Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Н. И. Новиков - просветитель, писатель, книгоиздатель. Финансировал две частные школы, издавал детский журнал «Детское чтение для ума и сердца», создал педагогическую и переводческую семинарии при Московском университете.
Педагогические воззрения изложил в статьях «О воспитании и наставлении детей» (1783), «О раннем начале учения детей» (1784) и др. Его программа предусматривала гармоничное развитие физических, нравственных и умственных способностей личности. Центральная идея - воспитание добрых граждан, счастливых и полезных обществу, патриотов. Считал, что путь к высшей человеческой нравственности пролегает главным образом через преодоление невежества и полноценное образование и воспитание. Большую роль в нравственном воспитании отводил семье, но отдавал предпочтение школьному воспитанию, которое открывает возможности для общения и соревнования детей, учит поведению в обществе. Основным средством умственного воспитания считал систематическое образование. Полагал, что воспитание юношества всех сословий - первейшая обязанность и каждого родителя, и правителя страны. Воспитание, по мнению Н. И. Новикова, включает три основные части: физическое, нравственное и «образование разума».
После подавления Пугачевского восстания (1775) деятельность Новикова вошла в конфликт с официальной политикой. В 1792 г. арестован и без суда заключен в Шлиссельбургскую крепость. В 1796 г. был освобожден, но без разрешения продолжать свою деятельность.

Литература

Антология педагогической мысли России XVIII в. - М. , 1985.
Бобровникова   В. К. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова / Под ред. М. К. Гончарова. - М. , 1961.
Денисов А. П. Леонтий Филиппович Магницкий. - М, 1967.
Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособ. - М., 2000.
Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. -М. , 1978.
Заварзина Л. Э. Исторические очерки русской педагогики: философско-образовательный аспект. - Воронеж, 1998.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : Учеб. пособ. / Под ред. А. И. Пискунова. -М. , 2001.
Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд. - Пг., 1915.
Кошелева О. Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVT-XVIII вв. ). - М. , 2000.
Ю. Курочкина И. Н. Русская педагогика: Страницы становления (VIII-XVIII вв. ). - М. -2002.
Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. - М. , 1991.
Новиков Н. И. Избранные педагогические сочинения / Сост. Н. А. Грушин. -М. , 1959.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII-первая половинаXIX в. / Под ред. М. Ф. Шабаевой. - М. , 1973.
Смирнов С. История Славяно-греко-латинской академии   -М. , 1985.
Сычев-Михайлов  В. К. Из истории русской школы и педагогики XVIII в. - М. , 1960.

ПЕДАГОГИКА И ШКОЛА В РОССИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Основные идеи

Реформирование всех ступеней образования: начальной, высшей и средней школы; дискуссии о путях развития русской культуры и образования между западниками и славянофилами; поиск национального идеала образования и модели русской национальной школы; демократизация образования; становление системы педагогического образования; активное обновление педагогики на рубеже XIX-XX веков.

Основные события и факты

1802 - образование министерства народного просвещения, созданного с целью «воспитания юношества и распространения наук». Ведало (до 1917 г. ) учебными заведениями, Академией наук, учеными обществами. Одной из важнейших задач считало учреждение университетов.
1803-1804 - опубликование «Предварительных правил народного просвещения» и «Устава учебных заведений, подведомственных университетам», определивших структуру системы образования в I четверти XIX в. , четыре основные преемственные системы образования: приходские школы с одногодичным курсом обучения, двухгодичные уездные училища, готовящие к гимназии и дающие «необходимые познания, сообразные состоянию их в промышленности»; гимназии, готовящие к университету и «дающие сведения, необходимые для благовоспитанного человека», университеты, главной задачей которых должна была стать подготовка государственных чиновников.
1811 - открытие Царскосельского лицея (в 1843 г. переименован в Александровский). Закрытое учебное заведение для детей потомственных дворян. Срок обучения шесть (затем восемь) лет. Образование приравнивалось к университетскому. Директором был известный просветитель В. Ф. Малиновский. Лицей воспитывал в духе патриотизма, веры в свое призвание, радости от сознания долга перед Отечеством. Среди первых выпускников А. С. Пушкин, декабристы И. Пущин, В. Кюхельбекер, дипломат A. M. Горчаков.
1828 - опубликован «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов». При сохранении четырех уровней образования выдвигался принцип: «каждому сословию - свой уровень образования». Приходские училища - низшему, уездные - детям купцов и ремесленников, гимназии — для детей дворян и чиновников. После дискуссий принят компромиссный вариант, при котором «возбранялось чинить препятствия» тем, кто хочет повысить свой общественный статус.
1860 - подготовка новой школьной реформы. Издано «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения», устанавливающего два типа женских училищ (срок обучения шесть лет и три года). Женские училища были несословными учебными заведениями, дававшими среднее образование, но не ставившими задачу подготовки девушек к продолжению образования.
1864 - реформа системы начального образования. Вышло «Положение о начальных народных училищах», цель которых усматривалась в утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных сведений. Срок обучения и возраст обучающихся не ограничен. Утвержден новый «Устав гимназий и прогимназий», различающий классические гимназии (40% времени уделялось изучению древних языков, готовили к поступлению в университет) и реальные гимназии (преобладали предметы естественного цикла; готовили к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения).
1868 - опубликован новый университетский устав, согласно которому университеты получили большую самостоятельность (выборы ректора, профессоров, деканов и др. ).
1871 - новый «Устав гимназий и прогимназий», реорганизующий реальные гимназии в реальные училища, дающие возможность приступать к практической деятельности сразу после их окончания.

Министры народного просвещения, внесшие наибольший вклад в развитие образования и просвещения России XIX - начала XX вв.

Петр Васильевич Завадовский — первый министр народного просвещения (1802-1810). Учредил учебные округа, открыл приходские (сельские) училища. Открыл первый педагогический институт. Предоставил университетам автономию.
Ачександр Николаевич Голицын - министр с 1816 по 1824 г. Усилил клерикальный характер народного образования. В обязанности университетов стала входить подготовка преподавателей богословия для средних школ.
Александр Семенович Шишков - министр с 1824 по 1828 г. Готовил коренную реформу народного образования. Утверждал приоритет воспитания над обучением, которое должно сообразовываться с потребностью в «науках» каждого сословия. Выдвинул идею «русского воспитания», которое понимал как формирование религиозного чувства любви к Отечеству и православию, приверженности таким «русским» ценностям, как кротость, послушание, милосердие, гостеприимство.
Сергей Семенович Уваров - министр с 1834 по 1849 г. Основатель системы классического образования. Поставил задачу сформировать систему всестороннего контроля государства над воспитанием и образованием. Унифицировал учебные планы и программы учебных заведений. Значительно расширил сеть средних учебных заведений, качественно улучшил систему подготовки педагогических кадров. Выдвинул в качестве педагогической платформы воспитания и образования три принципа: православие, самодержавие, народность.
Евграф Петрович Ковалевский - министр с 1858 по 1861 г. Поставил вопрос о всеобщем начальном образовании, открыл первые воскресные школы. Отказался от поста министра в знак протеста против применения репрессий к участникам студенческих волнений.
Александр Васильевич Головнин - министр с 1862 по 1866 г. Руководил реформой высшего и среднего образования. Выступал за широкое обсуждение деятельности министерства народного просвещения.
Дмитрий Андреевич Толстой— министр с 1866 по 1880 г. Провел новые образовательные реформы. Выступал последовательным защитником дворянских интересов, считая, что благородное сословие должно сохранить в обществе свои политические позиции и культурно-нравственное влияние. Стремился сохранить государственный контроль за образовательными учреждениями.
Павел Николаевич Игнатьев - министр 1915-1916 гг. Под его руководством был разработан проект реформы образования, предусматривавший введение всеобщего начального образования, формирование у учащихся национального самосознания, расширение профессионального и специального образования, сокращение преподавания «мертвых языков» в гимназиях. Школе придавалось приоритетное значение. Намечалась трансформация системы управления образованием и его демократизация. Реформа не была реализована, но многие ее идеи и материалы учебных программ использованы при создании советской школы, а также послужили руководством для русских школ за рубежом.

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)

Н. М. Карамзин - русский писатель, публицист, выдающийся историк, труды которого сыграли огромную воспитательную роль в подъеме национального самосознания России. Литературная деятельность Карамзина оказала значительное влияние на разработку в русской литературе проблем личности, изображение внутреннего мира человека. В работах «История государства Российского», «Записки о древней и новой России» Карамзин не только осветил множество малоизвестных страниц русской истории, но и последовательно проводил мысль о преемственности в культуре и образовании, о необходимости либеральных реформ.

Иван Петрович Пнин (1773-1805)

И. П. Пнин - просветитель, поэт, публицист. Совместно с А. Ф. Бестужевым издавал «Санкт-Петербургский журнал» (1798), уделяя в нем значительное внимание педагогической проблематике. В своем основном сочинении «Опыт о просвещении относительно к России» (1804) рассмотрел проблемы воспитания и образования с социально-политической точки зрения. Считал необходимым условием существования просвещенного общества свободу граждан. Задачи воспитания и образования определил отдельно для школ каждого сословия; в соответствии с требованиями предполагаемой профессии учеников наметил объем и содержание общеобразовательных курсов, предусмотрел изучение некоторых специальных дисциплин.

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

В. А. Жуковский - поэт, переводчик, академик Российской академии наук, с 1815 г. постоянный секретарь литературного общества «Арзамас», носившего просветительский характер. В просвещении видел основное средство достижения человеческим обществом прогресса. С 1817 г. учитель русского языка великой княгини Александры Федоровны (будущей императрицы). В 1826-41 гг. - наставник будущего императора Александра II, которого Жуковский стремился воспитать как просвещенного и справедливого монарха, уделяя большое внимание религиозно-нравственным проблемам.

Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)

Н. И. Лобачевский - выдающийся математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения. Основа методико-педагогической теории Лобачевского - постоянное внимание к воспитательным аспектам науки, поиски философских основ научного знания, оптимальных педагогических средств и путей передачи знаний. Вопросы, связанные с обучением в школе, систематизированы в работе «Наставления учителям математики в гимназиях» (1828).

Иван Васильевич Киреевский (1806-1856)

И. В. Киреевский - философ, публицист, один из первых представителей славянофильства в русской культуре. Видел источник кризиса европейского просвещения в отходе от религиозных начал и утрате духовной целостности. Считал, что западному рационализму должно быть противопоставлено русское мировоззрение, основанное на чувстве и вере.

Николай Иванович Пирогов (1810-1881)

Н. И. Пирогов - общественный деятель, хирург, педагог. Свое педагогическое кредо выразил в статье «Вопросы лсизни» (1856). Взяв за основу идеи Ж. -Ж. Руссо, выдвинул в качестве главной цели воспитания формирование высоконравственной личности с широким интеллектуальный кругозором. Считал необходимым перестройку всей системы образования на основе принципов гуманизма и демократизма, на основе научного подхода и учитывая преемственность всех ступеней образования. Задачи обучения считал подчиненными воспитанию и нравственному развитию личности. Рассматривал телесные наказания как средства, унижающие детей. Главным действующим лицом в реформированной образовательной системе, по мнению Н. И. Пирогова, должен был стать новый учитель, стремящийся осмыслить мир ребенка. Н. И. Пирогов разработал проект школьной системы, выступал за расширение женского образования, так как именно женщина является первой воспитательницей юного поколения. Основное место в педагогическом наследии занимают вопросы самопознания личности посредством воспитания. Считал, что каждой личности свойственна постоянная борьба внутренней (биологической) и внешней (общечеловеческой) природы, и единственный способ привести к гармонии природное и общественное в человеке - это воспитание.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848)

В. Г. Белинский - литературный критик, публицист, философ. Составитель учебника русской грамматики (1837). В центре педагогических размышлений - личность как индивидуальное целостное единство всех психических свойств человека. В противовес сослов-но-профессиональному обучению выдвигал идеи общечеловеческого воспитания, которое реализуется через «родные, национальные явления». Считал, что учить детей следует с шести лет. Первейшая задача образования ~~ привить детям любовь к Родине, ее природе, языку, истории. Важнейшими учебными предметами считал гуманитарные науки, способствующие «очеловечиванию» людей.

Александр Иванович Герцен (1812-1870)

А. И. Герцен - писатель, философ, публицист. Выступал за развитие русской педагогической науки и образования по моделям, исторически отработанным в Западной Европе. В течение всей жизни интересовался педагогическими проблемами. Педагогические взгляды определялись философскими (атеизм и материализм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.

Степан Петрович Шевырев (1806-1864)

СП. Шевырев - литературный критик, поэт, историк, глава кафедры педагогики Московского университета. Основной задачей семейного и школьного воспитания считал «возвышение духовное, а не наполнение учащихся прикладными знаниями». Отстаивал идею развития в российских детях «внутреннего человека», в котором существует единство общечеловеческого и национального русского начал. Засилие западноевропейских идей в педагогике, по его мнению, грозило потерей народности.

Николай Платонович Огарев (1813-1877)

Н. П. Огарев - поэт, публицист, общественный деятель. Вместе с Герценом издавал альманах «Полярная звезда» (1855-1868) и газету «Колокол» (1857-1867). Разрабатывал проекты учебных заведений -«школы сельского хозяйства», «Народной политехнической школы», ориентировавшейся на главный принцип парижской политехнической школы: специальное образование на базе общего. Подчеркивал, что одной из главных целей педагогических реформ в России должно стать развитие у народа чести, гражданственности и права.

Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855)

Т. Н. Грановский — педагог, профессор Московского университета, представитель западников в российском образовании. Был сторонником заботы о сугубо индивидуальном развитии неповторимой личности сообразно идеалу человечества. Отрицал идею приоритетной ценности «святоотеческих» идеалов и путей воспитания, полагая, что народ в России находится во внеисторическом состоянии, а роль воспитателя и учителя должно исполнять европеизированное дворянство, образованное меньшинство. Отстаивал научность образования при сохранении в нем классического начала.

Николай Александрович Добролюбов (1836-1861)

Н. А. Добролюбов — литературный критик, публицист, просветитель. Педагогические идеи изложил в ряде статей и литературно-критических работ («О воспитании авторитета в воспитании», «Основные законы воспитания» и др. ) Цель воспитания определял как формирование активной личности, способной применить «высшие человеческие убеждения» в реальной жизни. Сформулировал основные направления нового типа воспитания, которое было призвано противостоять официальной педагогике, нивелирующей своеобразие личности. В центре воспитания помещал заботу о личности ребенка, его всестороннем развитии. Исходил из принципа антропологизма, полагая, что человек - это «нераздельное целое существо», и потому нельзя обособлять умственное, физическое и нравственное воспитание.

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860)

А. С. Хомяков — русский религиозный философ, публицист, поэт, один из основоположников славянофильства. В православии видел единственный источник просвещения на Руси. Понимание сущности воспитания изложил в статье «Об общественном воспитании в России». Выступил с учением о «соборности» - союзе индивидов, собранных во имя идеи Бога и любви в свободное и органичное единство.

Василий Иванович Водовозов (1825-1886)

В. И. Водовозов - педагог, методист по русской словесности и начальному обучению. Сторонник «реального» метода преподавания гуманитарных дисциплин. Настаивал на соблюдении в начальной школе наглядности и последовательности в обучении. Отвергал любые физические наказания детей. Разработал систему упражнений и аналитических бесед, охватывающих все этапы начального обучения. Выступал против чрезмерного однообразия образовательных учреждений и централизации управления образования. Школа, по его мнению, должна быть ориентирована на местные потребности.

Владимир Яковлевич Стоюнин (1826-1888)

В. Я. Стоюнин - педагог, деятель народного просвещения, публицист, теоретик-методист (русский язык и литература). Связывал недостатки современной ему школы с ее космополитизмом, с отсутствием у нее национальных черт. Развивал идеи гуманизма в образовании и воспитании, демократизма в школе, воспитания человека-гражданина. Методические идеи базировались на принципе воспитывающего обучения. Существенное влияние на развитие педагогической мысли в России оказали его труды по истории педагогики и народного образования. Наиболее серьезными пороками русской жизни считал низкий культурный уровень, недостаточное развитие чувства законности, общественной нравственности. Противостоять бескультурью, по мнению Стоюнина, должно прежде всего воспитание. Школа должна стать основой воспитания нравственности, развивая у учащихся чувство неразрывной духовной связи с народом.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889)

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Избранные педагогические сочинения воспитания личности
Связано со становлением проблемы человека
человеколюбия

сайт копирайтеров Евгений