Пиши и продавай! |
I. Cловари Речь в драме 1) Пави П. Словарь театра. "Действие словесное. <...> Действие в театре не сводится к простому перемещению или ощутимому сценическому движению. Оно также существует <...> во внутреннем мире персонажа в его развитии, в его решениях, в его дискурсе (речи). Отсюда термин "словесное действие" (по выражению ПИРАНДЕЛЛО, "azione parlata"). Любое слово, произнесенное со сцены, действенно более, чем где-либо, и в этом смысле говорить - значит делать" (c. 66). 2) Хализев В.Е. Диалогическая речь и монологическая речь // ЛЭС. C. 96. "Д. р. и м. р., - осн. типы речевой коммуникации. <...> (Д. р.) - это взаимное (чаще всего - двустороннее) общение, при к-ром активность или пассивность переходят от одних участников к другим, главное же - высказывания стимулируются предшествующими, выступая в качестве реакций на них. Для Д. р. наиболее благоприятны неофициальность и непубличность контакта, его устный и непринужденно-разговорный характер <...> Внеш. выражение М. р. - это преим. сплошное, не прерываемое "чужой речью" говорение, но монологичность порой преобладает и в речи реплицированной (собеседование мнимое, состоящее из реплик разных лиц о чем-то независимом от сообщаемого ранее, что имеет место в драматургии А.П. Чехова, или унисонно развертывающее в разных "словесных вариациях" одно умонастроение, как это свойственно пьесам М. Метерлинка). "Уединенные" М. <...> осуществляют "автокоммуникацию" <...> и нередко выступают как общение воображаемое. <...> "Обращенная" М. р. осуществляет общение реальное <...> однако двусторонний контакт говорящего и слушающих отсутствует или слабо выражен, их "роли" строго разграничены и остаются неизменными. Для устных монологич. обращений благоприятна иерархич. привилегированность говорящего..." Диалог драматический 1) Sierotwi?ski S. S?ownik termin?w literackich. "Диалог. Ряд высказываний двух или более лиц, реплики которых следуют поочередно и связаны между собой, принимая вид самостоятельной речи. Диалог генетически возникает из разговора как формы социального контакта в жизни и становится языковой структурой, передающей в литературных произведениях, характерной особенно для драмы". "Диалог драматический. Диалог, продвигающий действие, в котором высказывания персонажей, проявляющих свои намерения, имеют значение поступков. Может иметь характер трагический или комический". "Диалог эпический. Диалог, целью которого является сообщение о происшествиях, содержащий фрагменты повествования" (S. 61). 2) Wilpert G. von. Sachw?rterbuch der Literatur. "Диалог (греч. dialogos - переговоры), собеседование, т. е. в противоп. монологу речь и контрречь, осуществляемые попеременно двумя или более людьми; имеет в лит. многообразное значение: 1. в драме <...> представляет собой конструктивный элемент <...>, посредством которого в начале произведения излагается предыстория <...>, который движет действие дальше и позволяет обнаружиться противоположностям, из которых возникает конфликт. От волнующего ведения диалога в значительной степени зависит воздействие драмы" (S. 182). 3) Cuddon J.A. The Pinguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. "Диалог. Могут быть выделены два основных значения: (а) речь персонажей в любом типе нарратива, рассказа или пьесы; (b) литературный жанр, в котором "характеры" обсуждают какой-то предмет" (p. 239). 4) Пави П. Словарь театра. "Диалог. <...>Драматический диалог - это обычно обмен словами между действующими лицами. Однако в рамках диалога возможны и другие виды общения: между видимыми и невидимыми персонажами (тейхоскопия), между человеком и богом или призраком ("Гамлет"), между одушевленным существом и неодушевленным предметом (диалог с машиной или между машинами, телефонный разговор и т. д.). Главным критерием диалога является коммуникация и обратимость общения <...> если театр - демонстрация персонажей в действии, то диалог естественным образом становится предпочтительной формой выражения. И напротив, монолог выступает как произвольный декоративный элемент, мешающий восприятию и мало соответствующий требованиям правдоподобия в отношениях между людьми <...> в классической драме диалог является скорее последовательностью монологов, имеющих определенную автономию, чем обменом репликами, походящим на оживленный разговор ..." (c. 74-75). 5) Волькенштейн В. Диалог // Словарь литературных терминов: B 2 т. Т. 1. Стлб. 201-202. "Слово в драме действенно. <..> реплика и контр-реплика есть удар и контрудар (парирование удара) <...> Драматический диалог строится как обмен речами, воздействующими на партнера, иногда это воздействие прямое, прямой приказ, просьба или вопрос; такую реплику можно назвать действенной по преимуществу. Там же, где драматическая реплика принимает характер речи убеждающей, насыщенной, в целях убедительности, образами, сравнениями и сентенциями, - она является речью риторической". 6) Чернышев А. Диалог // Словарь литературоведческих терминов. С. 67. Комедия дель арте |
|
|
|