Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

"Топосы - это "твердые клише или схемы мысли и выражения", которые ведут свое начало из античной литературы и через средневековую латинскую литературу проникают в средневековые литературы на национальных языках и далее - в литературу Ренессанса и барокко <...> Исследование топоса имеет два аспекта. Оно изучает прежде всего литературную традицию определенных опредмеченных образов, мотивов или даже духовных отражений; с другой стороны, оно исследует традицию определенных технических приемов изображения. <...> еще влиятельнее стала традиция одушевленного ландшафта. Готовый ландшафтный сценарий протянулся через столетия, к нему относятся определенные кулисы: луга. ручьи, легкие дуновения, птичье пение и т.п. Без знания традиции этого топоса, который порой становится настоящим мотивом, особенно в лирике ХVII века, все исследования, которые из таких сцен хотели вывести чувство природы того или иного поэта, повисают в воздухе" (с. 98-101).

"Под эмблемой понимают знак. которому приписывается определенный смысл. Для поэзии неоценимое значение имеет собрание "Emblemata". которое первоначально опубликовано в 1552 году <...> К примеру здесь можно увидеть изображение странного зверя. Из сопроводительных стихов явствует, что это должен быть хамелеон; смысл однако выражен уже в заголовке: in adulatores. Хамелеон, следовательно, символизирует лесть <...> Поэты барокко и образованная публика были доверительно знакомы с эмблематикой" (с. 104-105).

[Гл. IV. Языковые формы. 3. Риторические фигуры].

"В античных теориях и наставлениях по красноречию <...> языковые средства, украшающие, либо уродующие речь <...> обозначались как figurae rhetoricales, иногда также как flores rhetoricales. Учение об этих фигурах, особенно в той форме, которую ему придал Квинтилиан, сделалось прочной традицией; оно присутствует в почти неизменной форме в риториках и Artes dicendi средневековья, гуманизма и барокко. Последовательность и группировка при этом варьировались; но по большей части и здесь примыкали к античной традиции, которая, к примеру, разграничивала уже обе большие группы - figurae verborum и figurae sententiarum, или тропы" (с. 162).

"Для новейших исследований стиля фигуры не обладают никаким преимущественным положением. В лучшем случае они находятся на одной плоскости с рассматриваемыми до сих пор и предлагаемыми в дальнейшем стилистическими приметами. <...> Что они вносят для конструирования поэтического произведения - подлежит исследованию в каждом отдельном случае; обозначить их как "украшение" - значит, обыкновенно, сказать мало и, чаще, неверно" (c. 163).

2) Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика.

"Приемы изменения основного значения слова именуются тропами. <...> В тропах разрушается основное значение слова; обыкновенно за счет этого разрушения прямого значения в восприятие вступают его вторичные признаки. Так, называя глаза звездами, мы в слове "звезды" ощущаем признак блеска, яркости (признак, который может и не появиться при употреблении слова в прямом значении, например "тусклые звезды", "угасшие звезды" или в астрономическом контексте "звезды из созвездия Лиры"). Кроме того, возникает эмоциональная окраска слова: так как понятие "звезды" относится к кругу условно "высоких" понятий, то мы влагаем в название глаз звездами некоторую эмоцию восторга и любования. Тропы имеют свойство пробуждать эмоциональное отношение к теме, внушать те или иные чувства, имеют чувственно-оценочный смысл. В тропах различают два основных случая: метафору и метонимию" (с. 52).

"В поэтической речи очень часто синтаксические конструкции, имеющие вполне определенное узуальное значение, употребляются не в собственном своем значении. Так, весьма употребителен риторический вопрос <...> К тому же типу принадлежит и риторическое обращение <...> Такова же природа риторического восклицания <...> Все эти конструкции (так называемые фигуры) имеют двойную функцию. Помимо непосредственного своего эмоционального воздействия, они обладают еще длительной литературной традицией. <...> Учение традиционных поэтик и риторик о фигурах представляет собой собрание частных и разнородных словесных приемов, применяемых в эмоционально-повышенной речи. Приемы эти коренятся в приемах разговорной речи, и если нет особой установки внимания на "фигуральность" выражений и их литературность не подчеркивается специальной "высокой" лексикой, то они воспринимаются как нормальная форма эмоционально-повышенной речи" (с. 76-78).

3) Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций.

"В античном наследии сохранилось также большое число риторик, поучений ораторскому красноречию. В этих старых учебниках риторики мы находим греческую и отчасти латинскую терминологию в области стилистики, которой мы пользуемся до сих пор, характеризуя поэтический язык. В частности, такие слова, как "метафора", "метонимия", "эпитет", названия различных поэтических фигур, заимствованы именно из античных риторик" (с. 231). "Мы будем говорить о поэтической семантике, об изменении значений слов в поэтическом языке. В античной стилистике и в античной риторике этот круг вопросов был наиболее разработан, и его называли "учением о тропах" ..." (c. 307). "...повторение представляет собой сложный комплекс явлений, и синтаксическая сторона - только одна из сторон повторения. С чисто описательной - морфологической, формальной точки зрения можно выделить несколько разных типов повторений. В старых стилистиках именно эта описательная, формальная сторона более всего изучена". "Можно указать на четыре способа расположения повторяющихся слов ..." (с. 363-364).

III. Специальные исследования.

1) Античные теории языка и стиля / Под общ. ред. О.М. Фрейденберг.

"Квинтилиан, VIII, 6, 1.

Троп есть такое изменение собственного значения слова или словесного оборота в другое, при котором получается обогащение значения. Как среди грамматиков, так и среди философов ведется неразрешимый спор о родах, видах, числе тропов и их систематизации" (с. 215).

"67. Вообще же такой оборот, где значение слов остается неизменным, меняется же только структура речи, может быть скорее назван словесной фигурой, как это и полагали многие" (с. 225).

"Квинтилиан, IХ, 1.

10. Фигура определяется двояко: во-первых, как всякая форма, в которой выражена мысль, во-первых, фигура в точном смысле слова определяется как сознательное отклонение в мысли или в выражении от обыденной и простой формы. <...> Но следует понимать под фигурой только те случаи, когда простое и естественное выражение изменяется в сторону большей поэтичности или красноречия" (с. 259-260).

"Квинтилиан, IХ, 3.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Диалог имеет в виду непосредствен ное столкновение двух собеседников
Возникновение осознания формы именно как предпосылку для такого восприятия художественного произведения
Классицистической трагедии вина возлагается на героя
Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика понятия и определения 4 функции
Иногда понимают чисто внешнюю организацию произведения

сайт копирайтеров Евгений