Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Гельвеций К. А. Сочинения: В 2-х т. - М, 1974.
Гончаров Л. Н. Школа и педагогика США до Второй мировой войны. Исторический очерк. - М. , 1972.
Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. - M. , 1992.
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М. , 1998.
Джуринский А. Н. История педагогики. — М, 2000.
Дидро Д. Соч. : В 2-х т. - М. , 1991.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М. , 2001.
Коменский Я. А. , Локк Д. , Руссо  Ж. Ж. , Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. - М. , 1987.
Лещинский В. И. , Лаврикова Г. В. , Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.
Локк Д. Соч. : В 3-х т. Т. 1-2. - ML, 1985. Т. 3. - М, 1988.
Пискунов А. И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII - начала XIX в. Очерки первый и второй. -М. , 1960.
Руссо Ж. Ж. Пед. соч. : В 2-х т. -ML, 1981.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М, 1981.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

И. Г. Песталоцци - швейцарский педагог, чье мировоззрение складывалось под влиянием идей французского просвещения и произведений Ж. -Ж. Руссо. Горячо пропагандировал необходимость образования для всех сословий, особенно крестьян. Мечта об улучшении положения народа воплотилась в конкретных хозяйственных и социально-педагогических проектах, которые не выдержали испытания реальными общественно-экономическими условиями. Несостоятельные экономически, проекты И. Г. Песталоцци дали бесценный педагогический материал. О результатах своей работы в Нейгофе Песталоцци пишет: «Я убедился на опыте, что дети при непривычном для них, но регулярном труде очень быстро приобретают бодрое настроение. Из темной глубины своей нищеты они подымаются к ощущению своего человеческого достоинства, к доверию, к дружбе».
В «Учреждении для бедных» (Нейгоф) Песталоцци давал сиротам и беспризорным детям начальное образование и навыки ремесла. Труд, по его мнению, развивает физические силы, ум, нравственность. По существу, опыт «Учреждения для бедных» - это попытка соединить обучение с производительным трудом.
Песталоцци формулирует принцип самоценности личности, отрицающий возможность приносить личность в жертву даже во имя всеобщего блага.
Любовь к детям со стороны воспитателя - важнейшее средство воспитания. Дети друг с другом и с воспитателем объединяются совместной жизнью и деятельностью в дружную семью. Воспитательное воздействие личности педагога имеет первостепенное значение.
Идея саморазвития личности в процессе воспитания: все заложенные в ребенке силы стремятся к саморазвитию, необходимо использовать активность самого ребенка в развитии заложенных в нем от природы задатков. Задача педагога - содействовать саморазвитию всех сторон детской натуры через организацию собственной активной деятельности детей. Основа саморазвития во взаимодействии знаний и умений.
Принцип природосообразности в формулировке Песталоцци означает, что внутренние силы ребенка по свойственной им природе стремятся к саморазвитию, педагог должен посредством воспитания развивать заложенные в ребенке духовные и физические силы. Воспитание будет результативным, если будет направлено на развитие природных задатков, внутренних сил. А природа ребенка достигнет совершенства при поддержке воспитания.
Обучение, по мнению Песталоцци, должно быть развивающим. Учебный предмет - средство развития способностей (в противоположность приобретению знаний). Всестороннему развитию ребенка соответствует развитие силы знания (умственное воспитание), силы умения (физическое воспитание), силы души (нравственное воспитание). Обучение способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний м развивает умственные способности. Усвоение знаний не должно быть оторвано от умения их применять.
Необходимость максимального упрощения приемов начального обучения реализовалась в теории элементарного обучения. «Метод» Песталоцци заключается в такой организации обучения, при которой дети продвигаются от простейших элементов знания к более сложным, от беспорядочных ощущений к ясным представлениям и понятиям. Основа обучения - наглядность. Обучение опирается на специально организованный собственной опыт наблюдений ребенка за предметами окружающей действительности. Простейшие, исходные для изучения элементы: форма, число, слово. Обучение состояло в последовательном выполнении упражнений по наблюдению за предметами, определению их признаков, формы, меры, словесных обозначений.                                                             ,
И. Г. Песталоцци - педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широкую международную известность. Его наследие высоко оценивали К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев.

Литература

Джуринский  А. Н. Зарубежная школа: история и современность. - М. , 1992.
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М. , 1998.
Джуринский А. Н. История педагогики. - М, 2000.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М. , 2001.
Коменский Я. А. , Локк Д. , Руссо Ж. Ж. , Песталоцции И. Г. Педагогическое наследие. - М. , 1987.
Лещинский  В. И. Лаврикова  Г. В. Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.
Песталоцци И. Г. Избр. пед. соч. : В 2-х т. - М. , 1981.
Пинкевич   А. П., Медынский   Е. Н. Иоганн Генрих Песталоцци: Его жизнь, учения и влияние на русскую педагогику. - М. , 1927.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М. , 1981.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841)

И. Ф. Гербарт - философ, психолог, педагог. Взгляды Гербарта сформировались под влиянием немецкой философии И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинга, французских мыслителей XVIII в. , впечатлений от педагогических идей И. Г. Песталоцци. Его «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» (1806) - первый опыт научного построения педагогической теории. Гербарт выводит свою педагогическую систему из философии (целеполагание) и психологии (средства, методы образования). Педагогика мыслится им только в научной форме. Но это и наука, и искусство одновременно (как сумма навыков, необходимых для решения поставленных задач, Деятельная педагогическая практика).
Философские и психологические основы педагогики Гербарт представляет следующим образом. Мир состоит из простых первичных сущностей «реалов», находящихся в различных соотношениях друг с другом. Душа человека - самостоятельная субстанция. «Реалы» души - представления - находятся в статике и динамике, стараются вытеснить друг друга за пределы «порога сознания» в сферу бессознательного. Родственные представления усиливают друг друга, противоположные - ослабляют, забываются. Апперцепция - усвоение новых представлений ла основе уже имеющихся. Вся психическая деятельность сводилась . Гербартом только к сложному взаимодействию представлений. Содержание души разворачивается постепенно в конкретном опыте личности. Человек — результат сложного синтеза, индивидуальной природной сущности с общественным воздействием на личность.
Гербарт сформулировал принцип воспитывающего обучения, в соответствии с которым целенаправленное обучение развивает чувства, желания, волю личности, т. е. ее внутренний опыт. Обучая, педагог целенаправленно воспитывает. Эти стороны находятся в нерасторжимом единстве: обучение без воспитания - средство без цели. Организация учебно-воспитательной деятельности - средство формирования нравственной воли. Понимание возможности осуществления воспитания только через обучение приводит к ограничению функций воспитания воздействием на интеллектуальную сферу личности.
Из этической идеи прекрасного, совершенства идеальной личности, выводится цель воспитания: формирование нравственности («свободной твердости духа» индивида как волевого подчинения этическим идеям, существующим «вовне»). Первичные этические идеи (внутренней свободы, совершенства, благожелательности, права, справедливости) выступают критериями оценки поведения человека в обществе с точки зрения соотношения воли личности с волей других членов общества. Будучи включенным в общественные отношения, человек подчиняется нравственному закону. В процессе взаимодействия личности с обществом совокупность этих идей составляет основу всеобщей морали. Личность, по мнению Гербарта, должна «свободно» принимать нормы общества, потому что не может иначе. Гербарт подразделяет цели на возможные (те, которые воспитанник в дальнейшем может сам поставить перед собой, нужные для будущей профессии) и необходимые (нужные в любой сфере, те, которые определяются нравственностью, необходимой для всех; они осуществляются через развитие твердой воли, нравственного характера).
Три раздела воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание.
Управление, подавляющее «дикую резвость ребенка» (дисцип-линирование, приучение ребенка к порядку), создает необходимые предпосылки для нравственного воспитания. Повиновение ребенка он рассматривает как первое проявление «доброй воли». Рассматривая управление как условие, необходимый предваряющий собственно воспитание этап, Гербарт тем не менее не освобождает воспитание от свойственных управлению элементов, оно должно осуществляться и средствами принудительного педагогического воздействия. Средства управления: угроза, надзор, приказания и запреты, наказания; авторитет и любовь как вспомогательные средства.
Обучение должно быть основано на развитии разносторонних интересов. Интерес - проявление внутренней активности личности, он пробуждает желание к дальнейшему обучению. Развитие разносторонних интересов в ранний период - основа для дальнейшего выбора личности и реализации ее склонностей, оно происходит путем формирования разнообразных представлений через широкий круг учебных предметов. Благодаря многосторонности «человек приходит к осознанию своего внутреннего «я». Гербарт выделяет непроизвольный и произвольный виды внимания, которое играет роль в пробуждении интереса.
Абсолютизация и универсализация ступеней обучения, разработанных Гербартом, приводили к формализму в организации урока и обучения в целом.
Нравственное воспитание, как взаимодействие с воспитанником с целью воздействия на его личность, направляет чувства, желания, волю и действия детей. В центре его - выработка нравственного характера через внедрение в сознание ребенка моральных понятий, забота воспитателя об устойчивости его воли. Средства воспитания: установление границ поведения детей; создание условий, в которых воспитанник осознает последствия непослушания; четкие правила поведения; одобрение и порицание; «увещевания». Одним из важнейших средств является непререкаемый авторитет воспитателя. Система воспитания отличается авторитаризмом: нравственные цели достигаются средствами подавления личности ребенка.
Отсутствует трудовое воспитание, так как задача — воспитать мыслителя. Огромное значение придает религиозному воспитанию.
Теория Гербарта оказала большое влияние на последующее развитие мировой теории и практики. Она получила широкое распространение и в России.

Адольф Дистервег (1790-1866)

А. Дистервег - теоретик народной школы, основоположник педагогического образования в Германии, «учитель немецких учителей». Вся его деятельность подчинена созданию школы, развивающей у детей самостоятельное мышление и активность, и подготовке для этого учителей. Демократическая идея общечеловеческого, внесословного, светского воспитания отражена в общей задаче школы - воспитании национального самосознания в духе добра, справедливости, гуманности, веротерпимости.
Целенаправленное воздействие и свободное развитие внутреннего потенциала личности — неразрывные взаимосвязанные звенья единого процесса воспитания. Важнейшие требования к воспитанию - его природоеообразность (как следование за процессом естественного развития, учет возрастных и индивидуальных способностей) и культуросообразность (как учет внешних условий, современной человеку культуры, установление связи между воспитанием и духовной жизнью общества). Суть воспитания он видел в возбуждении и напряжении природных сил ребенка.
Развитие в детях самодеятельности - важнейший принцип, условие и цель образования. Знания не могут быть сообщены, человек приобретает их в результате собственной активности. Развитие самодеятельности детей - основное назначение учителя.
Развивающее обучение. Учебный предмет - средство, а не самоцель. Все обучение происходит ради образования, развития ученика. Субъективное начало в образовании имеет главенствующее значение по сравнению с объективным. Обучение имеет своей главной задачей развитие умственных сил и способностей ребенка, формальное образование должно сочетаться с материальным, со знаниями, получаемыми детьми самостоятельным путем. Обучение носит воспитывающий характер. Дистервег выступал за реальное образование. Он создал и обосновал законы и дидактические правила развивающего обучения: по отношению к субъекту обучения (соответствие психологическим, физическим особенностям детей), к изучаемому предмету, к внешним условиям, к профессиональным качествам учителя. Наглядное обучение понималось им как элементарное, необходимое для начального обучения.
Требования к учителю. Личность учителя играет решающее значение в процессе образования. Он должен творчески подходить к использованию правил и методов обучения. Успешность обучения обеспечивается не методом (Я. А. Коменский), а учителем. Так как учитель занимается развитием учащихся, важнейшее значение имеет саморазвитие учителя.
Рассматривал педагогический опыт как источник развития педагогической науки.

Литература

Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. - М. , 1992.
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М. , 1998.  
Джуринский А. Н. История педагогики. — М, 2000.
Дистервег А. Избр. пед. соч. - М. , 1956.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М. , 2001.
Лещинский В. И. , Лаврикова Г. В. Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М. , 1981.

О. Конт - один из основоположников позитивизма (позитивизм - направление в философии, сильно повлиявшее на педагогическую мысль XIX в. Согласно ему, наука должна не объяснять, а описывать явления действительности. Подлинное, позитивное знание может дать только наука). Видел возрастание значения социального фактора воспитания по мере развития общества. Воспитание и образование - совокупность объективной жизни как постепенной подготовки к субъективной.

Герберт Спенсер (1820-1903)

Г. Спенсер, автор педагогического трактата «Воспитание умственное, нравственное и физическое» - английский философ-позитивист, противник революционных преобразований. В своих философских идеях обосновывает эволюционные законы развития природы и общества: согласно законам естественного отбора, выживают наиболее приспособленные в жизни, следовательно, воспитание должно помогать в приспособлении к жизни, человеку необходимо давать только то, что пригодится в жизни, будет ему полезно. Нравственность - средство смягчения борьбы между эгоизмом и альтруизмом, в ее основе лежит не борьба, а стремление к счастью, что является моментом всеобщей эволюции.
По Спенсеру, действия индивида, направленные на удовлетворение собственных потребностей способствуют удовлетворению потребностей всего общества. Назначение воспитания - устранить противоречия между личностью и обществом. Цель - сделать человека способным жить полной жизнью. Задача - готовить к практической жизни с учетом реальных внешних условий.
Считал, что образование должно отвечать принципу полезности знаний и их соответствия различным видам человеческой деятельности. Задача образования - дать знания, связанные с основными видами деятельности (самосохранение, добывание средств к существованию, сохранение рода, досуг). Содержание и методы обучения и воспитания должны соответствовать этапам умственного развития ребенка, способствовать развитию его активности, а изучаемые предметы должны быть полезными.
Нравственное воспитание, по мнению Г. Спенсера, должно развивать способность человека управлять собой, а не быть управляемым. Основной метод воспитания — метод естественных последствий. Противник жестокости, насилия во всех его проявлениях. Педагог должен ненасильственно управлять нравственным становлением ученика.
Педагогические идеи Спенсера отличаются с одной стороны утилитаризмом, с другой - направленностью на обеспечение условий для развития индивидуальности. В то же время, он оправдывал неравное образование для людей различных слоев.

Теория свободного воспитания

Теория свободного воспитания продолжает руссоистские традиции. Главное внимание школа должна уделять развитию творческих созидательных сил, индивидуальных дарований, задатков и склонностей ребенка, его познавательной деятельности, самостоятельности, самодеятельности, саморазвитию. Важна и необходима преемственность между семьей и школой, материнские функции приобретают особую социальную значимость. Ведущую роль в воспитании должны играть переживание и накопление личного опыта воспитанника. Использование теории свободного воспитания на практике зачастую приводило к отказу от систематических занятий по овладению основами наук, замене их занятиями спортом, играми, творческими работами, что отрицательно сказывалось в конечном итоге на общем развитии детей.

Эллен Кей (1849-1926)

Э. Кей - шведский педагог, писательница. В «Веке ребенка» предложила формулу - «исходя из ребенка». Одна из задач общества, по ее мнению, - создание нового поколения образованных матерей. Домашнее воспитание спасает ребенка от обезличивания, развивает индивидуальность ребенка. Таким образом подчеркивалась социальная значимость материнских функций.

Мария Монтессори (1870-1952)

Школа М. Монтессори, итальянского психиатра и педагога, основана на теории свободного воспитания. Деятельность школы направлена на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста путем развития отдельных чувств и органов восприятия в сензи-тивные периоды (т. е. периоды в развитии ребенка, когда он становится особенно чувствительным к соответствующим данному периоду внешним воздействиям). М. Монтессори сформулировала принцип организации особой воспитывающей и активно формирующей среды, в которой развиваются дошкольники. Ребенку необходимо предоставлять условия для самовоспитания и самообучения. Ввела самостоятельные, индивидуальные занятия детей с материалами. Разработала интересный дидактический материал.

Фриц Гансберг (1871-1950)

Ф. Гансберг - немецкий педагог. Цель образования видел в формировании личности ребенка через стимулирование его творческого саморазвития, развитие познавательной активности. Важную роль отводил написанию сочинений, решению проблемных задач и т. п.

Людвиг Гурлитт (1855-1931)

Л. Гурлитт - немецкий педагог. Подчеркивал необходимость развития активности ребенка, всех его сил. Важно воспитание независимости суждений, воли, дисциплины. Содержание учебных программ у Гурлитта заменялось эстетическим воспитанием и ручной деятельностью. Занятия состояли из спорта, игр, творческих работ, бесед и т. п.

Экспериментальная педагогика

Экспериментальная педагогика ввела в научный арсенал педагогики и психологии экспериментальные методы исследования, появился термин «педагогический эксперимент». Основной принцип - принцип саморазвития личности. Ее представители (А. Лай, Э. Мёйман, Э. Торндайк, А. Бине) исходили их того, что только на основе достоверных эмпирических фактов из педагогической практики, проверяемых затем опытным путем, можно достигнуть настоящего усовершенствования педагогического процесса, объективной и научной его организации. Представители экспериментальной педагогики абсолютизировали эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, систему количественного измерения IQ («ай-кью» - коэффициент интеллекта ребенка). Обучение должно было следовать стадиям биологического развития человека, поэтому содержание экспериментальной педагогики сводилось к получению сведений из анатомии, физиологии, психологии.
Экспериментальная педагогика стимулировала развитие дидактики, исследования процессов понимания, особенностей внимания, разработку тестовых методик проверки умственного развития детей и т. п. Однако ее представители переоценивали роль биологического фактора в становлении ребенка, переносили закономерности психофизиологического развития детей в педагогику, не находили разумного баланса между теоретическими и экспериментальными исследованиями.
Экспериментальная педагогика дала импульс к возникновению педологии.

Педология

Педология - наука о детях, их потенциальных возможностях, представляющая собой синтез психологических, биологических, социологических знаний. Особенности ребенка предопределены наследственностью и влиянием социума, утверждали педологи и ставили своей задачей получение комплексных, целостных знаний о ребенке на основе тестирования. Основатели - Э. Торндайк, Г. -С. Холл, А. Бине, Э. Мёйман. Ценным в педологии было ее стремление изучать ребенка в условиях комплексного подхода, ее практическая направленность на диагностику психического развития.
Педология получила широкое распространение в России в начале XX в. (до 1936 г. ).

Эрнест Мёйман (1862-1915)

Э. Мейман - немецкий ученый, автор трехтомного систематического курса «Лекции по введению в экспериментальную педагогику». Считал, что необходимо всесторонне изучать ребенка, и это должны осуществлять не учителя, а специалисты (психологи). Педагогика, по его мнению, является самостоятельной наукой о факторах воспитания, пользующейся данными других наук (анатомии, физиологии, психологии, психопатологии, этики, эстетики). Преувеличивал роль искусственного эксперимента, отрицая педагогический эксперимент на уроке.

Вильгельм Август Лай (1862-1926)

В. А. Лай - немецкий ученый, педагог. На основе тезиса о единстве восприятия, его умственной переработки и внешнего выражения (которые должны стать основными элементами обучения) выдвинул идею школы действия вместо школы учебы. Деятельность ребенка является реакцией на окружающий мир. Эту деятельность необходимо организовать, поэтому центр воспитательного процесса необходимо сместить в сферу деятельности самого ребенка. Важнейшим принципом преподавания, по его мнению, выступает труд.
Биологизировал педагогику, считал, что в основе детских поступков, интересов лежат врожденные или приобретенные рефлексы, которые необходимо изучать. Ставил результаты воспитания в зависимость от психолого-биологического фактора. Механистически понимал процесс воспитания.

Альфред Бине (1857-1911)

А. Бине - французский психолог, изучал физиологические и психологические закономерности развития школьника. Разработал тесты на определение возрастных возможностей детей. Считал, что в воспитании необходимо опираться на врожденные способности.
Ребенок усваивает то, что его непосредственно касается, поэтому учащийся должен стать активным участником собственного образования.

Эдуард Торндайк (1874-1949)

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Лещинский В., Мозгарев Л., Неделина С., Седова Е. Краткий справочник по курсу История образования и
Интернациональное воспитание
Лещинский В., Мозгарев Л., Неделина С., Седова Е. Краткий справочник по курсу История образования и 11 человека

сайт копирайтеров Евгений