Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Работы: «О методе обучения», "О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам». С воспитанием связывал преобразование мира, изменение государственного и церковного уклада, достижение счастья. Труд - критерий нравственности. Идея народного образования. Высочайшая цель формирования ребенка - воспитание ощущения морального долга и религиозного послушания.
Заметим, что гуманистическая проблематика в эпоху Возрождения носила в определенной степени аристократический характер, идеи гуманности, свободы, творчества, всеобщего образования были абстрактными и не соотносились с конкретными социальными условиями.

Движение Реформации

Большую роль в становлении педагогических идей Реформации сыграли М. Лютер (1483-1546) и Ж. Кальвин (1509-1564). Реформация - это движение против засилья католицизма как господствующей идеологии, стремление к перестройке религиозного сознания в духе рациональной трактовки христианства. Лозунг широкого образования детей всех сословий на родном языке. Распространению образования служили школы в «братских общинах» -светских организациях, исповедующих идеалы христианского коммунизма (как, например, «Чешские братья»). В основе Реформации лежал идеал общины, подчиняющей себе личность. Воспитание становилось инструментом власти над людьми.

Движение Контрреформации

Контрреформация - католическая реакция на движение протестантизма. Выступало против гуманистической традиции, противопоставив ей иезуитскую систему воспитания. Создавались бесплатные общественные начальные школы. Прогрессивные методы (состязания, конкурсы, театрализованные представления, школьное самоуправление и др. ) сочетались с тотальной слежкой, авторитаризмом и формализмом обучения. Цель - воспитание фанатической преданности католической церкви.

Литература

Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2-х т. -М. , 1984.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М. , 1965.
Безрогов В. Г. , Мошкова Л. В. , Огородникова И. И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе // Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели, историография. - М. , 1996.
Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднегосредневековья и начала Нового времени (исследования и материалы): Сб. научн. трудов. / Под ред. К. И. Салимовой, В. Г. Безрогова. - М. , 1990.
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М, 1998.
Джуринский А. Н. История педагогики. - М. , 2000.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М, 2001.
Лещинский  В. И. , Лаврикова  Г. В. , Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.
Меньшова В. М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса. М. , 1985.
Монтень М. Опыты: В 3-х кн. - М. , 1980.
Мор Т. Утопия / Пер. Ю. М. Каган. - М. , 1978.
Рабинович  В. Л. Ученый человек в средневековой культу
ре: Наука и культура / Под ред. Б. И. Келле. - М. , 1984.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / Пер. Н. Любимова. - М, 1981.
Струков  Б. Г. Университеты Германии как центры образования и культуры в средние века. - М, 1980.
Уваров П. Ю. Университет в средневековом городе // Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М. , 1981.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М. , 1981.
Эразм Роттердамский. Философские произведения / Отв. ред. В. В. Соколов. - М. , 1986.

Ян Амос Коменский (1592-1670)

Я. А. Коменский - великий чешский мыслитель, общественный деятель и педагог. Участник национально-освободительного движения в Чехии, один из руководителей «Чешских братьев», продолжатель национально-освободительного гуситского движения. Его педагогическая концепция формировалась под непосредственным влиянием плохо сочетавшихся между собой, во многом несовместимых, протестантизма, античной философии и идей Возрождения. Но главным в его мировоззрении был гуманизм.
С именем Коменского связано становление педагогики как самостоятельной отрасли знания. Его педагогические труды стали основой для развития педагогической теории и практики XVII и последующих веков, идеи реализуются в школьной практике и сегодня. Для педагогических взглядов Коменского свойственна ориентация на формирующую, знаниевую парадигму.
Демократизм и гуманизм взглядов Коменского проявился в идеях обучения всех всему (людей всех сословий, мальчиков и девочек), соответствие воспитания свойствам человеческой природы, соответствие содержания образования природному развитию ребенка, обучение на родном языке, воспитание как развитие духовных сил ребенка, личность как совершенное творение природы. Коменский видел в воспитании предпосылку для дальнейшего прогресса человечества: «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него граждане. В обилии мудрецов - счастье мира».
Центральной в педагогической концепции Коменского стала идея пансофии - всеобщей мудрости, под которой он понимает необходимость универсального знания о реальном мире вещей и явлений. Эта идея играет ведущую роль в определении цели воспитания, содержания образования, организации и методов обучения.
Цель школы: «стать мастерской для выработки из людей подлинных людей». Школа должна развивать способности, совершенствовать языки, давать реальные знания о реальном мире, воспитывать нравственность, готовить к разумному управлению собой и вещами.
Под воспитанием Коменский понимает целенаправленный и организованный процесс  формирования ребенка в специально организованной среде под непосредственным руководством воспитателя-учителя.
Содержание образования: научное образование (ему соответствует реальное знание, пригодное в жизни, «открывающее двери природы», отобранное и отжатое); добродетель, или нравственность (добродетели: мудрость, умеренность, мужество, справедливость, достоинство, гуманность, привычка к труду, терпение, обуздание страстей), огромную роль отводил дисциплине как сознательному соблюдению школьных законов, норм, своего долга; религиозность, или благочестие. Упоминал также эстетическое, физическое воспитание, подготовку к труду.
Принцип природосообразности: человек - часть природы, и его воспитание должно строиться по тем же законам, которые существуют в природе. В такой формулировке принципа природосообразности говорится не об индивидуальной природе каждого человека, а только об общих природных закономерностях развития и воспитания человека.
Коменский первым спроектировал образовательный процесс, сформулировал законы организованной школы, создал классно-урочную систему, выдвинул дидактические принципы: наглядности («золотое правило дидактики»), сознательности, систематичности, прочности, посильности, развития познавательной активности и др.
Исходя из принципа природосообразности, разработал возрастную периодизацию, которой соответствует система школ (материнская школа - до 6 лет; школа родного языка - до 12; латинская школа - до 18; академия - до 24 лет) и определенное содержание образования на каждом из возрастных этапов.
Роль учителя: возвысил учителя, значимость его труда. Учитель - пример, источник знания, организатор учебного процесса. Главное для него - владение методом обучения. В то же время считал метод универсальным средством, применение и успех которого не зависит от личности учителя.
Педагогические идеи Коменского не утрачивают своей актуальности по сей день.

Литература

Алый Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского / Пер. с нем. - М. , 1957.
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М. ,1998.
Джуринский А. Н. История педагогики. - М. , 2000.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М. , 2001.
Коменский Я. А. Избр. пед. соч. : В 2-х т. - М. , 1982.
Коменский Я. А. , Локк Д. , Руссо Ж. Ж. , Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. — М. , 1987.
Красновский А. А. Ян Амос Коменский. - М. , 1953.
Лещинский В. И. , Лаврикова  Т. В. , Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М. , 1981.

Идеи просветительства обусловлены научной революцией XVII в. (экспериментально-математическое естествознание было необходимо для стимулирования и развития производства), философскими материалистическими идеями Нового времени (Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса и др. ), выводящими на первое место рациональное мышление, подчинение веры разуму. Эпоха зарождения капиталистического способа производства требовала нового подхода к знаниям, обучению. Сторонники Просвещения считали возможным изменить общественное устройство согласно требованиям разума, путем просвещения, воспитания «особой породы людей». Наука в педагогике просвещения приобрела мировоззренческие функции, развитие нравственности и гражданственности ставились в зависимость от прогресса науки и искусства.

Джон Локк (1632-1704)

Англия - родина просветительства. Д. Локк - английский философ, просветитель, государственный деятель; в своих философ-ско-педагогических воззрениях отразил эпоху революционно-демократических преобразований в Англии и интересы нового формирующегося класса буржуазии. Ф. Энгельс назвал Локка «сыном классового компромисса 1688 г. ». Он отстаивает социальные теории «естественного права» и договорную теорию происхождения государства.
Воспитание джентльмена ("Мысли о воспитании" -1693) - необходимая программа для обоснования права нового человека управлять государством.
Критика теории врожденных идей (Р. Декарта, Г. В. Лейбница) привела к созданию теории «чистой доски» («Опыт о человеческом разуме» - 1690): душа ребенка от рождения подобна чистой доске и формируется под влиянием внешних факторов, окружающей среды. Дети от рождения изначально равны. От воспитания и обстоятельств жизни зависит все развитие человека. Разница в результатах воспитания обусловлена также неравенством индивидуальных способностей, разной степенью прилежания. Это приводит к естественному имущественному и социальному неравенству.
Главные средства воспитания: пример, среда, окружение ребенка, выработка привычек.
Основа познания - чувственное восприятие (сенсуалистский взгляд). Кроме внешнего опыта существует и внутренний (рефлексия), обретаемый в акте мышления. Локк не отрицал естественных склонностей и индивидуальных особенностей детей, но считал, что девять десятых всех людей таковы, каковы они есть, только благодаря воспитанию.
Цель воспитания: становление гражданина, формирование нравственного характера. Необходима не только подготовка к успешному ведению дел, но и осознание воспитанником гражданской ответственности, возможности приносить пользу стране, вести добродетельную жизнь.
С актуальной для того времени идеей правового государства связана цель нравственного воспитания. Мораль выводится Локком из принципа пользы и интересов личности. Поведение человека должно быть разумным (регулятором поведения выступает здравый смысл), подчинено общественным интересам, однако во взаимодействии личности и общества приоритетное значение отдается индивидуальному началу. Моральные нормы должны быть не внешними регулятивами, а внутренними качествами личности.
Содержание образования более широкое, чем было до того принято, направлено на то, чтобы готовить к жизни, приносить воспитаннику практическую пользу (утилитаризм).
Роль воспитателя огромна, его задача - правильно регулировать каналы чувственного восприятия и формировать нужные знания, волевые устремления и мотивационные побуждения, развивать любознательность. Искусство воспитания в создании ситуаций, закрепляющих нужные привычки, в наблюдении за ребенком и подборе соответствующих его «страстям и господствующим наклонностям» методов.
Семья — среда, в которой воспитывается ребенок, ограждающая его от дурных внешних влияний. Воспитание дома осуществляется под руководством специально подобранного воспитателя (гувернера), являющегося наставником, примером.
Труд на свежем воздухе, занятия ремеслом полезны для здоровья, отвлекают от вредной праздности, дают закалку. Самостоятельное чтение совершенствует разум. Локк определяет круг самостоятельно изучаемой литературы («Мысли о том, что читать и изучать джентльмену»)
Локк предложил создавать обязательные для детей бедных (3-14 лет) рабочие школы, где дети бы обучались грамоте и основам ремесла, окупая издержки на свое образование («Рабочие школы»).
В теории Д. Локка выражен социоцентристский, формирующий подход к воспитанию. Соблазн создания «нового человека» на основании теории «чистой доски» (дальнейшее развитие теория получила в работах Гельвеция) проявился в социоцентристском подходе советской педагогики.

Джон Беллерс (1654-1725)

Дж. Беллерс - английский экономист, социальный реформатор, утопист. По его мнению, всеобщее вовлечение граждан в труд ведет к росту благосостояния страны. В «Проекте учреждения рабочего колледжа всех полезных ремесел и сельского хозяйства» изложил пути изменения общества путем трудового воспитания, которое рассматривал во взаимосвязи с физическим и умственным развитием. Считал физический труд наиболее полезным для человека и общества. Такое образование все - бедные и богатые, люди разных возрастов - могли бы получить в воспитательно-образовательных учреждениях, совмещающих промышленное предприятие и школу. Его концепция воспитания была основана на принципе: «Не трудящийся да не ест!».

Томас Пейн (1737-1809)

Т. Пейн - просветитель, участник Войны за независимость в Северной Америке и Великой французской революции. Название его философского трактата «Век разума» стало синонимом эпохи Просвещения. В «Правах человека» выдвинул идею бесплатного всеобщего обучения. Считал, что не просвещение масс приведет к социальным преобразованиям, а социальные изменения создадут условия для равноправного свободного образования.

Франсуа де Фенелон (1651-1715), Шарль Роллен (1661-1741)

Ф. дё Фенелон, Ш. Роллен - французские предшественники просветительства, отразили в своих произведениях педагогические идеи деятелей общины монастыря Пор-Рояль, оплота янсенизма (движение янсенизма во Франции включало в себя борьбу за новую организацию школ, против практики иезуитской школы. Концепция приближается к идеям Р. Декарта о господстве разума над авторитетом) во Франции. Новый подход янсенистов к задачам школы опирался на философские идеи нового времени Р. Декарта. Организация школ была близка идеям Я. А. Коменского.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755)

Ш. Л. Монтескье в «Духе законов» (1748) предложил заменить сословную школу системой демократического национального образования, воспитанием на идеалах конституционного государства. Его публикация положила начало борьбе за новые институты воспитания и образования.

Просветительское движение. Энциклопедисты

Абсолютизм во Франции в XVIII веке приходил к упадку (со времени правления Людовика XIV). Тогда же разворачивается просветительское движение. Великой французской революции предшествовала долгая идеологическая борьба, оплотом которой явились просветители. Во главе просветительства почти 30 лет стоял Вольтер. Передовые люди критиковали существующий строй, власть религии и церкви, были пропагандистами нового мировоззрения.
«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» - совместный многотомный труд французских просветителей под редакцией Д. Дидро, превратившего первоначально задуманную как словарь энциклопедию в мероприятие огромной политической и культурной важности, монументальное произведение общенационального значения. Цель: пропаганда нового естественнонаучного мышления, критика идеологии феодализма.
В создании «Энциклопедии» участвовали Э. Кондильяк, Ж. Л. Д'Аламбер, П. А. Гольбах, К. А. Гельвеций, Ж. -Ж. Руссо.
Теория «просвещенной монархии» - вера в разумное правление просвещенного монарха на благо народа, государства, монархии.
Спор о пределах возможностей воспитания, начатый Дж. Локком, продолжили К. А. Гельвеции и Д. Дидро.

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Ж. -Ж. Руссо - один из виднейших деятелей Французского Просвещения.
Краеугольным камнем его социальных и педагогических взглядов является естественное право человека быть свободным. Ж. -Ж. Руссо выдвинул теорию естественного и свободного воспитания. По его мнению, человек рождается справедливым, равноправным.
Воспитание должно следовать индивидуальной природе ребенка. Под природосообразностью воспитания Руссо понимал соответствие воспитания индивидуальным задаткам и возрастным особенностям ребенка. В каждый из четырех возрастных периодов решаются определенные воспитательные задачи.
Свобода - главное средство и условие воспитания. Одновременно и благо, и зло. Руссо требует уважения к личности ребенка, отмены всякого насилия: от телесных наказаний до подчинения воле воспитателя, навязывания готовых знаний.
Теория свободного воспитания по-новому определяет роль воспитателя, который, следуя природе ребенка, направляет его в заданное индивидуальной природой русло, косвенно помогает. Среда, общество не должны влиять на развитие ребенка, так как это мешает его свободе.
«Естественное воспитание» - воспитание как процесс естественного развития ребенка согласно его индивидуальной природе. Руссо отрицает общественное воспитание, поэтому ребенок должен воспитываться на природе, самостоятельно из собственного опыта получая необходимые знания. Вся окружающая среда, люди «подсказывают» правильное решение. «Естественные последствия» поступков, а не общественная мораль, покажут ребенку, что хорошо, а что плохо. Поэтому из обучения до 12 лет исключаются и книги (кроме «Робинзона Крузо» Д. Дефо).
Три вида воспитания: воспитание природой, воспитание людьми (развитие и использование способностей человека), воспитание вещами (формируется собственный опыт человека) дол5кны быть гармонично связаны.
В трактате «Эмиль, или О воспитании» Руссо дает программу воспитания добропорядочного гражданина, которая включает физическое воспитание, воспитание органов чувств, умственное воспитание в сочетании с трудовым обучением, нравственное и трудовое воспитание.
Ж. -Ж. Руссо оказал огромное влияние на становление развивающей парадигмы образования, его идеи и, в первую очередь, идея свободного воспитания оказала огромное воздействие на умы современников и последователей (Л. Толстой, М. Монтессори, К. Вентцель и др. ).

Просвещение в Северной Америке

Просвещение в Америке развивалось под влиянием идей английской философии. Оно было связано с борьбой за независимость, становлением и укреплением нового государства. Стремление обеспечить свободу, независимость, благосостояние народа заставляло государственных деятелей заниматься вопросами просвещения и образования.

Бенджамин Франклин (1706-1790)

Б. Франклин - ученый в области экономики, естествознания, философии, литературы, член Российской академии наук. Основатель учебных заведений. Говорил о необходимости такого образования, которое учило бы самостоятельно учиться. Возражал против ранней профессионализации в школе. Критиковал схоластическую систему образования, утверждая, что человек должен знать законы объективной реальности, что образование должно ориентироваться на потребности действительности, быть связанным с экономикой и культурой. По его проекту в 1751 г. в Филадельфии была открыта «Академия», состоящая из трех школ: классической, математической и английской, где предоставлялось право выбора типа образования.

Томас Джефферсон (1743-1826)

Т. Джефферсон - третий президент Соединенных Штатов Америки, автор проекта Декларации независимости, ректор университета штата Виргиния. В 1779 г. разработал проект закона о всеобщем распространении знаний, в котором школа утверждалась как всеобщая, бесплатная и обязательная. Школа должна быть такой, чтобы удовлетворять потребности нации. Участвовал в разработке модели трехступенчатой школы, принципиально отличной от европейской модели образования. Первая ступень - трехлетняя начальная школа, знакомила с основами грамотности и с ремеслами, необходимыми в обиходе. Вторая ступень давала прикладные знания для развития сельского хозяйства и промышленности, содержала два направления - для тех, кто склонен к ремеслам, и тех, кто склонен к наукам. Третья ступень - совершенствование знаний и практических умений по выбранному ранее направлению.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)

И. Г. Фихте - философ, представитель немецкого классического идеализма, педагог, профессор Иенского университета, профессор и ректор Берлинского университета. В философских воззрениях признает огромную роль человека как познающего мир и действующего. Возглавил группу немецких педагогов-просветителей, предложивших ряд проектов по созданию единой светской школы, общественно полезного обучения. Цель воспитания - развить цельного человека, для чего необходимо развивать у него волю и любовь к добру, творческую деятельность, создающую образы добра. Воспитание не мыслится им вне национальности. Основную роль в образовании отводил государству, которое таким образом создает для общества полезных граждан.

Фридрих Август Вольф (1759-1824)

Ф. А. Вольф - уделял внимание реорганизации гимназии, которая должна давать одновременно классическое образование и «современное», содержанием которого были бы практически полезные и необходимые знания.

Вильгельм Гумбольдт (1767-1835)

В. Гумбольдт - немецкий филолог, философ, государственный деятель. Реформатор гимназического образования. Инициатор открытия университета в Берлине (1810). Написал «Идеи к опыту», «Язык и философия культуры». Разработал общие принципы организации общественного воспитания, предлагал передать управление школой государству, ограничить изучение религии. Изъял гимназии из ведения церкви. Видел основополагающее образовательное и воспитательное значение языка.

Иоганн Бернгард Базедов (1724-1790)

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Лещинский В., Мозгарев Л., Неделина С., Седова Е. Краткий справочник по курсу История образования и 9 воспитания
В процессе обучения магницкий широко применял наглядные средства обучения
Избранные педагогические сочинения

сайт копирайтеров Евгений