («О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы»), которые сделали его известным. В 1859 году Ушинский назначается инспектором классов в Смольный институт благородных девиц. Он произвел существенные преобразования в этом полумонастырском учебном заведении. Был введен новый учебный план, согласно которому большое место отводилось изучению русского языка, литературы. В обучении широко использовались наглядность, методы преподавания, развивающие познавательную активность девочек. Большое место отводилось самостоятельной работе. В 1860-1861 годах он редактировал «Журнал Министерства народного просвещения», где поместил ряд своих программных статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Родное слово», «Проект учительской семинарии».
На основании доносов, обвинявших инспектора в безбожии, свободомыслии и политической неблагонадежности, его уволили из Смольного института летом 1862 года. Для того чтобы как-то замаскировать отставку выдающегося педагога, правительство командирует его за границу для изучения постановки женского образования. За пять лет, проведенных в европейских странах, Ушинский написал главный труд своей жизни - «Человек как предмет воспитания», а также книгу для чтения «Родное слово» и методическое руководство к ней.
В 1870 году на 47 году жизни Ушинского не стало.
Ушинский составил две учебные книги: «Родное слово», «Детский мир». Первая предназначалась для первоначального обучения. Главное внимание здесь обращено на русский язык в связи с развитием мышления и расширением запаса знаний об окружающей жизни. «Детский мир» предназначен для учащихся 3-4 классов и содержит сведения об естествознании, географии. Кроме тщательно подобранных стихотворений, басен, сказок, Ушинский включил в учебники свои статьи о деревьях, животных, реках, городах и небольшие рассказы нравственного содержания.

Педагогическая система Ушинского

В педагогическом наследии Ушинского условно можно выделить несколько важнейших проблем, первой из которых является разработка педагогической антропологии. Основная идея проблемы высказывалась еще в первых его статьях, а получила свое завершение в капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В предисловии автор пишет: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». В круг антропологических наук Ушинский включал анатомию, физиологию, психологию, историю, статистику, географию и т. д. , то есть сеть наук, позволяющих обнаружить свойство предмета воспитания - человека.
Сам автор в предисловии определил содержание «Опыта педагогической антропологии». В первом томе даны физиологические основы процесса «сознавания», начиная «с первичных ощущений и доходя до сложного рассудочного процесса». Во втором томе излагаются процессы душевных чувств и духовные особенности человека. В третьем (незавершенном) томе, Ушинский предполагал изложить «в системе. . . те педагогические меры, правила, которые сами собой вытекают. . . из явлений человеческого организма и человеческой души».
Вторая проблема, лежащая в основе педагогической системы Ушинского, — идея народности воспитания. «Есть одна только, общая для всех, прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью». Под народностью он понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями.
Реализация принципа народности. предполагала: а) создание широкой сети народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей - делом воспитания должен руководить сам народ; б) воспитание должно давать детям реальное образование, развивать их умственные способности с тем, чтобы они могли быть использованы в интересах народа; в) центральное место в формировании человека должен занимать родной язык - «сокровищница духа народа»; г) воспитание должно формировать человека, для которого труд является первой потребностью, формировать патриота с твердой волей и характером; д) женщинам должно быть обеспечено образование, равное с мужчинами; е) недопустимо слепое заимствование и внедрение в практику иноземных систем, не соответствующих духу русской народности. Идею народности Ушинский тесно связывает с религиозно-нравственными устоями православия, считая, что воспитание должно способствовать внедрению в души детей «истин христианства».
Третья проблема педагогической системы Ушинского - воспитание нравственных чувств. Среди различных сторон воспитания он ставил на первое место нравственное воспитание: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума. . . ». Воспитание должно развивать, по мнению Ушинского, в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, формировать твердый характер и волю, чувство долга. Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются нравственное просвещение, личный пример учителя, убеждение, которому он придавал большое значение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и наказания.
Большое значение в воспитании, по мнению Ушинского, принадлежит семье, которая закладывает основы формирования личности. Семью как воспитательный институт не могут заменить никакие общественные воспитательные учреждения. Важнейшим условием эффективного семейного воспитания являются: доброжелательная атмосфера во взаимоотношениях всех членов семьи, единство требований родителей, постоянное участие детей в различных видах трудовой деятельности.

Дидактические взгляды

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Воспитание будет результативным
Лещинский В., Мозгарев Л., Неделина С., Седова Е. Краткий справочник по курсу История образования и 9 воспитания
Педагогика и школа в россии в xix наЧале xx векаосновные идеиреформирование всех ступеней образования начальной

сайт копирайтеров Евгений